Мое выступление на Всероссийской НПКонференции в Уфе " Влияние событий 1917 года на судьбы людей"
материал на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Материал содержит краеведческий материал. Написано о первых учителях Туймазинского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние событий 1917 года на судьбы людей.

Здравствуйте, я, Мирсаяпова Райля Каримовна, учитель истории филиала МБОУ СОШ № 1 г.Туймазы «ООШ с.Япрыково», представляю вашему вниманию свое выступление на тему «Влияние событий 1917 года на судьбы людей».

 Революционные события 2017 года, последующие за ним не менее тяжелые годы Гражданской войны оказали большое влияние на судьбы миллионов граждан Российской империи. Являясь социальной революцией, эти события не сводятся только к факту захвата власти, а являются длительным и многоплановым процессом по переустройству всех сторон общественной жизни, в том числе и образования.

                К началу ХХ века в Белебеевском уезде, в состав, которого входил современный Туймазинский район, читать и писать умели лишь 20% мужчин и 11% женщин. Особенно низкой была грамотность среди башкир и татар.Большинство школ собственных зданий не имели и размещались в арендованных крестьянских избах.

 У каждого  из нас свой первый учитель, которого мы помним всю жизнь. Были в истории учителя, которые оставили свой след в судьбах нескольких поколений. Среди них и супруги Галеевы – Хабиб Усманович и Надежда Матвеевна – реальные участники событий тех суровых лет. И поэтому особенно ценно то, что они в своих записях оставили свидетельства событий этих лет.

Первым к обучению местных детишек в Аднагуловской школе в 1915 году приступил Хабиб Усманович Галеев после окончания Бакалинского училища. Хабиб Усманович Галеев родился в 1892 году в деревне Верхне-Аташево Чекмагушевского района БАССР. Хабиб Усманович в своем автобиографии пишет: «Являясь выходцем из крестьянской семьи, знающим тяжелую жизнь трудового крестьянства при царизме, я с самого начала Октябрьской революции правильно понял принципы Советской власти, Одним из первых среди представителей малочисленной в то время сельской интеллигенции безраздельно связал свою жизнь с борьбой за установление этой власти»[1].  Все свои силы Хабиб Усманович отдает делу просвещения трудящихся. Активно борется за установление и укрепление Советской власти. Ведет агитационную работу среди беглых солдат, организует побег пленных красноармейцев из колчаковского плена. Активно участвовал в коллективизации крестьян, в работе партийных и советских органов[2].

В 1916 году сюда же была направлена Надежда Матвеевна Сорокина, сестра матери известного морского офицера и ученого Чурова Евгения Петровича, который  среди первых прокладывал «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Он учился в 1 школе города Туймазы.[3] 

Надежда Матвеевна родилась в 1897 году в деревне Верхотор Стерлитамакского района в семье рабочего, когда ей было 5 лет она осталась круглой сиротой. Надежда Матвеевна смогла окончить Стерлитамакскую женскую гимназию, была направлена в Аднагуловское земское училище, где проработала 48 лет до ухода на пенсию.  С первых же дней советской власти вела активную общественно-политическую работу среди населения. Проводила работу по ликвидации неграмотности и раскрепощению женщины, участвовала в создании женсовета[4].

«В период Февральской и Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны и в последующие годы социалистического строительства, ни на минуту не покидала дела просвещения детей-трудящихся, вела активную общественно-политическую работу на селе. Проводила в жизнь принципы советской власти. В годы гражданской войны и голода вела ряд ответственных и политических работ, особенно среди женщин-татарок.

Красногвардейцы-партизаны, которые под командованием бесстрашного командира Чеверева А.М.  после боев с белочехами и белогвардейцами под Дюртюлями трое скрывались у меня, я за ними ухаживала.

Распространяла брошюры и листовки, изданные в Смольном»[5] - пишет Надежда Матвеевна в своей автобиографии.

