урок ОРКСЭ 4 класс Тема: Добродетель и порок
план-конспект урока на тему
данная разработка расчитана на два часа, к ней прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2_dorobotka_.docx | 340.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 8 ТЕМА: Добродетель и порок
Цели:
- Формировать понятия «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная:
- Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добродетелью и пороком.
Развивающая:
- Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Компетенции:
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
- САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
- САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
- ИКТ
- песня Леопольда « Если добрый ты…» «от улыбки»
- Презентация к уроку.
- Для групповой работы:
- списки афоризмов о добродетели и пороках
карточки
Предварительная подготовка:
Учитель:
- Сбор необходимого материала для презентации.
- Расстановка парт для групповой работы.
- Оформление доски ромашкой.
Ученики:
- Выполняют творческие задания:
Мини сочинение «Мой герой»
Сообщение «орден Дружбы»
Сообщение «орден Мужества»
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты это хорошо, а когда наоборот - плохо…
Вступительное слово учителя: Если хмуримся с утра, слайд1
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- О чём прозвучала сейчас песня? (о добре) я предлагаю вам конкурс (?) слайд2
«Собери пословицы» о добре и зле:
Торопись на доброе дело, а добро век не забудется.
Лихо помнится, что есть добрые люди.
Злой не верит, а худое само приспеет.
Притча мудрого индейца
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель начинает беседу с классом:
- Ребята, что хотел сказать дед этой притчей ?( борьба зла и
добра в душе)
- Ребята, когда мы совершаем отрицательные( положительные) поступки какого волка в таких случаях мы кормим? Приведите примеры.
После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его характеристикам.
– Как можно назвать положительную сторону человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
– А как отрицательную? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями, а вторые Пороками. Вот о них мы и продолжим говорить сегодня на уроке. (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).
- Какого человека можно считать добродетельным?
- А какого порочным?
- Повторение по теме «Добродетель и порок».
Обсуждение, что такое добродетель.
Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Что является противоположностью добродетели? слайд 4,5
В каких произведениях высмеивается порок?
- В баснях. (басни Крылова) работа в группах. Вывод
Работа в группах.
Творческая работа с афоризмами для каждой группы: слайд 6
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.
«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.
Игра «Найдите противоположности» для групп: на слайде 7
Задание: Соедините противоположные друг другу качества( презентация):
Физминутка «Барбарики» слайд 8
- Изучение нового материала
Достаточно ли мы знаем о том, как делать добро? Слайд 9
Обыгрывание ситуации: Миша не сделал домашнего задания. Придя в школу, попросил у Серёжи и тот ему дал списать. Учитель проверила работу и поставила «5».
-Доброе дело сделал Серёжа?
- Нет.
-А почему? А на контрольной кто за него будет решать? И что тогда получит Миша?
А как же делать добрые дела?
Вот Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.
А как это ребята, вам известно?
Так чем же мы сегодня займёмся на уроке?
- Будет дальше изучать добро, добродетель.
-Мы все знаем правила поведения в школе, в других местах, а всегда ли мы их соблюдаем?
- Нет.
Аристотель говорил, что не только нужно знать, что такое добродетель, но и быть по-настоящему добродетельным человеком.
Древнегреческий ученый, философ Аристотель выделял одиннадцать добродетелей характера человека. Среди них очень важные и для современного человека: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость. А как можно определить, есть ли у человека добродетели? Ну конечно только по его поступкам.
На доске (или слайде) делается запись: слайд 10
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах): на столе раздаточный материал
расточительность, щедрость, скупость | ||||
| _______ не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей ____. (К. Мелихан) ______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель) | Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, ______ вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй) ______ есть источник всего зла. (Лат. посл.) _________ платит дважды. |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись: слайд 11
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Стакан молока
(восточная притча)
Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:
- Сколько я вам должен?
- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.
Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.
Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…
Вывод: щедрый человек – это тот, кто дает другому человеку нужную вещь в подходящее время.
Притча.
Кто украл масло?
Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.
- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.
-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.
Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.
- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.
Судья велел позвать продавца масла и спросил его:
- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?
- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.
- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.
От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.
- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.
Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.
- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.
О каком пороке идёт речь?
* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах): слайд 12,13
Дружелюбие, вредность, угодничество | ||
Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было! | Ребята, давайте жить ______! | Образ шакала в сказке «Маугли» |
- А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).
Орден Дружбы | Награды Российской Федерации Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами. |
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).
Игра: «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах): слайд 15,16
Трусость, мужество, безрассудная отвага | ||
Был один малыш – зайчишка. |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
- Нужно ли за мужество давать награду? (Обсуждение Ордена Мужества – одной из наград РФ).
Орден Мужества | Награды Российской Федерации Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. |
Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.
- Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?
- Закрепление пройденного материала. Составить синонимический ряд к основным добродетелям.
Слайд 17,18
Дружелюбие | смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Задание Работа в группах
Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.
- В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: _______________
- Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: _________________________.
- У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.
Подсказка
Великодушие; несправедливость, непорядочность.
- Для любознательных
СКАЗКА О ЗЛОЙ КОЛДУНЬЕ И КОТЕНКЕ
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.
Игра «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)
- Как можно стать добродетельным?
Учитель предлагает прочитать сказку В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Вопросы для обсуждения:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
- Вывод урока
Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М -"Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Учитель: ребята давайте составим с вами памятку доброты.
Составить в группах памятку: Как стать добрым человеком.
ПАМЯТКА
Как стать добрым человеком
- Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добрым к людям!
- Учись добру у добрых людей!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай, в первую очередь, людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняй зла, тогда будешь становиться добрее.
6.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
7.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
8.Делать добро для близких, друзей
9.Не завидовать
10. Не вредничать
11. Не грубить
Задание 4. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:
- Подведение итогов урока– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было грустно | Моё настроение улучшилось | Мое настроение было хорошим |
- Домашнее задание Задание на дом: Подумайте, какие щедрые поступки вы можете подарить своим родителям, и постарайтесь в течение недели совершить хотя бы один из этих поступков. На следующей недели расскажите, как ваш щедрый поступок повлиял на жизнь в семье.
- Сказка про жадность.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... - (М. Пляцковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"
Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....
Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Причастие"
Разработка открытого урока ОРКСЭ по теме "Причастие" с применением ФГОС (4 класс)...
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
Урок ОРКСЭ по теме "Защитники Отечества
Урок ОРКСЭ составлен на основе УМК А.В. Кураева «Основы православной культуры»., 4 класс, М., Просвещение, 2016 г. ...
Разработка урока ОРКСЭ по теме"Как христианство пришло на Русь"
данный урок может быть использован по курсу ОПК в 4 классе, а также во внеклассной работе...