Рабочая программа по хореографии
рабочая программа на тему
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_horeografii.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Путин. Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для индивидуального обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями - одаренные дети в области хореографии. Предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05. 2013 года №792-р).
Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи:
- Формирование у обучающихся практических умений и навыков заданным направлениям хореографического искусства, подготовка обучающихся к применению полученных знаний в практической деятельности;
- Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник- ансамбль/коллектив”);
- Развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала;
- Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно;
Типология программы.
Художественно-эстетическое направление – по основному содержанию деятельности, постановке целей и задач.
Модифицированная – учебная программа по хореографии составлена на основе представленных примерных учебных программ по хореографии. Комплексная – комплексный подход состоит в том, что обучение классическому танцу сочетается с обучением современному, народному, бальному танцам, а также с ритмикой, партерной гимнастикой и основами актерского мастерства.
Общая характеристика программы
Программа организации индивидуального обучения с одаренными детьми создает условия достижения требований образовательного стандарта обучающимися, находящимся на индивидуальном обучении в области хореографии, условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Основные принципы реализации.
Данная программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные);
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся
принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;
принцип личностной самоценности и опережающего обучения, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками.
принцип индивидуальности – учет возрастных особенностей, , учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.
принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей - каждого ребенка;
принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности.
принцип эмоциональной насыщенности. Занятия искусством дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.
принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающихся.
принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним.
Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка одного искусства в другой.
Методы обучения, используемые в реализации данной программы:
Словесный: рассказ, объяснение, пояснение о характере танца и средствах передачи выразительности его образов; объяснение, напоминание – в тренинге; оценка исполнения.
Наглядный: показ, демонстрация видео, фото материалов.
Практический: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.
Эвристический: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки.
Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором, поощряется самобытность, проявление индивидуальности, свобода самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению творческих задач.
Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.
Программа ориентирована на детей 12-16 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца, рассчитана на 2 года обучения.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Психологические особенности возрастной группы 12-16лет:
- Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
- Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)
- Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
- Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).
- Тревожность, страх оценки.
- Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).
- Формирование навыков учебной рефлексии.
- Развитие когнитивных функций.
- Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)
- Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию
Программа предусматривает развитие образовательной среды лицея.
Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:
- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);
- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
В основу построения занятий заложены следующие принципы хореографии, отражающие творческую направленность:
- Продуктивное развитие способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
- Развитие навыков художественного общения как основы целостного восприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения эмоционально-творческого переживания.
- Воспитание навыков импровизации как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Технологии, методы и формы организации деятельности
Для развития творческой одаренности применяются следующие инновационные педагогические технологии:
- диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
-технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
-технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
-технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
-технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
-технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
-технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.
Особенности построения хореографического занятия.
Занятия по программе проводятся в форме коллективных, групповых, индивидуальных занятий или репетиций.
Программа состоит из разделов, соответствующих возрастным особенностям школьников, учитывающих динамику развития ребенка.
Построение хореографического занятия, как и любого учебного занятия, подчиняется таким условиям, как:
- сохранение структуры занятия в целом;
- соотношение соразмерной длительности его отдельных частей;
- правильное составление заданий;
- выдерживание динамичного темпа;
- создание деловой атмосферы;
Специфические правила построения хореографического занятия:
1. Хореографическое занятие начинается с чёткой организации – приветствия педагогу и концертмейстеру в форме поклона. Такое начало занятия не дань традиции, не простая формальность, а ввод в учебное действие, концентрация внимания.
2.Все учебные задания предлагаются обучающимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений, что однозначно способствует лучшей работе внимания. Следовательно, надо позаботиться о том, чтобы предлагаемое задание было составлено грамотно и не перегружало внимание обучающихся с учётом их возраста и подготовленности.
3.Все упражнения начинаются с préparation, который вводит в ритм и характер музыки и дает исходное положение для начала упражнения, а также фиксирует окончание каждого упражнения, т.е. ставить исполнительскую точку.
4.Равномерно распределяется физическая нагрузка в течение всего занятия, соотносятся статические и динамические нагрузки.
5. Чередуется работа различных групп мышц и соотносится темп выполнения отдельных заданий.
Программа по хореографии с одаренными детьми предусматривает использование оценочных средств.
Оценка результативности.
Данная программа подчиняется закономерностям образовательного процесса: имеет цели и задачи, определяемое ими содержание взаимодействия педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. Важным элементом в обучении детей является контроль и мониторинг.
Основными видами контроля являются: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого, коллегиальность.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований.
Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающегося, является частью внутришкольного контроля.
Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.
Показателями качества обучения образования являются:
- уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации);
- активность участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- активность участия обучающихся в концертах, внешкольных мероприятиях учреждения;
- положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами: положительная динамика показателей количества победителей и призёров в различных конкурсах, фестивалях в объединениях.
В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальные мотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления), и духовные мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание новых танцев, композиций).
Основное содержание программы
Темы 1-2. Теория хореографического искусства «Мой коллектив – мой второй дом» (просмотр видеоматериалов).
Темы 3-4. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения русского танца.
Темы 5-6. Теория хореографического искусства «Музыка – основа танца». Практика - связь музыка и движения. Отражение в движениях построения музыкального произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах – марш - танец – песня.
Темы 7-8. Историко-бытовой, бальный современный танец.
Методика бального танца. Движения мазурки.
Темы 9-10. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 11-12. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 13-14. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях. Выполнение движений в различных темпах, переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Темы 15-16. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения молдавского танца
Темы 17-18. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 19-20 Теория хореографического искусства «Вокал и танец» (просмотр видеоматериалов) .Практика - Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Темы 21-22. Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения вальса.
Темы 23-24. Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на воображение Упражнения на освобождение мышц.
Темы 25-26. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 27-28. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения латышского танца
Темы 29-30.Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку
Темы 31-32 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 33-34 Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения Полонеза.
Темы 35-36 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 37-38 Работа на сцене.
Темы 39-40 Теория хореографического искусства
История танца (просмотр видеоматериалов). Разучивание танцевальной композиции.
Темы 41-42 Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на воображение Упражнения на освобождение мышц.
Темы 43-44 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 45-46 Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку.
Темы 47-48 Народный танец
Методика народного характерного танца .Движения хантыйского танца
Темы 49-50. Разучивание танцевальной композиции.
Темы 51-52 Теория хореографического искусства. Сценический макияж и культура сцены Страна волшебная – балет (просмотр видеоматериалов).
Темы 53-54 Работа на сцене.
Темы 55-56 Историко-бытовой танец. Методика бального танца. Бранль.
Темы 57-58 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 59-60 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 61-62. Танцевальные композиции.
Темы 63-64 Теория хореографического искусства «Сценический костюм» (просмотр видеоматериалов).Работа на сцене.
Темы 65 -66. Концертная деятельность. Работа на сцене
Темы 65-66 Отчетный концерт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
1.Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
2.Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3.Воспитание чувства справедливости, ответственности.
4.Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Литература для учителя
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
3. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
4. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
5. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
6. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
8. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981. .
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с. .
10. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
11. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
12. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
12. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
13. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
Педагог дополнительного образования А.С.Сывилькин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по хореографии 3 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...
Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"
В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...
рабочая программа по хореографии МДОУ
Рабочая программа по хореографии для старшей группы детей 5-6 лет...
Рабочая программа по хореографии 5 класс
Рабочая программа по хореографии 5 класс...
Рабочая программа по хореографии
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Дети проводят большое количество времени сидя за партой, з...
Рабочая программа по хореографии
Рабочая программа по хореографии, 11класс, "Выпускной бал"...
Рабочая программа кружка "Хореография"
Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей учащ...