Между молодыми людьми завязалась настоящая дружба, которая перешла в любовь. Начать совместную жизнь им было нелегко. Деревенские муллы и баи слышать не хотели и дружбу башкирского парня с русской девушкой. Они выдумывали и распространяли различные сплетни о дружбе молодых, говорили, что они оба идут против шариата. Кстати, после Надежда Матвеевна научилась разговаривать на татарском языке, это было в то время тоже в диковинку.

Конечно, как отмечает наш краевед Рим Борисович Гареев, прожитая учителями Галеевыми жизнь заслуживает эпического произведения[6], они стояли у истоков тех суровых лет, но и фрагменты рукописи об истории нашего края дают представление об оставленном ими следе в истории. Из семейной хроники учителей Галеевых:

«...Март 1917 года. Большой Аднагуловский базар бурлит. А этот база действительно большой. Оборот происходящих здесь ярмарок занимал третье место в Уфимской губернии. Но в тот мартовский день речь шла не о постепенно оскудевавших товарных потоках из Казани, Оренбурга и Уфы, растущих из-за этого ценах. В этом явно проявлялась шедшая третий год первая мировая война. В деревнях все меньше оставалось хлеборобов и скотоводов, меньше выращивалось хлеба, лошадей, коров, овец. Лишь Нижнетроицкая суконная фабрика наращивала выпуск шинельного сукна для воюющей страны, но все уходило для нужд армии.

        Все это было по-житейски понятно. Но вот из Петрограда пришла весть о свержении царя. рушилась империя, казалось бы, незыблемая в веках. Появилась масса вопросов: «А как жить дальше? Что делать?»

        На них не могли ответить власти Аднагуловской волости. Горячие головы из местных башкирских деревень предлагали направить войско на помощь царю и спасать Россию, как это было не раз, начиная с 16 века. Наиболее рассудительные сельчане предлагали послушать местного учителя Хабиба Галеева, который буквально за пару лет получил в этих краях популярность и авторитет.

        Хабиб Усманович выступил перед собравшимися на базаре. Он рассказал, что Россия остается. Царь сам отрекся от престола. Власть Государственная Дума Российской империи передала Временному правительству. Жизнь продолжается, и надо продолжать трудиться, растить детей и готовить их к трудовой жизни.

        Его слова еще долго повторяли во всей округе, они принесли в те дни успокоение в души и мысли людей. Лишь суровые реалии разгоревшейся позже гражданской войны вновь сказались на всем привычном укладе местной жизни»[7].

Хабиб Усманович участвовал в распространении газеты «Правды», политических листовок, помогал устанавливать советскую власть на селе.

«В 1917 году после  Февральской революции в Аднагуловскую волость прибыли представители большевистской партии, солдатские депутаты из Петрограда. По их поручению я был организатором изъятия земель помещика Дельсаль, крупных кулаков и раздела этих земель среди бедного крестьянства. За это в  том же году подвергался нападению со стороны кулачества, пытавшегося уничтожить меня физически и только благодаря защите бедных крестьян, остался в живых»[8] – пишет Хабиб Усманович  в своей биографии.

В 1918-1919 годы – годы гражданской войны, деревня Аднагулово оказалась в районе сильнейших боев между Красной Армией и колчаковскими войсками. Хабиб Усманович под руководством отдельных представителей большевистской партии, в частности старого большевика Галанова, отдал все силы и умения делу разгрома белых банд.

«Когда деревню Аднагулово заняли Аскенский и Стерлитамакский полки белых, развернул среди солдат-башкир активную агитацию, разъясняя безнадежность борьбы против Советской власти, распространяя брошюры и листовки, изданные в Смольном, в результате чего в этих полках начался разброд, сопровождавшийся переходом солдат на сторону частей Красной Армии.

В тех же годах я, рискуя своей жизнью, спасаю 16 человек красноармейцев, взятых колчаковцами в плен и несколько раненых красноармейцев 3 рабочего Уфимского полка. Действуя по предложенному мною плану, одна часть Красной Армии захватила около деревни Аднагулово весь обоз 3-го Казанского полка белых с оружием и боеприпасами, разгромила живую силу. Оказал большую помощь Курскому и Петроградскому полкам Красной Армии, по поручению комиссаров этих полков проводил разведку и, только, благодаря случаю избежал расстрела со стороны белых.

