Несобственно-прямая речь в произведениях А.Геласимова ("Степные боги" и "Дом на Озерной")
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Презентация к защите дипломной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesobstvenno-pryamaya_rech_v_proizvedeniyah_a_gelasimova_dom_na_ozernoy_i_stepnye_bogi.pptx | 87.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы описание структуры и семантики различных конструкций с несобственно-прямой речью и выявление их роли в воплощении смысла текста.
Задачи раскрыть историю изучения несобственно-прямой речи; обобщить существующие исследовательские концепции в области нарратологии, лингвистики нарратива, проблем НПР; раскрыть современную точку зрения на несобственно-прямую речь; раскрыть точку зрения критиков на творчество А. Геласимова и на романы «Степные боги» и «Дом на Озерной» в частности; выявить текстовые фрагменты с несобственно-прямой речью в романах А. Геласимова «Степные боги» и «Дом на Озерной»; выявить значение фрагментов с несобственно-прямой речью в романах А. Геласимова «Степные боги» и «Дом на Озерной».
Объект исследования – фрагменты с несобственно-прямой речью в произведениях А. Геласимова «Степные боги», «Дом на Озерной» и текст произведений в целом. Предмет исследования – особенности структуры и функционирования несобственно-прямой речи в романах «Степные боги», «Дом на Озерной», рассматриваемые как способ реализации замысла автора.
Научная гипотеза НПР в творчестве А. Геласимова является основным способом передачи психологического состояния героев, придает тексту полифоничный, многоплановый характер, что приводит к созданию более реальных образов.
Структура дипломной работы Введение Первая глава – «Несобственно-прямая речь в грамматической науке и языке художественной литературы. Проблематика и история изучения» Вторая глава — «Особенности несобственно-прямой речи в романах А.Геласимова "Степные боги" и "Дом на Озерной"» Заключение
Семантическая типология фрагментов с НПР в произведениях «Степные боги» и «Дом на Озерной» фрагменты, характеризующие быт, окружающую героев действительность фрагменты, характеризующие отношение к войне фрагменты, характеризующие отношение персонажей к жизни и смерти фрагменты, указывающие на наивность подросткового сознания
Функции НПР в романах А.Геласимова «Степные боги» и «Дом на Озерной» 1. НПР используется как основной способ повествования. 2. НПР используется для имитации размышлений персонажа, для выражения его внутреннего состояния. 3. НПР дает автору большую возможность передать внутренний мир персонажа, его мысли и чувства. 4. С помощью НПР описывается портрет одного персонажа сквозь призму взгляда другого персонажа. 5. НПР сохраняет особенности «живой» диалектной речи и тем самым «оживляет» повествование. 6. НПР за счет одновременного участия двух и более текстов в одном высказывании придает тексту полифоничный характер. 7. Одной из основных функций НПР является выражение субъективности.
Выводы 1. Использование НПР в прозе А. Геласимова дает установку на непринужденный диалог с читателем, эмоциональность повествования, сближение повествователя и персонажа. 2. НПР создает эффект «узнавания реальности», «погружения» в мир персонажа, интимизирует повествование. 3.Точка зрения персонажа окрашивает описываемые события своей субъективностью. 4. Несобственно-прямая речь является характерной особенностью стиля А. Геласимова. 5. Автор, используя НПР, создает более реальные и разносторонние образы.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")
Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дан...
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"
Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1. Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...
Интеллектуальный марафон «Таежная, озерная, степная» (7-11 класс)
Цель:Поиск способностей и способныхВыявление одаренных детейРазвитие кругозора учащихсяФорма проведения: конкурс...
Учебное занятие по предмету "Чтение и развитие речи"по произведению М. Горького «Детство» 7 класс
Конспект учебного занятия по предмету "Чтение и развитие речи"...
«Части речи по произведениям Ф.М. Достоевского»
Конспект урока по русскому языкув 5 классе«Части речи по произведениямФ.М. Достоевского»...
Учебное занятие по предмету "Чтение и развитие речи" по произведению М. Зощенко "Ёлка. Лёля и Минька" 6 класс
Конспект учебного занятия по предмету "Чтение и развитие речи"...