программы тьюторского сопровождения одаренных детей по учебному предмету история
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Порошина Марина Борисовна

Тьюторское сопровождение одаренных детей для подготовки к одимпиадам и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyutorstvo.docx91.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья :

 Тьюторское сопровождение одаренных детей при изучении учебного предмета «История».

Автор: Порошина Марина Борисовна, учитель истории МБОУ СШ №95 города Архангельска.

Ключевые слова: одаренные учащиеся, тьюторское сопровождение, индивидуализация.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию - её главная задача. Во всех документах, от школьного до федерального уровня, поддержка одаренных детей провозглашается приоритетной задачей.

Одаренным учащимся присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. И обучать таких детей нужно по специально разработанным программам, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать чрезмерной психической нагрузки и переутомления при изучении учебного предмета в школе.

Активное внимание учеников к  научно-исследовательской, проектной деятельности и участие в олимпиадах позволяют обратиться к тьюторскому сопровождению одаренных детей в изучении учебного предмета «История».

Система тьюторского сопровождения имеет несколько этапов.

На первом этапе диагностическом возможно использование:

 - индивидуального подхода в проверке знаний, через дифференцированные задания по предмету, ориентированные на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями, ролевые, имитационные игры, где одаренные дети могут проявить себя в процессе деятельности и реализации творческого потенциала. Например, игра по теме «Раннее средневековье», через темы политические события, исторические личности, географические названия, религии и культура. В разделе исторические личности представление персонажей эпохи с их характеристикой деятельности (Карл Великий, Юстиниан 1, герцог Бекингем).

- при выборе домашнего задания, различных необязательных вариантов творческих и исследовательских работ, направленные на развитие способностей, исследовательских умений и учитывающие индивидуальные познавательные возможности и потребности учеников, а также их возрастные возможности: сообщение или доклад по предложенной проблеме, сочинение, реферат, эссе, рисунки, создание макетов по понравившейся теме. 

- диагностических тестов на направленность интересов учащихся. Тесты на определение преобладания левого/правого полушария, карту интересов школьника, личностный опросник Г. Айзенка. Для родителей предлагается тест на определение у ребенка познавательной потребности (Юркевич В.С.).

Карта интересов:

Желание ознакомиться

Углубленное изучение

Практический интерес

1

Олимпиады по истории

+

Стать победителем или призером на олимпиаде школьного уровня и муниципального

2

Проектная деятельность

+

Создать проект по теме «Средневековые замки», для участия в конференциях школьного уровня и городского.

3

Исследовательская деятельность

4

Участие в конкурсах «Золотое руно», «Свидетельница веков» и другие

Стать победителем конкурсов и олимпиад  на всероссийском уровне.

5

Индивидуальное углубление знаний по предмету.

На проектировочном и реализационном этапе тьюторского сопровождения создается ресурсная карта и программа сопровождения к подготовке к олимпиадам, конкурсам и программа к подготовке по проектной деятельности:

Ресурсная карта к подготовке к олимпиадам и конкурсам по истории:

 

Ресурсы:         

Литература для подготовки к олимпиаде по истории:

  1. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс», авторы Е.В. Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе М.: Просвещение, 2013.
  2. Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание)
  3. Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.)
  4. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия).
  5. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999.
  6. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999.

Индивидуальная работа.

Интернет ресурсы: 

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
  2. Портал Особенности всероссийской олимпиады по истории, портал https://olimpiada.ru/activity/84
  3. Портал Подготовка к олимпиадам по истории, портал http://vmirehistori.blogspot.com/p/blog-page_98.html

Ресурсная карта по подготовке к проектной деятельности:

Ресурсы:

Литература о проектной деятельности:

  1. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.
  2. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

Литература по теме:

  1. Учебник «История Средних веков» 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М., Просвещение, 2011г.
  2. Замки. Дворцы. под ред. Ананьева Е. - М.: Аванта+, 2003.- 184 с.
  3. Иванов К. А. Многоликое средневековье. – Спб.: Издательство «Алетейа», 2001.

Занятие в классе, факультативные курсы.

Индивидуальная работа.

Интернет ресурсы: 

  1. Всё о средневековых замках. Адрес доступа: http://castlein.ru/ 
  2. Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/
  3. Портал «Средневековые замки Европы». Адрес доступа: http://www.castlemania.ru/ustroistvo.html

Программы тьюторского сопровождения одаренных детей:

Программа тьюторского сопровождения:

Пояснительная записка

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов МБОУ СШ №95 г. Архангельска и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  •  «не навреди», психологический контакт  с подопечным и атмосфера доверия;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
  • Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.

2. Проектировочный этап.

3. Реализационный этап.

4. Аналитический этап.


Программа тьюторского сопровождения ИОМ Г. Романа для подготовки к олимпиадам и конкурсам по истории

Тема занятия Цели и задачи. Формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для  формирования универсальных учебных действий

Сроки

Достижения и самооценка                    

1

Введение. Обсуждение проблемных вопросов по подготовке к олимпиаде по истории, просмотр возможных проблемных вопросов. 

