«Части речи по произведениям Ф.М. Достоевского»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ольга Георгиевна Кайдаракова

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Части речи по произведениям

Ф.М. Достоевского»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_chasti_rechi_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                            «Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Карпова»

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Части речи по произведениям

Ф.М. Достоевского»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кайдаракова Ольга Георгиевна

с. Бутрахты

2021

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

«Русский язык. 5 класс» (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львов, в.И.Капинос и др.) – М., «Дрофа»,2013.

Тема урока

Части речи по произведениям Ф.М.Достоевского.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

 Закрепление и обобщение знаний о частях речи.

Задачи урока

 -Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

- Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

- Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Планируемые результаты

Предметные: получить обобщенные знания по теме.

Метапредметные: последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, дифференцированного обучения.

Формы работы

Творческая, физминутка, групповая.

Межпредметные связи

Литература

Внутрипредметные связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор)

Виды деятельности учителя

Организует, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Ведут выборочную работу с текстом, создают свои тексты, делают выводы.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, презентация.

Материалы и оборудование

Раздаточный материал, фотография Ф.М.Достоевского.

Тема урока:

Части речи по произведениям Ф.М.Достоевского.

Тип урока –  актуализация знаний

Цель урока: закрепление изученного и обобщение знаний о частях речи.

Задачи урока:                                                                                                                                          - Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

- Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

- Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Методы обучении:                                                                                                                                         - Объяснительно-иллюстративный;                                                                                                                 - Репродуктивный;                                                                                                                                           - Частично-поисковый.                                                                                                                                                        

Личностные УУД.

  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
  • Формирование представления о значении русского языка в жизни человека;
  • Формирование способности к самооценке.

 Регулятивные УУД.

  • В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи;
  • Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД.

  • Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
  • Под руководством учителя  осуществлять  обобщение;
  • Строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД.

  • Формулировать собственное мнение;
  • Учитывать разные  мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.

Оборудование: экран, проектор, CD диск с презентацией по теме урока, тетради, учебник «Русский язык. 5 класс» (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львов, в.И.Капинос и др.) – М., «Дрофа», 2013.

Ход урока

Организационный момент.

  - Ребята, сегодня у нас с вами  необычный урок, мы с вами совершим путешествие по страницам произведений  выдающегося писателя мировой литературы Ф.М.Достоевского. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить знания, полученные  ранее.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворении, прослушайте его. Подумайте, какова  тема  нашего урока? Назовите её!  

Существительное - школа,

 Просыпается - глагол.

 С прилагательным весёлый

 Новый школьный день пришел.

  Определите тему урока.

 -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, т.е. какая тема нашего урока? (части речи).

Сегодня мы обобщим наши знания о частях речи, будем учиться определять части речи в произведениях Ф.М.Достоевского. А начнем мы с просмотра фрагмента из мультфильма «Мальчик у Христа на елке».    

Назовите существительные, которые вы услышали в мультфильме.

Прилагательные?

Глаголы?                                                                                                                                  

(Ответы детей)    

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Перед вами текст. Предложите к нему задания.  

        Господи, какой город! Никогда еще он (не)видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой ч…рный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные (3) низенькие домишки (2) зап…раются (1) ставнями; на улице, чуть смеркне(-тся,-ться) — никого, все затворяю(-тся,-ться) по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ноч…. И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег зв…нят об камни по…ковы, и все так толкаю(-тся,-ться) и, господи, так хоче(-тся,-ться) поесть, хоть бы кусочек какой(нибудь), и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке)

                                                                                 

  • Найти основную тему текста. Вставить пропущенные буквы. Раскрыть скобки. Выписать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Дети проверяют с интерактивной доски.

  Давайте вспомним все, что вы уже знаете об этих частях речи.

(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ)

ФИЗМИНУТКА

(Учитель называет имена существительные, обучающиеся хлопают;

учитель называет имена прилагательные, обучающиеся топают;

учитель называет глаголы, обучающиеся встают и садятся)

РАБОТА С ТЕКСТОМ

      Войдя в Пассаж, он [Иван Матвеич] немедленно стал восхищаться великолепием здания, а подойдя к магазину, в котором показывалось вновь привезенное в столицу чудовище, сам пожелал заплатить за меня четвертак крокодильщику, чего прежде с ним никогда не случалось Вступив в небольшую комнату, мы заметили, что в ней кроме крокодила заключаются еще попугаи из иностранной породы какаду и, сверх того, группа обезьян в особом шкафу в углублений. У самого же входа, у левой стены, стоял большой жестяной ящик в виде как бы ванны, на крытый крепкою железною сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся всех своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата. Сие чудовище ни в ком из нас сначала не возбудило особого любопытства.  

(Ф.М. Достоевский «Крокодил»)

                     ВЫПИСАТЬ СЛОВА  ИЗ ТЕКСТА И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ,

Часть речи

Пример из текста

Морфологические признаки

Существительное

Прилагательное

Глагол

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Ученые установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:

  1. Имя существительное 24,9%  
  2. Глагол 15,9%
  3. Имя прилагательное 8,3%

- Посчитайте количество частей речи. Сделайте вывод.

Мне стало легче, и я вздохнул свободнее... Но вся душа моя как-то глухо и сладко томилась, будто прозрением чего-то, будто каким-то предчувствием. Что-то робко и радостно отгадывалось испуганным сердцем моим слегка трепетавшим от ожидания... И вдруг грудь моя заколебалась, заныла, словно от чего-то пронзившего ее, и слезы, сладкие слезы брызнули из глаз моих. Я закрыл руками лицо…

(Ф.М. Достоевский «Маленький герой»)

Имя существительное  - __  Глагол  -  ___Имя прилагательное -____

- А сейчас вам предстоит выполнить творческую работу. Напишите небольшой текст на тему: «Маленькие герои Достоевского»

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Что мы повторили на уроке?
  • Я сегодня на уроке…
  • Как  вы  оцениваете  работу  одноклассников на  уроке?

(Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. Оценивают свою работу и работу группы).

Домашнее задание. Выставление оценок.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...