Разработка урока ОРКСЭ по теме"Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока на тему

Нечаева Елена Николаевна

данный урок может быть использован по курсу ОПК в 4 классе, а также во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока ОРКСЭ (модуль Православная культура)

Тема: Как христианство пришло на Русь

Учитель : Нечаева Елена Николаевна

Класс: 4

Список литературы: базовый учебник

Кураев А. В.Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015

Оборудование урока: компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал

Урок 18. Как христианство пришло на Русь

Эпиграф к уроку:

"Главной заботой древней Руси было стремление усвоить и осуществить в жизни христианское вероучение.»

Цель урока: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; осмысление учащимися факта Крещения Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи урока:

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси, с выбором веры; познакомить с личностью князя Владимира как реформатора.

Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; создать условия для развития и раскрытия творческих способностей, учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.

Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.


Планируемые результаты
Предметные 
- на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии,
- выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
- познакомить учащихся с жизнью древних славян;
 
- сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;
- показать, как изменилась жизнь людей и самого князя после принятия христианства.
Личностные 
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Мотивация учебной деятельности
Умение организовать свою деятельность
Метапредметные 
Регулятивные
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока;
 
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Познавательные 
- использовать общие приемы решения задач
- строить сообщения в устной и письменной форме
- представлять информацию в виде схемы
- добывать информацию из различных источников
- определять главные мысли и последовательность событий в тексте,
- осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;
 
- поиск необходимой информации в книге;
- уметь ориентироваться в учебной книге.
Коммуникативные
- ставить вопросы
- обращаться за помощью
- задавать вопросы
- строить монологическое высказывание
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Язычники, князь.

Персоналии и даты: княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, принцесса Анна, 988 г.

Оборудование урока: карта Древнерусское государство в IX-XI , слайдовая презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, дидактический материал.

Тип урока:

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Ход урока

1.Организационный момент урока.

- Здравствуйте, ребята! У вас сегодня немного необычный урок, вести его будет не Лиля Владимировна, а я – Елена Николаевна. Давайте вы улыбнётесь своему соседу по парте, затем учителю, т. е. – мне. Перед работой при помощи смайликов покажите мне свое настроение. (грустный-красный, веселый- зеленый, нейтральный- желтый)

 - Что вы изучаете на уроке ОРКСЭ?

- Вам нравится изучать данный курс?

2. Целеполагание .

Уч.: Ребята перед тем, как определить тему урока, я предлагаю вам просмотреть мультфильм

(Просмотр видео мультфильма «Как князь Владимир веру выбирал»)

- Итак, о чём ребята вы просмотрели мультфильм , о чём он был?

- Почему именно его я выбрала к сегодняшнему уроку?

- О чём в нем говорится?

Примерный ответ учащихся: данный мультфильм относится к новой теме урока – Крещение Руси.

Тему урока формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

- О чем сегодня будем с вами говорить на уроке?

Предполагают, что о крещении Руси?

3.Актуализация знаний.

Уч.: Итак, мы с вами выяснили тему урока, а теперь давайте попытаемся совместно с вами сформулировать цели нашего урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. При затруднении в выполнении данного задания учитель с помощью вопросов помогает учащимся сформулировать цели урока.

Уч.:

- Ребята, а знаете ли  вы к какой религии мы с вами принадлежим?

- Христианство (предположительные ответы)

- Знаете ли вы откуда и когда (из какой страны и в какое время), христианство пришло на Русь?

Если ответ вызовет затруднения, фрагмент видеофильма включается еще раз.

Организовывается беседа по просмотренному мультфильму.

- 988г. ,Византийская Империя(предположительные ответы)

Что такое Русь?

- Это наше государство(предположительные ответы)

- Кто был тот человек или князь, который решил установить православною веру в нашем государстве?

- Владимир (предположительные ответы)

- А почему предпочтение было отдано именно этой религии?

- Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?

Уч.: Выяснить ответы на эти вопросы и будет основной целью нашего занятия.

(учащиеся записывают тему  урока в рабочих листах)

4.Основная часть Слайд № 3-4:

(рассказ учителя с опорой на презентацию)

- Может вы знаете каким Богам поклонялись люди в древней Руси?

Уч.: До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой.

В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.

Впервые годы своего единоличного правления князь Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых истуканов. Но потом все изменилось, во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению. Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию.

- Ребята вы внимательно меня слушали, с какими новыми словами вы сейчас познакомились?

Работа со словарем. Откройте свои рабочие листы и запишите значение новых слов.

Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.

Князь - правитель древней Руси

Уч: - Ребята, а вы знаете что такое крещение? Текст на стр.61 учебника «Это интересно»

Смысловое  чтение.

Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви

- Ребята а вы знаете что такое церковь? И был ли кто-нибудь из вас в церкви?

Церковь – это общество , в которое объединились христиане.(запись в рабочий лист)

Крещение-это присоединение к церкви ( Запись в рабочий лист)

  1. Физминутка. Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина.

                        В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

  1. Практическая часть.

Работа с иллюстративным материалом – живописное произведение В. М. Васнецова "Крещение киевлян" или Крещение Владимира

Слайд № 5-7:

Вопросы и задания к иллюстрации:

- Кого вы видите на картине?

- Что на ней изображено? Какое событие?

- К чему князь Владимир призывает людей?

Работа в группах. Составление кластера: изменения на Руси после  крещения

Слайд №

Найдите в отрывке на  рабочем листе ответ на вопрос: «Что изменилось с принятием христианства на Руси»

-Задание каждой группе выделить главную мысль отрывка и записать в свой кластер.

Затем на слайде появляются все ответы обучающихся и одному из ребят предлагается сделать вывод по данной работе.

  1. Рефлексия осуществляется заданиями на слайде


Уч.: Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

1. Я узнал (а)сегодня на уроке, что ________________________

2. Мне было интересным_______________
3. Я бы хотел(а) узнать больше о __________________

- А теперь , как и в начале урока, при помощи смайликов покажите мне свое настроение в конце урока.

 Оценка учителем.(Наклейки)

  1. Домашнее задание. (Слайд)

Уч.: -Ребята, домашнее задание вы получаете:
1.Прочитать учебник стр.58-61.
2. Рисунки на тему: В крещении рождается новый человек
3. По желанию подготовить мини-сообщение на тему (по выбору): «Какое имя дал русский народ князю Владимиру?»

Саша     Саша  Артём    Вика Даша      Рита Вадим    Нина Ульяна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Причастие"

Разработка открытого урока ОРКСЭ по теме "Причастие" с применением ФГОС (4 класс)...

Разработка урока ОРКСЭ "Основы исламской культуры" по теме: "Семья в исламе"

Тема урока: Семья в исламе.Цель урока:Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.Задачи:—  Расширить знания учащихся о семье.—  Позна...

Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль:  Основы православной культуры...

Как христианство пришло на Русь

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:- Отче, ты не прав!Старый свяще...

Технологическая карта урока "Как христианство пришло на Русь"

Материал урока знакомит с такими понятиями как мудрость, крещение, исповедь, вера в единого Бога, Святая Русь, Церковь, раскрывает их значение и роль в жизни людей — в формировании личности чело...