Цель формирование Умения видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи, умение выделять главное - Познавательные ууд, Умение формулировать проблему - познавательные коммуникативные личностные ууд.

Индивидуальные беседы с учителем истории. Подробное обсуждение вопросов: - о том, как  можно установить соответствие между

хронологическими последовательностями событий в средневековой истории? - Привести свои примеры хронологий.

-Чем может выделяться

личность в истории? Привести примеры ярких личностей в истории раннего средневековья. Составить таблицу наиболее значимых на взгляд тьюторанта личностей в истории средневековья.

-Рассматриваем примеры разных исторических ситуаций и пробуем дать историческую оценку. К каждой смысловой части, даем свой анализ проблемы.

Индивидуальная работа (работа с источниками); учитель - тьютор помогает наводящими вопросами составить отзыв на просмотренный источник по истории средневековья в Европе.

Выполнение тестов по теме. Совместный анализ допущенных ошибок в работах.

Работа с Интернет-

Порталами.

Сентябрь-октябрь

Экспертная оценка и самооценка

2-3

Знакомство с историческими терминами. Решение заданий с их использованием. Решение тестов по теме «Средневековая Европа» .

 Цель формирование Умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации ,умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные – познавательные ууд. Умение самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные

Тьютор предлагает варианты терминологических сборников по истории средних веков на  посещении факультативного Курса (Словарь терминов и понятий. Крылатые слова и выражения. А.Г. Канаев, Т.А. Попова, Н.И. Соловьянов. Т.А. Попова., Издательство КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. — 116 с.,

Словарь терминов по истории средних веков.  В. А. Ведюшкин; под ред. А. О. Чубарьяна. Предлагается на выбор  удобный для тьюторанта вариант для анализа терминологии с позиции актуальности для олимпиадных и конкурсных работ.

Ноябрь-декабрь

4-5

Портретная галерея.

Цель сформировать умение оперировать понятиями , умение устанавливать взаимосвязи между явлениями – познавательные ууд.

 Тьютор составляет вопросы-визуализации для обсуждения темы по технологии «Образ и мысль» А. Хаузен, исключив оценивание:

1. Кто, что изображено? Объект.2. Когда? Время.3. Где? Пространство.4. Как? Образ действия.5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.  Тьютор после рассуждений тьюторанта, совместно с ним насыщает портретный материал и вместе совмещаем с терминами и понятиями из предыдущей деятельности. Тьюторант пишет эссе по выбранному портрету.

январь

7-8

Составление схем разных типов, по выбранной теме «Средневековая Европа».

Цель сформировать умение применять различные приемы структурирования информации (таблицы, схемы, графики, модели) – познавательные, регулятивные ууд.

Просмотр вариантов таблиц и схем. Тьютор задает прямые вопросы с заполнением таблицы: - ответь на шесть вопросов 1. Что? 2.Где? 3.Когда?.4. Кто?5. Как? 6. Почему?[1] 

Совместный анализ результатов

февраль

9

Знакомство с написанием исторического эссе. Анализ образцов.

Цель сформировать умения строить устные и письменные высказывания в сжатой и развернутой форме на заданную тему – познавательные, коммуникативные, личностные ууд. Умение вносить элементы личного отношения, давать собственную оценку, цивилизованно отстаивать свою позицию – личностные, коммуникативные ууд. 

Консультация с тьютором о плане составления исторического эссе, просмотр вариантов эссе. Анализ самообразования по возможным вариантам проблемных тем.

март

10

Решение заданий на соответствие фактов

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации- познавательные, регулятивные ууд. 

Самообразование (работа

с дополнительной литературой)

апрель

11

Решение заданий по типу вставить пропущенные слова.

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации- познавательные,реулятивные ууд. 

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

апрель

12

Решение заданий по выявлению различных и общих признаков. Решение олимпиадных работ различного уровня

Цель сформировать умения самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные ууд. 

Посещение факультативного

курса. Совместное представление разных вариантов работ.

май

13

Подведение итогов.

Умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий – регулятивные ууд

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности –личностные, рефлексивные ууд.

Умение анализировать свои достижения – личностные ууд.

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Собеседование. Участие в конкурсах по истории.

май

14

Рефлексия

Цель сформировать умение анализировать свои достижения – личностные ууд.

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Совместная рефлексия участия в олимпиадах и конкурсах. Составление планов дальнейшей работы.

май

Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  3. социализация, успешность в олимпиадах, конкурсах;
  4. Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности.

Программа тьюторского сопровождения ИОМ У. Марка по проектной деятельности

Тема занятия. Цели и задачи. Формирование УУД (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для  формирования универсальных учебных действий

Сроки

Достижения и самооценка                    

1

Что такое исследование. Выбор темы исследования.

Цель сформировать умение видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи – познавательные ууд

Умение формулировать проблему – познавательные, коммуникативные, личностные ууд

Умение находить аргументы, устанавливать причинно-следственные отношения –познавательные, коммуникативные, личностные ууд.

