"Лексика. Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Скорина  Марина  Викторовна

"Лексика. Слово и его лексическое значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Тип урока : изучение нового материала 

Цели :

Образовательные:

1.Знать понятие «Лексика» ;

2. Знать , какие слова называются многозначными;

3.Знать особенности определения лексического значения слова;

4.Уметь определять лексическое значение слова;

5. Знать определения синонимов ,антонимов ,омонимов, уметь находить их в тексте .

Развивающие :

1.Развивать навыки определения лексического значения слова ;

2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова ;

2.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

3.Развивать связную речь учащихся.

Воспитательные:

1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов , омонимов ,многозначных слов в русском языке.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ,ребята! Запишите в тетради дату сегодняшнего урока.

II. Словарная работа

- Сегодняшний урок мы начнем с словарной работы.

Один ученик работает у доски , записывает слова которые ему диктует учитель и объясняет орфограммы. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь , обозначая орфограммы.

Словарная работа :

Багряный , коллекция , развитый ребёнок , развитой язык, пичужка, бордовый , солнце , пошёл

в  лес .

III. Объяснение нового материала

- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? (Синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфография ) Какие из  разделов  русского языка мы с вами уже повторили ?

- Итак ,сегодня мы приступим к повторению одного из разделов русского языка.

- Сейчас я продиктую вам несколько предложений ,  а вы запишите их , пожалуйста ,в тетрадь (Ученики записывают в тетради предложения ,которые им диктует учитель) .

  1. Художник взял кисть , обмакнул её в зеленую краску и начал преображать кисть рябины , которую он нарисовал на холсте.
  2. Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.

  1. В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.
  2. Если бы молодость знала, если бы старость могла.

- Как вы думаете , на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово кисть ,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .)

- Итак ,мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.

-Как вы думаете ,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня? ( Лексика ).

Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).

IV. Фронтальный опрос

- Итак , какие слова можно назвать многозначными? Если можете ,приведите примеры таких слов.

Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.

V. Закрепление изученного материала

 - Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы  в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.

Целеполагание :

- Как вы считаете  ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).

- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение

Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.

Упражнение 92.

Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дил руж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.

Вывод :

-Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).

- Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило на странице 52.

Один из учащихся читает классу правило .

- Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст , а потом  мы найдём с вами многозначное слово.

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова ).

- Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .

Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.

Упражнение 94.

— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.

— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…

— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.

— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

(Ю. Нагибин.)

- Кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете ,почему колодезь – журавль получило такое название?  Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки , оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет  в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Вывод :

- Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)

- Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)

- Итак ,цель - подобрать антонимы  к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Учащиеся работают устно , называя составленные словосочетания.

Упражнение 99.

Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).

- А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом а или но и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.

Вывод :

- Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).

VI .Рефлексия .Подведение итогов.

- Что изучает лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Чем различаются однозначные и многозначные слова?

- Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?

- Что такое лексикология?

- Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?

- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?

VII. Домашнее задание .

- Дома вы выполните упражнение 100 ,в котором вам нужно будет озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Запишите синонимы к выделенному слову ,если они существуют.

Упражнение 100.

Отец пересмотрел запасные камеры, почистил свечи в мотор.., проверил и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

— Интересная, брат, у меня вещь получается,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход…т, что литров под три. дцать горючего я сэкономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём домой отбыть. Через другой перевал.

Помн..шь, рассказывал я о нём?

— Помню,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?

Но отец хотел (с, з)делать приятное Сергею и отмахнулся от его возражений.

— Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.

(П. Павленко.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....