Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
методическая разработка по географии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов по географии»
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Автор проекта:
Бяулова Е.Н.
Куратор: к.п.н. доцент отделения управления
и экономики образования
Штретер Ю.Н.
Проект допущен к защите:
« 09 » октября 2015 г.
Казань, 2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3 стр.
1. Актуальность ситуации……………………………………………….3 стр.
2. Цель и задачи проекта………………………………………………..4 стр.
2.1 Цель проекта………………………………………………………….4 стр.
2.2 Задачи проекта………………………………….…...…………….....4 стр.
2.3 Целевая группа проекта……………………………………………...4 стр.
3. Проектное решение……………………………………………………4 стр.
4. Жизненный цикл проекта……………………………………………..8 стр.
4.1 Сроки реализации проекта…………………………………………..8 стр.
4.2 Этапы реализации проекта…………………………………………..8 стр.
4.3 Программа проектных мероприятий……………………………….9 стр.
5. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………14 стр.
6. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта учащегося……………………………………………………………………....15 стр.
Заключение ……………………………………………………………..16 стр.
Список использованных документов и источников информации…..17 стр.
Глоссарий………………………………………………………………..17 стр.
Приложения……………………………………………………………..18 стр.
Введение
По требованиям ФГОС ООО учащийся на уроках должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это исследовательской и проектной деятельности школьников.
К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса.[4]
- Актуальность проекта
Проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность - развивающая образовательная ситуация является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.[1]
- Цель и задачи проекта
- Цель проекта
Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
2.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС ООО по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;
2. Разработать теоретический план для реализации проектной деятельности;
3. Разработать темы проектной деятельности, с учетом возрастной группы;
4. Разработать памятку и материал для самостоятельной работы учащихся;
5. Реализовать методику на практике.
2.3 Целевая группа проекта: Учителя географии.
2.4 Объект исследования
Учащиеся с 5 по 11 класс средней школы.
2.5 Предмет исследования
Внеклассные и внеурочные мероприятия, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы и кружки.
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).
В первую очередь это создание методических рекомендаций учителям при организации проектной и исследовательской деятельности на уроках географии.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся, прежде всего, необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся. С методической точки зрения от учителя, руководителя проекта, требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. В отношении методической подготовки учителя, акцент делается на следующих аспектах:
- владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;
- применение педагогической техники и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.
Роль учителя – организатор, консультант, тьютор в интерактивном взаимодействии. Даёт направления и обеспечивает технологиями для активного взаимодействия в рамках информационно-образовательного пространства. Осуществляет информационно-методическую поддержку в процессе самоконтроля и самооценки деятельности ученика в его продвижении.[3]
Учителем должен быть разработан план по организации проектной деятельности среди учащихся с учетом их возрастных особенностей и личных интересов к предмету. В первую очередь создание алгоритма деятельности учителя. Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:
- обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;
- разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ;
- корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;
- предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать; см. прил. 1
- подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;
- формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;
- определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;
- организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований;
- помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.; см. прил. 2
- подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта;
- организация защиты проекта;
Учителем задается "пространство" возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ученик выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности.
Учащиеся могут создавать групповые, коллективные, парные или индивидуальные проекты.
Индивидуальные или парные проекты выбирают дети с высокой учебной мотивацией, развитыми информационными и коммуникативными умениями, хорошим уровнем самоорганизации. Эти дети имеют сформированные познавательные интересы и потребности, умело ориентируются в информационном пространстве, умеют приобретать знания самостоятельно, используют свои знания для решения познавательных и жизненных проблем.
Чаще всего такие проекты берут учащиеся, которые уже работали над проектами в младших классах.
Групповые и коллективные проекты стоит выбирать ученикам, которые нуждаются в пошаговом информационно-методическом сопровождении учителя, умеют работать в коллективе при активном взаимодействии с информационно-образовательной средой.[2]
Определиться с типом проекта – монопредметный или межпредметный, учебный или социальный.
Определиться с видом проекта – исследовательский, информационный (поисковый), игровой (ролевой), практико-ориентированный (прикладной), творческий.
Игровой, творческий и практико-ориентированный проекты лучше создавать группой или коллективом, в том числе детьми разного возраста.
Исследовательский, информационный лучше создавать индивидуально или парой.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта с сентября 2015 по май 2016 года.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с августа 2015 по начало сентября 2015)
2. Основной (с конца сентября по декабрь 2015)
3. Заключительный (с января 2016 по май 2016)
4.3 Программа проектных мероприятий.