В последующие годы после гражданской войны я все силы отдавал делу строительства социализма на селе, вел активную общественно-политическую работу. В период коллективизации неоднократно подвергался нападению со стороны кулачества.

В дальнейшем я неустанно работал по укреплению колхозов и марксистско-ленинскому воспитанию молодого поколения. Среди воспитанных мною кадров имеются профессора, врачи, учителя, инженеры, офицеры, партийные и советские работники»- пишет Хабиб Усманович[9].

        Но учителя Галеевы продолжали свой упорный каждодневный труд, несли детям и их родителям свет знаний, приобщали к культуре, учили любить свою Родину.

Советская власть в качестве первоочередной поставила задачу ликвидации неграмотности среди  взрослого населения, обучение грамоте детей. Потому что,  только грамотный человек мог принимать активное и сознательное участие в огромных социально-экономических преобразованиях в стране.  Поэтому стали открываться школы в деревнях, школы 1 ступени появились в 1919 году в деревне Уязытамак, в 1920 – в Балтаево и в других деревнях. В личном архиве Надежды Матвеевной Галеевой, сохранилась книга записи свидетельств, выдававшихся выпускникам Аднагуловской школы. В 1924 году  эту школу окончило 8 учеников, в 1925-5, а в 1926 – 42 ученика из 22 деревень 4 волостей (Шаранской, Аднагуловской, Чукадытамакской, Буздякской)[10]. Из-за нехватки школ крестьяне везли своих детей на учебу за десятки километров для того, чтобы дать им хорошее воспитание, путевку в жизнь.

После реорганизации Аднагуловской школы  в первую школу города Туймазы учителя Галеевы работали до 1957 года. В музее 1 школы города Туймазы есть стенд, посвященный Галеевым[11].

Труд и Хабиба Усмановича, и Надежды Матвеевны был  достойно оценен: они были удостоены высшей награды страны Советов – ордена Ленина. Среди восьмерых учителей из Башкирии, отмеченных таким орденом в начале 50-х годов прошлого века, двое – туймазинцев и члены одной семьи.

В газете «Ленинский путь» от 25 августа 1957 года вышла статья об учителях Галеевых. Из этой статьи я узнала еще много интересного и достойного уважения о чете Галеевых. «...Темная осенняя ночь 1918 года. После тяжелых сражений на Агер-тау белые привели красноармейцев и закрыли их в здании школы. Этих озябших, измученных людей ожидала смерть. Хорошо понимая это, деревенский учитель пришел на помощь. Когда пьяный часовой заснул, он выставил оконную раму, освободил красноармейцев и указал им путь к своим.»[12] Это наверно, то событие, о котором писал сам Хабиб Усманович.

В те бурные дни друг Хабиба Усмановича – Петр вместе с частями Красной Армии ушел преследовать колчаковцев. В тяжелых боях он погиб смертью героя. Через некоторое время от тифа скончалась его жена. Круглого сироту Евгения, сына погибших усыновляют супруги Галеевы. Евгений Петрович Галеев стал подполковником, кандидатом военно-морских наук[13].

Галеевы воспитали трех сыновей – Афруз, Рахбар – офицеры, Марат, двух дочерей Суфию – учительница и младшая дочь работала в городе Октябрьском врачом. Надежда Матвеевна была награждена  медалью «Материнская слава»

Учителя супруги Галеевы смогли полностью реализовать себя в условиях жесточайших войн и революций, грандиозных преобразований страны и общества. Уже в начале своей учительской деятельности они были окружены уважением сельчан, любовью своих учеников. И эту любовь смогли пронести через всю свою жизнь. За 42 года педагогической деятельности у Галеевых обучалось множество детей. Просматривая старые карточки семейного альбома, Хабиб Усманович вспоминал «,... вот Имам Шарифуллин. Когда-то он пас скот, а ныне в Москве партийный работник; Сабир Шакиров – полковник Совесткой Армии, Хусаин Гумеров работает секретарем Стерлитамакского райкома КПСС. Семья Галеевых получали письма из разных уголков нашей необъятной Родины. Из Москвы майор Сахаб Ганеев интересовался жизнью и здоровьем своих любимых учителей»[14]. Ведь они дали путевку в большую жизнь.

