Конструирование учебно-познавательных, учебно-практических задач
статья на тему

Иванюк Ольга Анатольевна

Конструирование учебно-познавательных, учебно-практических задач 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_upz.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование учебно-познавательных, учебно-практических задач как обобщенных целей деятельности на уроках биологии и географии.

Биология 5 класс.

Тема урока:   Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Тип УПЗ:  формирование и оценка навыка сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные – формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

 Метапредметные – умение  анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

 Предметные -  

Учащиеся будут знать:

- строение клетки;

Учащиеся будут уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Задание №1.

  1. Работая в группе, приготовьте и изучите  микропрепарат кожицы чешуи лука, воспользовавшись инструктивной карточкой. Увиденное в микроскопе сравните с рисунком  и подпишите его.

После выполнения задания оцените  свою работу: как вы научились готовить микропрепарат, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их.

Заполните лист самооценки.

Время выполнения задания: 10 минут.

Методический комментарий: перечень необходимого оборудования – микроскоп, набор для приготовления микропрепаратов.

Инструктивная карточка

«Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание его под микроскопом»

  1. Тщательно протрите предметное стекло марлей или кусочком чистой ткани.
  2. Пипеткой или стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло каплю воды.
  3. Разрежьте вдоль луковицу лука. Пинцетом отделите сочную чешую. С вогнутой стороны снимите небольшой кусочек тонкой кожицы и положите в каплю воды. При необходимости расправьте объект препаровальной иглой.
  4. Накройте объект в капле воды покровным стеклом.
  5. Положите препарат на предметный столик микроскопа.
  6. Направьте зеркалом свет в отверстие предметного столика и в осветленном поле рассмотрите объект под малым и большим увеличением.

Смотреть в окуляр надо одним глазом, не зажмуривая другой!

рис. Строение кожицы чешуи лука

1 –

2 –

3 –

4 –         

5 –

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Выберите правильный ответ в каждом этапе и самостоятельно оцените свою работу

Этап работы

Выполнение работы

Правильный ответ

Оценка правильности выполнения этапа +/-

А

Приготовление микропрепарата

  1. Жидкость не выступает за края покровного стекла
  2. Жидкость  выступает за края покровного стекла

Б

  1. Под покровное стекло попали пузырьки воздуха
  2. Под покровное стекло не  попали пузырьки воздуха

В

Установка микроскопа

  1. Штатив повернут «от себя»
  2. Штатив повернут «к себе»

Г

Настройка микроскопа

  1. Поле зрения микроскопа ярко освещено
  2. Поле зрения микроскопа освещено не ярко

Д

  1. Изображение четкое
  2. Изображение  не четкое

Критерии оценки:

Количество этапов, выполненных правильно

Отметка

+++++

++++

+++

++

+

5

4

3

2

2

             Оценочный лист

Каков мой вклад в работу  группы?

Какую помощь тебе оказал консультант?

Кто, на твой взгляд, был наиболее полезен для работы группы?

Если еще будешь готовить микропрепарат, что бы ты сделал лучше?

Дай сам себе совет.

География 5 класс

Тема урока: Слои  «твердой»  Земли.

Тип УПЗ:  формирование  и оценка умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Метапредметные:

Познавательные:

- находить в изображениях и текстах необходимую информацию;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи,     оценивать достигнутые результаты;

Коммуникативные:

- организовывать учебное взаимодействие  и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группах;

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- понимать позицию другого,  выраженную в явном и неявном виде;

Предметные:

- формировать у учащихся представления о внутреннем строении Земли, давать определения понятиям: ядро, мантия, земная кора,  литосферные  плиты;

- способствовать формированию у учащихся умения характеризовать слои земли

Задание №2.

Создайте свою модель внутреннего строения Земли

Для построения модели вам потребуются: разноцветный пластилин, дощечка для лепки.

Инструктивная карточка.

  1. Выберите цвета пластилина для изображения внутренних слоев – ядра и мантии.
  2. Выберите размер вашей модели Земли и определите масштаб. Определите толщину каждой части модели, изображающей ядро,  мантию и земную кору.

http://www.intelkot.ru/pics_import/Photo_Kvartirka/Stroenie.jpg

  1. Начните с создания центральной части модели  - пластилинового шарика – ядра.
  2. Поверх ядра модели Земли  прикрепите слой мантии.
  3. Заключительный слой, изображающий земную кору, сделайте из пластилина синего и коричневого цвета. Налепите пластилин так, чтобы было похоже на положение материков и океанов.
  4. Когда все будет готово, вырежьте дольку так, как показано на рисунке.

Оцените свою работу.

Критерии оценки выполненной работы.

  1. Соответствие  требованиям  последовательности  выполнения  модели.
  2. Изделие выполнено в соответствии эскиза модели.
  3. Масштаб выдержан.
  4. Отделка выполнена в соответствии с требованиями.
  5. Эстетический  внешний вид изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи разного вида

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Все эти компоненты присутствуют в ко...

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся...

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии...

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции...

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.В данной работе описаны все типы задач и приведены примеры из курса географии 5 класса....