План работы с учащимися на 2015-2016 учебный год по географии
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлению география | Сентябрь |
2. | Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей | Сентябрь |
3. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися | Октябрь |
4. | Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | С течение учебного года |
5. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Сентябрь |
6. | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми | В течение учебного года |
Подборка заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей и для детей с повышенным интересом к предмету | В течение учебного года | |
7. | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: -выступление учителей на семинарах, педагогических советах; -участие в работе РМО по географии | В течение учебного года |
8. | Участие в предметных олимпиадах | в течение года |
9. | Участие в конкурсах, молодежных чемпионатах, соревнованиях, в защите проектных и исследовательских работ разных уровней | в течение года |
10. | Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся | в течение года |
11. | Организация и проведение предметных недель | в течение года |
12. | Работа с родителями одаренных детей: -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям -привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования | В течение учебного года |
13. | Проводить регулярные педагогические наблюдения за развитием ребенка на уроках и во внеклассной работе | В течение учебного года |
14. | Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год | май |
Олимпиады
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Проведение 1-го этапа (школьного) олимпиады школьников по предмету география | 10 Октября |
2. | Проведение дистанционной олимпиады «ОЛИМПУС» осенняя сессия | Октябрь |
3. | Сессия олимпиад ОСЕНЬ проекта VIDEOUROKI.NET | Сентябрь-ноябрь |
4. | Проведение дистанционной международной природоведческой игре-конкурсе «ГЕЛИАНТУС» | 11 Декабря |
5. | Олимпиада по географии для учащихся 7-11 классов "География и туризм" на базе ФГБОУ ВО "НИСПТР" | С 1декабря по 31 января в 2 тура |
6. | Герциновская олимпиада школьников | Декабрь-январь Заочный этап: с 1 декабря. Очный этап: январь |
7. | Межрегиональная олимпиада МПГУ для школьников | Декабрь-январь Заочный этап: с 1 декабря. Очный этап: январь |
8. | Сессия олимпиад ЗИМА проекта VIDEOUROKI.NET | Декабрь-февраль |
9. | Олимпиада школьников «Ломоносов» | В течение учебного года |
10. | Проведение Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» | Заочный этап: 30-31 января |
11. | Проведение дистанционной олимпиады «ОЛИМПУС» зимняя сессия | Январь-февраль |
12. | Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета | с 1 ноября года по 25 января. |
13. | Проведение 2-го этапа (районного) олимпиады школьников по предмету география | Февраль |
14. | Всероссийская олимпиада по географии "Страны мира" для школьников 9-11 классов | 1 марта |
15. | Проведение дистанционной олимпиады «ОЛИМПУС» весенняя сессия | Март - апрель |
16. | Сессия олимпиад ВЕСНА проекта VIDEOUROKI.NET | Март-май |
Конференции
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Школьная научно-практическая конференция им. Героя Советского Союза Умеркина А.С. | Октябрь-ноябрь |
2. | V республиканских научно-практических чтениях им. А. С. Тайсина «Развитие эколого-географической культуры учащихся и студентов в естественно-научном образовательном процессе» в МБОУ «СОШ №24» г.Наб. Челны | Декабрь |
3. | Ежегодная научно-практическая конференция «Мы и мир больших проблем» | Февраль |
4. | VII Городской научно-практической конференции учащихся им. Д.В. Вильеева Вильеева в Средней общеобразовательной татарско-русской школе № 23 с углубленным изучением отдельных предметов | Март |
5. | в XIX научно-практической конференции школьников «Мир науки» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани | Апрель |
6. | Республиканская гуманитарная научно-практическая конференция «Глобализация - реальность современного мира!» в МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани | Март |
7. | Российский национальный юниорский водный конкурс Конференция по водным проектам старшеклассников (г. Москва) | Октябрь-февраль Апрель |
8. | Научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения» в «Гимназия № 7» Ново-Савиновского района г. Казани. | Апрель |
Конкурсы
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Всероссийский конкурс «Моя страна-моя Россия» | Март |
2. | Конкурсы по экологии от МБОУ ДОД «Городской детский эколого-биологический центр» г. Казань | В течение учебного года |
3. | Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды Заключительная конференция – г. Москва | сентябрь-февраль март |
4. | Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (ЮИОС) Региональный этап Федеральный заочный этап Заключительный (очный) этап | сентябрь - март сентябрь-декабрь январь-февраль март |
Республиканские мероприятия с обучающимися, воспитанниками образовательных организаций
1. | Региональные этапы всероссийских (федеральных) конкурсов: | |
- конкурс юных исследователей окружающей среды (ЮИОС); | сентябрь-декабрь | |
- юниорский лесной конкурс «Подрост»; | сентябрь-январь | |
- конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»; | сентябрь-январь | |
- национальный юниорский водный конкурс | октябрь-февраль | |
- конкурс учебно-опытных участков | сентябрь 2015 | |
- конкурс школьных лесничеств; | май-июнь | |
2. | Республиканская научно-практическая экологическая конференция для 6-11 классов «Экология, город и мы» - г. Набережные Челны (ГДЭБЦ №4) | октябрь |
3. | Республиканская открытая конференция исследовательских работ младших школьников (2-6 классы) им. С.Ф. Морозова – г. Бугульма (ДЭБЦ) | ноябрь-декабрь |
4. | Республиканский экологический фестиваль школьников «Природа и мы» - г. Нижнекамск (ДЭБЦ) | декабрь |
5. | Республиканская научно-практическая конференция старшеклассников «От школьных знаний к научному поиску» - г. Елабуга (ДЭБЦ) | январь |
6. | Поволжская научная экологическая конференция школьников ми. А.М. Терентьева | февраль |
7. | Республиканская открытая экологическая олимпиада для младших школьников (1-4 класс) – г. Казань, (ЦВР «ЭКОиТТ» Ново-Савиновский район); | март-апрель |
8. | Республиканский открытый экологический фестиваль-конкурс детских театральных коллективов «Радужная сцена» (миниатюры, агитбригады, спектакли) – г. Казань (ГДЭБЦ) | март-апрель |
9. | Региональная научно-практическая конференция для младших школьников «Юннат-2014» | апрель |
10. | Республиканский профильный лагерь-школа «Биосфера» для одаренных детей; | июнь-июль |
11. | Республиканский Слет юных экологов, исследователей природы и лесоводов | июнь-июль |
12. | Региональные природоохранные конкурсы: | |
- Региональный конкурс-выставка поделок «Чудо-елочка своими руками» в рамках всероссийской акции «Ель» - г. Набережные Челны (ДЭБЦ №4) | декабрь | |
- Республиканский открытый конкурс «Кот Казанский» (рисунки, поделки, видеоролики, презентации, литературные исследования) – г. Казань (ГДЭБЦ) | декабрь – январь | |
- Республиканский открытый социально-экологический конкурс «Сохраним природу Татарстана» (природоохранная акция, социальный плакат - работы на бумажном и электронном носителях) – г. Казань (ГДЭБЦ) | январь-март | |
- Республиканский открытый конкурс «Вторая жизнь упаковки» (поделки, конструкции, игрушки, модели одежды) – г. Казань (ГДЭБЦ) | февраль-апрель | |
- Республиканский конкурс «Зеленые острова жизни» (об истории создания парков и скверов, их обитателях и организации отдыха населения) – (РОЦ); | апрель-сентябрь | |
13. | Месячники: | |
- по охране природы и экологии; | 15 апреля-15 мая | |
- леса | сентябрь - октябрь | |
14. | Экологические акции, посвященные международным дням: | |
- «Очистим планету от мусора» (неделя) | сентябрь | |
- «День Воды» | 22 марта | |
- «День птиц» | 2 апреля | |
- «День Земли» | 22 апреля | |
- «Марш парков» | 19-22 апреля | |
- «День биологического разнообразия» | 22 мая | |
- «День охраны окружающей среды» | 5 июня | |
- «Летопись добрых дел по сохранению природы» | март-сентябрь |
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
При работе с проектами у учащихся должны сформироваться следующие умения:
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки самооценки.
- Умения и навыки сотрудничества:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- Презентационные умения и навыки:
- навыки монолога;
- уверенность во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные наглядные средства при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта учащегося.
Основные критерии оценки проектной деятельности:
- Актуальность, значимость темы и новизна.
- Самостоятельность работы над проектом
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность решения проблемы
- Артистизм и выразительность выступления
- Как раскрыто содержание проекта в презентации
- Использование наглядных средств и ИКТ.
Заключение.
При внедрении нового ФГОС ООО в школы, функция учителя видоизменяется, помимо образовательной функции учитель должен на своем уроке развить у учащегося различные учения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Это в основном УУД (универсальные учебные действия), которые при использовании метода проектов развивают в учащихся различные умения. См. прил.3
После изучения требования ФГОС ООО по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся был разработан план по организации учителем проектной деятельности среди учащихся различных возрастов, с учетом их возрастных особенностей и личных интересов к предмету.