Революция 1917 года явилось поворотным событием в судьбах многих простых людей. Свидетелей тех лет уже давно в живых нет. На уроках истории при объяснении тем о событиях  этих лет я широко применяю местный материал, который хранится в музее нашей школы с. Япрыково и первой школы, в фондах краеведческого музея города Туймазы,  центральной межпоселенческой библиотеки города Туймазы. Я рассказываю о судьбах простых крестьян, которые, благодаря, революции стали известными, знаменитыми земляками, которыми мы гордимся. Если бы не было свержения самодержавия, у власти не оказались сами крестьяне и рабочие, то может быть они продолжали бы батрачить.  Хочу рассказать о некоторых из них.

В нашей деревне Япрыково мектеб был при мечети. Здесь учился мой дуратай Хуснутдинов Инсафетдин Хуснутдинович (1897 года рождения). Он участник первой мировой войны, свидетель Октябрьской  революции, гражданской  и Великой Отечественной войн. Участвовал в освобождении  Сталинграда, Дрездена, Праги и других городов. За подвиги награжден орденами и медалями , благодарностями Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза. Одним из первых участвовал в создании колхоза в деревне, где работал до 75 лет[15].

В музее нашей школы хранятся документы первого коммуниста нашей деревни Калимуллина  Касима Хуснутдиновича, 1900 года рождении, брата  Хуснутдинова Инсафетдина. Касим Хуснутдинович уже в 14 лет батрачил у помещиков Дворникова, Боброва Бугульминского уезда Самарской губернии. В 1915-1919 годах работал в хозяйстве у своих родителей, 1919 – 1921 годах  служил красноармейцем Особого добровольческого татарского батальона 395 полка, 1936-38 годах первый председатель колхоза «Ик», а в 1938-39 годах – председатель Туймазинского райисполкома, 1941-42 годах вновь председатель колхоза «Ик», С января 1942 по октябрь 1945 года командир артиллерийского полка Центральной группы войск. После войны был председателем колхозов «Бахчи-Сарай», «Аднагулово», работал в НГДУ «Туймазанефть». В 1978 году вышел на пенсию. Касим Хуснутдинович участник гражданской и Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями[16].

Хикматуллин Галий Хусаинович (1883-1984). Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1937 по 1953 год трудился на посту председателя Туймазинского поссовета. Награжден орденом «Знак Почета».
      Гали Хусаинович Хикматуллин из тех людей, чьи судьбы и дела вызывали и вызывают когда удивление, когда восхищение, а чаще всего огромную признательность и благодарность за то, что сделано ими для будущих поколений.
      Г.Х.Хикматуллин родился в 1883 году в д. Туктагулово Туймазинского района в бедной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, воспитывался у своей сестры Фатихи. Учился в деревенском медресе. Встретил 1917 год в своей деревне. В 1920 году вместе с женой Тазелбанат переезжают в д. Чукадытамак, учат детей грамоте.
      На его долю досталось быть участником первой мировой и гражданской войн. В это суровое время, когда рыскали недобитые белогвардейцы и лютовали кулаки, в январе 1920 года Г.Х.Хикматуллин, в числе первых десяти жителей нашего края, был принят в члены партии. Так возникла в Чукадытамаке партийная ячейка.
      В конце февраля из Бугульминского и Мензелинского уездов в нашей местности появились банды «Черного Орла». 28 февраля д. Чукадытамак была занята одной из банд «Черного Орла». Кулаки учинили дикую расправу с коммунистами. Г.Х.Хикматуллин тоже оказался в руках бандитов, но был спасен в числе других семнадцати человек подоспевшим из Туймазов отрядом.
      1921-1922 годы… Не поддающийся описанию голод. Все, что только можно было съесть, съедено. Будучи в это время секретарем партийной ячейки, а затем секретарем волостного комитета РКП (б), Г.Х.Хикматуллин развернул работу по спасению человеческих жизней.

