Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.
статья по истории по теме
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нугуманова Р.К.
МОБУ «Гимназия №2 с.Бураево»
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.
В одной из педологических публикаций можно найти следующее определение: «Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных возможностей , а также опосредуемых ею внешних условий, которые в единстве обеспечивают определённую успешность осуществления учебной деятельности».
Применительно к обучению истории, истории Башкортостана, обществознания, более развёрнутый ответ, характеризующие личностные познавательные качества учащихся, можно составить, используя задачи развития учащихся.
Они включают в себя формирование исторических знаний, выработку взглядов и убеждений, а в процессе этой работы с учётом возраста совершенствования внимания, восприятия , исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников , их знаний, чувств и воли, привития им интереса к истории, развития их познавательных учений.
Психологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находят среднеуспевающие ученики. Такое подразделение значительно упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного класса,
Например, учитель излагает учебный материал в готовом виде и предлагает всем ученикам осмыслить его, запомнить и подготовиться при закреплении и проверке знаний воспроизвести усвоенное в неизменном виде.
Для слабых учащихся описанная работа оказывается в меру трудной , они работают в полную силу познавательных возможностей. А хорошо подготовленные - вполсилы , их мышление недогружено, и они слушают учителя недостаточно внимательно, справедливо полагая, что в учебнике это всё написано.
Другой пример: учитель излагает учебный материал также в готовом, разъяснённом виде: но к учебной нагрузке учащихся подходит дифференцированно, даёт классу два задания. Одно требует , как и на предыдущем уроке, осмысления, усвоения излагаемого и простого воспроизведения усвоенного с помощью объяснения.
Второе задание рассчитано на перестройку изучаемого (скажем, надо выделить причины и следствия изучаемых событий или явлений - например, возникновение государств у восточных славян - и выстроить всю цепочку причинно-следственных связей, разъяснённых учителем).
Одно лишь понимание излагаемого и простого воспроизведения усвоенного в данном случае недостаточно следует проанализировать излагаемый материал, выделить главное, абстрагироваться от неглавного, после этого надо обобщить выделенные причины и следствия, расставив их на свои места, и усвоить их в новых связях и отношениях.
Школьная практика показывает, что слабые ученики успешно работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, когда требуется усвоить и воспроизводить знания в готовом виде. Причем условно за первый, самый низкий уровень трудности познавательной деятельности.
К слабым, недостаточно подготовленным, относятся ученики, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к её изучению. Они склонны преимущественно лишь к запоминанию, заучиванию текста учебника с последующим пересказом изложения учителя.
Слабых учеников, независимо от их возраста, надо терпеливо и планомерно обучать приёмам и изменениям учебной работы, воспитывать у них интерес и волю к изучению истории. Наиболее благоприятные условия для этого создаёт воспроизводящая деятельность , но при условии, если главные исторические факты учитель излагает эмоционально, в наглядно - образной увлекательно форме, с обязательным разъяснением существенного.
Такое изложение пробуждает у учащихся интерес к историческим событиям.
Наряду с приёмами устного изложения постепенно учитель вводит в организацию обучения учеников элементы более трудной - преобразующей деятельности: календарей исторических событий, словарей незнакомых слов,
кратких и развёрнутых планов, знаний сравнительно обобщающих и других текстовых таблиц, размещение графических обозначений на контурных картах. Это возможно со средними по обучаемости учениками. Историческое мышление, воображение, речь, память, и другие познавательные возможности у школьников данной группы развитие выше, чем у слабоуспевающих.
К сильным, хорошо подготовленным учащимся относятся те, которые интересуются историей , имеют выраженную склонность к изучению, хорошо знают фактическое и теоретическое содержание уже изученного исторического материала, читают дополнительную литературу.
В обучении сильных, наряду с воспроизводящей и преобразующей деятельность, учитель имеет возможность творческо-поисковую организацию учебного процесса.
При работе с такими учениками учитель, не давая объяснения , доказательства, может ограничится воссозданием ярких картин исторических событий и явлений. Либо учитель может предложить ученикам для самостоятельного осмысления исторического знания, в которых существенное не выделено, не подчёркнуто, не объяснено. В этих условиях задача учащихся заключается (теоретические знания и познавательные) в том, чтобы сформулировать поисковые задания, мобилизовать теоретические знания и познавательные умения, с помощью которых осуществит необходимый поиск.
Предлагаемая разбивка школьников по обучаемости на три категории является условным. И не каждого ученика можно по всем показателям с уверенностью отнести к той или иной категории.
При правильной организации обучения многие учащиеся быстро переходят из одной категории в другую.
На уроках истории, истории Башкортостана, обществознания учитель стремится содержанием учебного материала приёмами, средствами преподавания, манерой изложения(интонациями, паузами, ударениями в речи) активизировать умственные и учебные действия школьников, помочь им правильно воспринимать, осмыслить и в итоге основательно усвоить учебную информацию.
Чтобы ученики не ограничились усвоением изучаемого в неизменном виде, учитель предлагает им познавательные задания (учащимся предлагается, вводить элементы творчества: предлагается вспомнить что они уже знают об изученном событий.
Главным субъектом учебного познания современная методика считает ученика, познающего предмет с помощью и под руководством учителя - его наставника и воспитателя. Изменилось и само название методики - «методика обучения истории», - чем подчёркивается активное участие в учебном процессе не только преподающего учителя, но и познающего ученика.
Таким образом, учащиеся овладевают многими познавательными умениями. Одновременно они усваивают важнейшие мыслительные действия , из которых слагаются приёмы и умения внутренней умственной деятельности. Школьники должны уметь:
Мысленно воссоздавать образы людей - творцов истории, представлять (с помощью воображения) близкие к действительности картины исторических событий и явлений.
Анализировать исторические факты, выделять (абстрагировать) и обобщать их существенные признаки, определять исторические понятия и оперировать ими.
Сравнивать исторические события и явления, находить в них признаки сходства и различия, общее , особенное, частное.
Прослеживать на основе сравнения этапов исторических процессов диалектику общественного развития, понимать борьбу нового, прогрессивного со старым, отживающим.
Находить путём анализа и синтеза, абстракции и обобщения объективные связи и отношения между историческими фактами, прежде всего, причинно-следственные связи исторических событий и явлений, на основе этого прослеживать закономерности общественного развития в учебной работе и общественной практике.
Применить теоретические знания для самостоятельного понимания и усвоения фактов прошлой и современной общественной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"
Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы цели, написать библиографический список, каковы требования к созданию презентаций?...
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознании
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, ...
Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с учебным материалом являе...