Были разработаны примерные темы проектно-исследовательских работ, разделенные по классам, начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом. Разработаны памятки и материалы для самостоятельной работы учащихся. См. прил. 2
Список использованных документов и источников информации:
- Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.
- Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Стандарты второго поколения 2-е издание под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой- М.: «Просвещение», 2011.
- Библиографическая ссылка: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/10/08/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti
Глоссарий.
Тьютер - специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Приложения.
Приложение 1.
Примерные темы проектно - исследовательских работ по курсу география:
5 класс.
- Как среди неживой природы зародилась жизнь?
- Влияние изменения климата на живую природу.
- Имеет ли вода возраст?
- Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
- Существуют ли правила поведения в природе?
6 класс.
- Количество воды на Земле — величина постоянная или переменная?
- Барометр в науке и природе.
- Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?
- Куда текут реки?
- Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
- Мы спасаем гидросферу или себя?
- Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
- Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
- Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
7 класс.
- Пустыня - закономерность или аномалия на лике земли?
- Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
- Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
- Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
- Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
- Плавают ли материки?
- Бывают ли географические закрытия?
- Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
- Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
- Являются ли горы этнографическими рубежами?
- Создание морских городов — утопия или жизненно-необходимый проект?
- Стоит ли спасать тропические леса?
- Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
- Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?
8 класс.
- Зависит ли менталитет народа от природных условий?
- Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
- Как спасти Азовское море от натиска человека?
- Что происходит в Западной Сибири — освоение или разорение?
- Система водохранилищ на Волге — решение энергетической проблемы или гибель реки?
- Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
- Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
- Как погода влияет на меня?
- Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
- Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
- Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно - гигиенический аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
9 класс.
- Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
- Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
- Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
- РоАЭС — ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
- Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно — важный проект?
- Важна ли для человека национальность?
- Государственная территория России — зло, проклятие страны и народа или благо?
- Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
- Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
- Как изменить структуру экспорта России?
- Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
- Зонален ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
- Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
- Можно ли управлять миграционными процессами?
- Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
- Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
- Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
- Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
- Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
- Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
- Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
- Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра лей нашего города? Их влияние на наше здоровье.
10-11 класс
- Может ли 21 век стать веком старения населения?
- Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало
- человечество?
- Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
- В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
- Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
- Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
- Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
- Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
- Что нас ждёт в будущем? ( Сценарий третьего тысячелетия)
- Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
- Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
- Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? ( В том числе в нашем городе.)
Приложение 2.
Памятки учащимся при работе с проектами
Вариант 1
Выбор темы проекта
- Как бы ты хотел выполнять проект (индивидуально или в паре с другом)?
_____________________________________________________________________________
2. Выбери, какая тематика тебе наиболее интересна? См. прил.2
Над какой темой тебе было бы интересно работать?
____________________________________________________________________________
3. Какой «продукт» ты смог бы представить по теме проекта? (поделка, серия рисунков (схем, моделей) коллаж, книга, справочник, фильм, игра, конкурс, фотоальбом, сочинение, сказка, ребусы и т.п.) _____________________________________________
4. В каком виде тебе хотелось бы презентовать свой проект? (Игра, презентация, доклад, стенд, выставка, викторина)
Защита проекта
Защита проектов осуществляется в очной форме, в присутствии учителей, родителей, других учеников, администрации.
Итоговая оценка формируется из 3 составляющих:
- Реферат. Оценивается оформление, полнота раскрытия темы, наличие всех необходимых разделов (титульный лист, план, список литературы), наличие «изюминки».
- Продукт. Оценивается оригинальность идеи, качество исполнения, смысловая нагрузка.
- Защита. Оценивается наглядное представление материала, грамотное построение доклада, умение изложить самое интересное и ценное, умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения.
Примерный план защиты проекта
- Представление авторов проекта, темы проекта.
- Продолжительность выполнения проекта.
- Кто вам помогал в выполнении работы (в подборе материала, печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
- Что было наиболее интересно и познавательно для вас в процессе работы?
- Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя вам удалось узнать по своей теме, рассказать об этом.
- Представление продукта (например, макет, кроссворд, справочник, ребус, загадка, игра с залом, отчет, доклад, путешествие, соревнование, реклама, телепередача и др.)