В 1937 году пристанционное селение Туймазы преобразовано в рабочий поселок. Жители нового поселка оказали большую честь Гали Хусаиновичу, избрав его первым председателем поселкового Совета. Это его заботами обеспечивались жильем нефтеразведчики, приехавшие поднимать туймазинскую нефтяную целину.
      Потом – война… По возрасту его в армию не взяли, но и в тылу пришлось не сладко. Все тяготы военного времени он делил поровну со всеми.
      Год за годом на посту поселкового Совета честно и добросовестно служил он людям до семидесятилетнего возраста. Хорошо справлялся со своими обязанностями Гали Хусаинович, о чем говорят высокие награды Родины – два ордена «Знак Почета» и медали.
      На пенсию вышел в 75-летнем возрасте, но не прекратил общественную деятельность. Умер в 1984 году в возрасте 101 года
[17].


Хайретдинов Музагит.Литературный псевдоним Хайретдин Музай. Родился в 1901 году в дер. Туркменево Туймазинского района. Будучи призванным в Красную Армию, навсегда связал с ней судьбу. Бесстрашный командир и поэт. Истреблял басмачей в Средней Азии, бил японских самураев у озера Хасан. В тяжелых боях под Харьковом, в состоянии контузии, оказался в плену. Стал руководителем антифашисткой организации «Братское сотрудничество военнопленных». Весной 1943 г. расстрелян в лагере Дахау.

Фаттахов Гали Фахретдинович. Родился 13 января 1905 года в д. Субханкулово Туимазинского района. В 1936-1939 г.г. был поверенным в делах советского полпредства в Арабских странах. Работал вторым секретарем полпредства СССР в Саудовской Аравии

И о таких людях – героях 17, 20, 30, 40, 50 годов Туймазинского района можно говорить бесконечно, поворотным событием в их привычной судьбе была революция 1917 года.


[1] Из фондов историко-краеведческого музея г.Туймазы.

[2] Нуретдинова Р.Р./Туймазинская первая школа. Время и люди 1922-2000 годы./ Туймазы, 2000, с. 37

[3] Там же с.105.

[4] Нуретдинова Р.Р./Туймазинская первая школа. Время и люди 1922-2000 годы./ Туймазы, 2000.С.36.

[5] Из материалов фонда историко-краеведческого музея г.Туймазы

[6] Газета Инфо-Девон № 17, 2016г.

[7] Семейный архив Галеевых.

[8] Из фондов историко-краеведческого музея г.Туймазы.

[9] Из фондов историко-краеведческого музея г.Туймазы.

[10] Туймазинская земля. Дела и люди.Уфа, 2005 г., С. 112.

[11] Из фондов музея школы № 1 города Туймазы.

[12] Из фондов историко-краеведческого музея г.Туйиазы.

[13] Газета «Ленинский путь» от 25 августа 1957 года, из фондов музея города Туймазы.

[14] Газета «Ленинский путь» от 25 августа 1957 года, из фондов музея города Туймазы

[15] Материалы музея школы с.Япрыково.

[16] Там же.

[17] Данные центральной межпоселенческой  библиотеки г.Туймазы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революционные события на Кубани. События октября 1917 года

Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...

Хроника событий 1917-1918 гг. в жизни Царской Семьи

Справочный материал для урока "Последний год жизни Царской Семьи"...

Революционные события 1917 года в России: особенности и трудности освещения на уроках истории в школе

В статье поднимаются проблемы, связанные с особенностями изучения Революции 1917 года в системе школьного образования. Автор полагает, что трудности с преподаванием данной темы, обусловлены прежде все...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование  у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных  в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей".

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек")....

Судьбы людей в годы Великой Отечественной войны.

Матемриал посвящён женщине - матери....