урок ОРКСЭ 4 класс Тема: Добродетель и порок
план-конспект урока на тему
данная разработка расчитана на два часа, к ней прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 340.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 8 ТЕМА: Добродетель и порок
Цели:
- Формировать понятия «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная:
- Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добродетелью и пороком.
Развивающая:
- Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Компетенции:
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
- САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
- САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
- ИКТ
- песня Леопольда « Если добрый ты…» «от улыбки»
- Презентация к уроку.
- Для групповой работы:
- списки афоризмов о добродетели и пороках
карточки
Предварительная подготовка:
Учитель:
- Сбор необходимого материала для презентации.
- Расстановка парт для групповой работы.
- Оформление доски ромашкой.
Ученики:
- Выполняют творческие задания:
Мини сочинение «Мой герой»
Сообщение «орден Дружбы»
Сообщение «орден Мужества»
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты это хорошо, а когда наоборот - плохо…
Вступительное слово учителя: Если хмуримся с утра, слайд1
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- О чём прозвучала сейчас песня? (о добре) я предлагаю вам конкурс (?) слайд2
«Собери пословицы» о добре и зле:
Торопись на доброе дело, а добро век не забудется.
Лихо помнится, что есть добрые люди.
Злой не верит, а худое само приспеет.
Притча мудрого индейца
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель начинает беседу с классом:
- Ребята, что хотел сказать дед этой притчей ?( борьба зла и
добра в душе)
- Ребята, когда мы совершаем отрицательные( положительные) поступки какого волка в таких случаях мы кормим? Приведите примеры.
После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его характеристикам.
– Как можно назвать положительную сторону человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
– А как отрицательную? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями, а вторые Пороками. Вот о них мы и продолжим говорить сегодня на уроке. (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).
- Какого человека можно считать добродетельным?
- А какого порочным?
- Повторение по теме «Добродетель и порок».
Обсуждение, что такое добродетель.
Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Что является противоположностью добродетели? слайд 4,5
В каких произведениях высмеивается порок?
- В баснях. (басни Крылова) работа в группах. Вывод
Работа в группах.
Творческая работа с афоризмами для каждой группы: слайд 6
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.
«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.
Игра «Найдите противоположности» для групп: на слайде 7
Задание: Соедините противоположные друг другу качества( презентация):
Физминутка «Барбарики» слайд 8
- Изучение нового материала
Достаточно ли мы знаем о том, как делать добро? Слайд 9
Обыгрывание ситуации: Миша не сделал домашнего задания. Придя в школу, попросил у Серёжи и тот ему дал списать. Учитель проверила работу и поставила «5».
-Доброе дело сделал Серёжа?
- Нет.
-А почему? А на контрольной кто за него будет решать? И что тогда получит Миша?
А как же делать добрые дела?
Вот Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.
А как это ребята, вам известно?
Так чем же мы сегодня займёмся на уроке?
- Будет дальше изучать добро, добродетель.
-Мы все знаем правила поведения в школе, в других местах, а всегда ли мы их соблюдаем?
- Нет.
Аристотель говорил, что не только нужно знать, что такое добродетель, но и быть по-настоящему добродетельным человеком.
Древнегреческий ученый, философ Аристотель выделял одиннадцать добродетелей характера человека. Среди них очень важные и для современного человека: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость. А как можно определить, есть ли у человека добродетели? Ну конечно только по его поступкам.
На доске (или слайде) делается запись: слайд 10
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах): на столе раздаточный материал
расточительность, щедрость, скупость | ||||
| _______ не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей ____. (К. Мелихан) ______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель) | Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, ______ вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй) ______ есть источник всего зла. (Лат. посл.) _________ платит дважды. |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись: слайд 11
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Стакан молока
(восточная притча)
Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:
- Сколько я вам должен?
- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.
Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.
Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…
Вывод: щедрый человек – это тот, кто дает другому человеку нужную вещь в подходящее время.
Притча.
Кто украл масло?
Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.
- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.
-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.
Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.
- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.
Судья велел позвать продавца масла и спросил его:
- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?
- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.
- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.
От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.
- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.
Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.
- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.
О каком пороке идёт речь?
* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах): слайд 12,13
Дружелюбие, вредность, угодничество | ||
Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было! | Ребята, давайте жить ______! | Образ шакала в сказке «Маугли» |
- А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).
Орден Дружбы | Награды Российской Федерации Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами. |
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).
Игра: «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах): слайд 15,16
Трусость, мужество, безрассудная отвага | ||
Был один малыш – зайчишка. |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
- Нужно ли за мужество давать награду? (Обсуждение Ордена Мужества – одной из наград РФ).
Орден Мужества | Награды Российской Федерации Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. |
Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.
- Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?
- Закрепление пройденного материала. Составить синонимический ряд к основным добродетелям.
Слайд 17,18
Дружелюбие | смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Задание Работа в группах
Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.
- В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: _______________
- Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: _________________________.
- У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.
Подсказка
Великодушие; несправедливость, непорядочность.
- Для любознательных
СКАЗКА О ЗЛОЙ КОЛДУНЬЕ И КОТЕНКЕ
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.
Игра «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)
- Как можно стать добродетельным?
Учитель предлагает прочитать сказку В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Вопросы для обсуждения:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
- Вывод урока
Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М -"Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Учитель: ребята давайте составим с вами памятку доброты.
Составить в группах памятку: Как стать добрым человеком.
ПАМЯТКА
Как стать добрым человеком
- Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добрым к людям!
- Учись добру у добрых людей!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай, в первую очередь, людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняй зла, тогда будешь становиться добрее.
6.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
7.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
8.Делать добро для близких, друзей
9.Не завидовать
10. Не вредничать
11. Не грубить
Задание 4. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:
- Подведение итогов урока– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было грустно | Моё настроение улучшилось | Мое настроение было хорошим |
- Домашнее задание Задание на дом: Подумайте, какие щедрые поступки вы можете подарить своим родителям, и постарайтесь в течение недели совершить хотя бы один из этих поступков. На следующей недели расскажите, как ваш щедрый поступок повлиял на жизнь в семье.
- Сказка про жадность.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... - (М. Пляцковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"
Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-267139-1371616329.jpg)
Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-336657-1612296907.jpg)
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Причастие"
Разработка открытого урока ОРКСЭ по теме "Причастие" с применением ФГОС (4 класс)...
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-931606-1497499178.jpg)
Урок ОРКСЭ по теме "Защитники Отечества
Урок ОРКСЭ составлен на основе УМК А.В. Кураева «Основы православной культуры»., 4 класс, М., Просвещение, 2016 г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-984615-1512970596.jpg)
Разработка урока ОРКСЭ по теме"Как христианство пришло на Русь"
данный урок может быть использован по курсу ОПК в 4 классе, а также во внеклассной работе...