Вариант 2
Рекомендации по выбору темы и оформления
результатов исследовательской работы (проекта)
Этап | Действие |
1. Выбор темы исследования
| Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко? Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь? Подсказка Темы исследования могут быть: - фантастическими; - экспериментальными; - теоретическими; - изобретательскими. |
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. |
3. Гипотеза исследования
| Для формулирования гипотезы используй слова: - предположим; - допустим; - возможно; - что, если. |
4. Организация исследования
| Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? Просмотреть книги по теме Запиши важную информацию, которую узнал из книг. Спросить у других людей Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Посмотреть видеоматериалы Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера Понаблюдать Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы. Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента |
Приложение 3.
Формирование УУД на различных этапах работы над проектом
Содержание деятельности учащихся | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
I cтадия Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп | ||||
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Самоопределение -социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении соц. нормам | Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, формулировать свои затруднения - предлагать помощь - проявлять активность во взаимодействии | Обще учебные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Целеполагание - формулировать уч. задачу - ставить уч. задачи в сотрудничестве с учителем |
II стадия Планирование Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Распределение задач (обязанностей) между членами группы. | ||||
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта | Самоопределение (зависит от темы исследования) - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру - осознание своей этнической принадлежности | Планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества - определять цели, функции участников взаимодействия - договариваться о распределении функций и ролей | Обще учебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач | Планирование - выбирать действия в соответствии с задачей - составлять план действий - адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности |
Нравственно-этическая ориентация - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Управление коммуникацией - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения - адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих | Прогнозирование - предвосхищать результат - предвидеть уровень усвоения знаний - предвидеть возможность получения конкретного результата | ||
III этап Исследование Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. | ||||
Поэтапно выполняют задачи проекта | Смыслообразование - мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Взаимодействие - формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы - строить понятные для партнера высказывания - вести устный и письменный диалог, слушать собеседника - строить монологическое высказывание | Информационные - поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах - передача информации (устно, письменно) - интерпретация информации - применение, представление и оценка информации | Осуществление учебных действий - выполнять учебные действия в мариализованной, громкоречевой и умственной формах - использовать речь для регуляции своего действия |
Управление коммуникацией - аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве - оказывать сотрудничество и взаимопомощь - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Логические - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков - анализ, синтез, сравнение, сериация - классификация по заданным критериям, установление аналогий - установление причинно-следственных связей - построение рассуждений, обобщение | |||
Обще учебные - ставить, формулировать и решать проблемы - выбирать наиболее эффективные способы решения задач - осуществлять смысловое чтение - выбирать вид чтения в зависимость от цели | ||||
IV этап Выводы Анализ информации. Формулирование выводов | ||||
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Самоопределение - осознание ответственности человека за общее благополучие - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире | Взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы - строить монологическое высказывание | Обще учебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности - осуществлять рефлексию способов и условий действий | Контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату - использовать установленные правила в контроле способа решения |
Смыслообразование - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Коррекция - вносить коррективы в действия - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном | ||
Нравственно-этическая ориентация - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов | Саморегуляция - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений - стабилизация эмоционального состояния - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта | |||
V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого. | ||||
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Самоопределение -самостоятель-ная и личная ответственность за свои поступки -готовность и способность учащихся к саморазвитию -внутренняя позиция школь-ника на основе положительного отношения к школе -принятие образа «хорошего ученика» | Инициативное сотрудничество -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения - предлагать помощь и сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии | Знаково-символические - использовать знаково-симво-лические сред-ства, в том числе модели и схемы для решения задач - создавать и преобразовы-вать модели и схемы для решения задач -моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задач | Оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество усвоения - устанавли-вать соответствие полученного результата постав-ленной цели - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи |
Смыслообразо-вание - самооценка на основе критериев успешной учеб-ной деятельности - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Взаимодействие - формулир-вать свое мнения и позицию, задавать вопросы -строить понятные для партнера высказывания -вести устный и письменный диалог, слушать собеседника -строить монологическое высказывание | Общеучебные - осознанно и произвольно строить сооб-щения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера - ориентиро-ваться в разно-образии спосо-бов решения задач | Саморегуляция - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений - стабилизация эмоционального состояния - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта | |
Нравственно-этическая ориентация -эстетические потребности, ценности, чувства -доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость -гуманистичес-кие и демо-кратические ценности многонационального российского общества | Управление коммуникацией - адекватно оценивать свое пове-дение и поведение окружающих - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.
В данном материале дается пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации образования.
Что такое творческий проект в школе на уроках технологии и не только....
Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...