Тьютор задает вопрос-ситуацию:

представь себя в библиотеке. Ты бродишь среди книг и вдруг видишь (дальше придумывается название книги в соответствии с первым интересом по истори средних веков). Ты берёшь её в руки, но вдруг замечаешь другую книгу (воплощение второго интереса), однако домой унести можно только одну, за второй можно прийти потом, когда вернёшь первую. На какой из книг ты остановишься? Провоцируя тьюторанта самого предлагать тему и выдвигать тезисы по теме.

Сентябрь-октябрь

2-3

Составление плана работы.

Умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив, формулировать предположения и гипотезы – личностные, познавательные, рефлексивные, коммуникативные ууд

Умение выделять главное – познавательные ууд

Умение вычленять общее и особенное (частное – общее) – познаваетльные ууд

Умение делать формулировки сжато и четко, не нарушая логику исследования – познаваетльные, личностные, коммуникативные ууд
Умение видеть цель как планируемый результат и пути его достижения – личностные, рефлексивные, познавательные ууд
 

Тьютор помогает в определении целей и задач работы, через проблемные вопросы по теме проектной деятельности

Ноябрь

4-5-6

Подбор источников информации.

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации- познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные – Ппознавательные ууд

Умение сравнивать – познавательные ууд

Умение классифицировать – познавательные ууд

Умение обобщать и делать выводы – познавательные ууд

 Совместная работа с ресурсной картой. Поиск ресурсов для самостоятельной работы тьюторанта

Декабрь-январь

7-8

Работа с документами.

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации –познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные – познавательные ууд 

Тьютор составляет вопросы-визуализации для обсуждения темы по технологии «Образ и мысль» А. Хаузен, исключив оценивание:1. Кто, что описано в документе? Объект?2. Когда? Время.3. Где? Пространство.4. Как описана суть документа? Образ действия.5. Зачем? Установление причинно-следственных связей. Тьютор после рассуждений тьюторанта, совместно с ним насыщает тезисный материал, и тьюторант составляет по методике «фишбоун» тезисный план.
hello_html_7492cf67.png

февраль

9

Написание проектной работы.

Цель формирование умения слушать, уточнять, дополнять, развивать и структурировать услышанное – пзнаваетльные, коммуникативные ууд 

Умение в устной и письменной форме воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Умение вносить элементы личного отношения, давать собственную оценку, цивилизованно отстаивать свою позицию – личностные, коммуникативные ууд. 

Индивидуальная работа, консультации с тьютором.

Март-апрель

10

Работа с макетами для проекта.

Умение в форме макета воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Консультация (беседа) со стороны тьютора, установка взаимодействия с учителем технологии.

Тема: Особенности средневекового замка.

Поставленные вопросы по теме:

1.Что представляет собой средневековый замок?

2.С какими историческими событиями связано строительство крепостей?

3.Каковы особенности средневековых замков в разных странах Европы?

апрель

11

Работа над ошибками.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий – регулятивные ууд 

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности личностные, рефлексивные ууд 

Совместная работа с тьютором (анализ проектной работы), совместная работа с учителем технологии над макетом. Индивидуальная работа.

апрель

12

Подготовка к выступлению на окружной конференции исследовательских и проектных работ.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий – регулятивные ууд 

Проработка презентации и пробное выступление.

май

13

Рефлексия.

Цель сформировать умение анализировать свои достижения – личностные ууд

Совместная рефлексия защиты творческой работы. Планирование следующего этапа работы.

май

Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  3. социализация, успешность в проектной деятельности;
  4. Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности.

На аналитическом этапе проводится совместная рефлексия и обсуждение планов по дальнейшей деятельности в процессе обучения истории.

Таким образом, главное в построенном по системе тьюторского сопровождения учебном процессе – признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями. А данные методы позволят эффективно обеспечить основные цели: создать определенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование у учеников самоценной деятельности, основанной на саморазвитии, самообразовании, а также на самовыражении в ходе изучения истории и подготовке к олимпиадам, проектной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Истомина С. В. Система работы с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №15. - 457-461 с.
  2. Ковалева Т.М. – Свобода выбора образовательной системы – один из важнейших принципов полисистемной школы // Ежегодный педагогический журнал альтернативной школы «Эврика-развитие». - Томск, 1993.- 180 с.
  3. Щебланова Е.И.Диагностика одарённости младших школьников //Школа здоровья. 1999. №1. 26-37 с.


[1] Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 237. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 25.10.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускоре...

Тьюторское сопровождение одаренных детей

Ребенок может отлично учиться и даже быть лучшим в классе по всем предметам, и все равно даже близко не дотягивать до своего полного потенциала. Таким детям легко становится скучно и это может привест...

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год....

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год....

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год...

Приказ Департамента образования от 09.09.2022 №1043 "О конкурсном отборе на тьюторское сопровождение одаренных детей" , приложение 2 к рприказу

Член комиссии конкурсного отбора на организацию тьюторского сопровождения одаренных детей...