Использование приемов исследовательской деятельности на разных ступенях изучения истории, обществознания
статья на тему

Васина Юлия Александровна

Использование  приемов исследовательской деятельности на разных ступенях изучения истории, обществознания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  приемов исследовательской деятельности на разных ступенях изучения истории, обществознания

        Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

        Поэтому   цель современной школы  - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся.  А  целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их  выявлению, поддержке и  развитию способностей.

        Цели организации работы с одаренными детьми вижу в следующем:

1. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

2. Помощь одаренным обучающимся в самораскрытии.

 Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

1 этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе  стараюсь проявить интерес к своему предмету.

2 этап - внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

3 этап - заключительный, когда работа проводится с узким кругом
учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в
предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская  деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

        На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

        Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры "Колесо истории", "Звездный час", "Своя игра", "Умники и умницы",  КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.

        Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания, которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление - т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием.

        Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.

        Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль - организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

        В рамках поддержки одаренных детей  стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. Считаю, что предметная олимпиада - один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам,  определила следующие задачи:

- стимулирование интереса детей к истории, обществознанию;

- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

- расширение информационного пространства в области истории, обществознания.

        Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, для себя отметила, что для  школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.

        Перечислю формы работы с одаренными детьми, используемые в своей педагогической практике.

        Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках предметных декад применяются самые разнообразные формы и методы проведения: уроки мужества, викторины, плакатная деятельность, историческая лаборатория по исследованию исторических событий и т.п.

        Также провожу систематические индивидуально-групповые занятия с сильными учениками на протяжении всего учебного года:

- участие в районных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах (очных, заочных, дистанционных);

- поисковая, исследовательская работа по истории и обществознанию;

- организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;

- поощрение одарённых учащихся.

        Работу с одарёнными детьми провожу по нескольким направлениям.

Метод проектов
        Обучающимся предлагаю  творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность , расширять их знания по предмету.
        Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся "проживает" конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Ежегодно в  нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие и исследовательские проекты по истории, обществознанию чаще всего в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.

Например, в 6 классе обучающиеся представили проект  "По следам крестовых походов"  в виде развивающей  игры (игровое поле, фишки - кораблики из соленого теста и правила игры).
 Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
        Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры  "Что? Где? Когда?" , "Исторический аукцион",  предметные викторины. Регулярно  провожу индивидуальные занятия с учащимися  высокой учебной мотивации при   подготовке к предметным олимпиадам.
        Индивидуальные и коллективные занятия также  провожу с учащимися, выбравшими предметы  историю  и обществознание для итоговой аттестации,  оказывая им консультативную помощь.
 Применение информационно-коммуникационных  технологии в преподавании истории и обществознания
        Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории, обществознания  текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
        Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.
        Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Мне, как учителю истории, очень удобно использовать на уроках сеть Интернет. Например, по истории Российской культуры можно эффективно использовать следующие материалы Интернета: Взгляды философов на развитие общества, глобальные проблемы современности, экологические кризисы и катастрофы,  живопись  разных эпох, искусство Возрождения  и многое другое. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, по слову "революция" можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная, …). Использование инфо-коммуникационных технологий на уроках  позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся,  обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке,  усовершенствовать контроль знаний, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности,  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.  И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
  3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
  4. Интегрированные уроки. Такой урок провожу я  и учитель информатики.

При объяснении нового материала использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
        В заключении отмечу, что использование в своей работе информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни.

        Примерами работы с одаренными детьми являются их выступления на научно-практических конференция, конкурсах и других мероприятиях, связанных с исследовательской деятельностью. Так, ученики 8-11 классов представляли свои работы на школьной, городской и республиканской НПК по следующим темам:  "Школа Арского Ивана Петровича" (из истории нашей школы), "Орел в гербах разных стран", "Война в письмах солдат", "Свобода: привилегии или обязанности?", "Роль моды в жизни общества", "Учитель глазами учеников" и многие другие.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 20017

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания

Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской  деятельности учащихся »  является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...

Мотивация учебной деятельности на разных ступенях обучения.

Мотивация учебной деятельности на разных ступенях обучения....