Организация учебного сотрудничества на уроках информатики
статья на тему
В настоящее время становиться актуальным использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у обучаемых способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение самостоятельно принимать решения, добывать новые знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, другими словами – уметь учиться.
Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebnogo_sotrudnichestva_na_urokah_informatiki.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебного сотрудничества на уроках информатики
В настоящее время становиться актуальным использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у обучаемых способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение самостоятельно принимать решения, добывать новые знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, другими словами – уметь учиться. Эти идеи отражены и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы, в числе которых значится овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи [1]. В первую очередь к ним относится умение школьника планировать и осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, осуществлять эффективное сотрудничество и способствовать продуктивной кооперации; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми [2].
В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом, которого является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
С точки зрения А.Г. Асмолова [3], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать учебное сотрудничество.
В их число входят:
- наличие специальных технических средств;
- каждый ученик имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;
- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;
- на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся;
- создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом [4].
Эти особенности позволяют учителю информатики использовать на своих уроках разнообразные методы и приемы.
Как показывает анализ литературы, понятия «метод обучения» и «прием обучения» – весьма многозначны. Я буду рассматривать методы и приемы обучения как способы и действия учителя, направленные на достижение целей образования, в моем случае – на формирование умения организовывать учебное сотрудничество.
Одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей – групповая работа, так как она позволяет: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса; дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (функции контроля и оценки, целеполагание и планирование).
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Взаимно дополняя друг друга, личная ответственность и командный дух, являются ключевыми моментами учебного сотрудничества.
Использование локальной компьютерной сети в кабинете информатики позволяет эффективно организовать коллективную деятельность учащихся, когда одна большая задача разбивается на ряд подзадач, решение которых поручается отдельным ученикам или их группам. Участие в коллективной работе вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Всё это способствует формированию активной личности, умеющей планировать и оптимально организовывать свою деятельность, соотносить её с деятельностью других.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности используется методика проектных занятий [5].
Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания - проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, тематическое общение по электронной почте и многое другое. Если в качестве проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно используют программу Power Point, которая достаточно проста для освоения. Можно применять более продвинутую программу Macromedia Flash и создавать хорошие анимации.
Метод проектов можно рассматривать как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, к оценке, к действию и к рефлексии. Например, при изучении темы «Передача информации в компьютерных сетях» в 9 классе по учебному комплекту, практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ». Изучение темы «Информационные системы и базы данных» происходит путем коллективной разработки учебной информационной системы «Приемная комиссия». Это небольшой проект, который выполняется всеми учениками вместе под руководством учителя. Воспроизведение всех заданий, описанных в практикуме, является для учеников обязательной работой, ориентированной на репродуктивный уровень обученности. В заданиях на самостоятельную разработку информационной системы требуется разработать небольшую базу данных по индивидуальной теме, выполняя эту работу по аналогии с общей задачей. Выполнение этих заданий направлено на достижение продуктивного уровня обученности в рамках данной темы.
Учащиеся создают проекты как по информатике ("Основные устройства ПК", "Компьютерные вирусы", и др.), так и межпредметные: информатика-биология, информатика-технология, информатика-литература ("Расчет калорий с использованием электронных таблиц", "Моделирование изделий при помощи ПК", «Поэты серебряного века» и др.)
Благодаря возможностям, которые представляют облачные технологии, учащиеся могут общаться между собой, организовывать совместную работу, отслеживать выполнение работы между участниками группы, презентовать себя в сети Интернет, видеть результаты своей и чужой работы, сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассников [6], что позволяет встроить в учебный процесс различные компоненты деятельности: мотивационные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, информационные, за счет чего расширяются границы традиционного преподавания информатики [7]. Предлагается методика организации проектной деятельности на уроках информатики в рамках изучения основных разделов, таких как средства и технологии создания и преобразования информационных объектов и средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии), применять методику проектной деятельности в опосредованных группах, т. е. учащиеся, изучающие информатику в разных кабинетах, объединяются в группы для решения общей учебной задачи (подготовка сообщения, решение задачи, создание презентации и т. д.). Объединение происходит на базе технологий совместного доступа – Google-документы, Microsoft Office 365 и т. п. [6], коммуникация между членами группы осуществляется через синхронные и асинхронные коммуникативные сервисы (блог, чат).
Такая методика организации группового сотрудничества делает основной акцент на организацию различных видов деятельности обучаемого, расширяет пространственно-временные рамки учебного сотрудничества, стимулирует к овладению и использованию большего числа технологий [8]. Результаты методики определяются прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой. Появляются личностно значимые мотивы деятельности: потребность расширить свои знания, узнать новое; овладеть умением организовывать сотрудничество при помощи компьютерных инструментов; потребность проверить свои знания; возможность публично представить результаты своей деятельности и сравнить их с другими результатами.
Изложенная организация учебного сотрудничества требует, чтобы преподаватель выступал в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, привлекал обучаемых к активной совместной познавательной деятельности, давал возможность обучаемому выступать в качестве субъекта деятельности, при этом достижение личностных и метапредметных результатов выступает как одна из главных образовательных целей [7, 8]. Для достижения поставленных целей необходимо соблюдение следующих педагогических условий: целенаправленного обучения навыкам групповой работы при помощи облачных технологий; максимизации сетевого взаимодействия учащихся; организация целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на раскрытие индивидуальности каждого учащегося; позитивной взаимозависимости между членами группы; взаимной оценки результатов; согласованной работы двух педагогов, работающих в разных кабинетах.
Метапредметные результаты достигаются в процессе мотивационной и регулятивной деятельности, заключающейся в определении целей своей работы, осуществлении осознанного выбора способов деятельности, планировании путей достижения целей, соотношении деятельности планируемым результатам, оценивании правильности выполнения учебной задачи, владении основами самоконтроля, управления; организации учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом [9].
Личностные результаты достигаются в процессе познавательной и коммуникативной деятельности по поиску достоверной информации, выявлению различных точек зрения, при работе с разноформатной информацией, освоении деловой, письменной речи, привлечении новых партнеров к выполнению учебной задачи, принятии решений.
Предметные результаты достигаются в процессе информационной деятельности по освоению новых компьютерных программ и сервисов, поисковых систем, при безопасном и целесообразном поведении при работе в Интернете, при соблюдении норм информационной этики и права.
В настоящее время наиболее распространенными системами на основе облачных вычислений, применяемыми в образовательном процессе, являются Google Apps Education Edition [2, 10]. Они представляют собой веб-приложения на основе облачных технологий, предоставляющие учащимся и преподавателям инструменты, использование которых призвано повысить эффективность общения и совместной работы. В таблице представлены средства облачных технологий, которые могут быть использованы при формировании у учащихся умения осуществлять учебное сотрудничество на уроках информатики [2, 10].
Раздел | Облачные сервисы | Назначение сервиса |
Информация и информационные процессы | Google Docs (Документы) | Выполнение совместных проектов в группах; подготовка текстовых файлов; создание документов с изображением, таблицами и другими графическими объектами; обсуждение правок в документах с другими соавторами. |
Обработка текстовой информации | ||
Google Mindmeister | Создание ментальных карт, обработка информации; совместная работа с ними. | |
Google draw.io Diagrams | Создание диаграмм, графиков, блок-схем, форм; совместная работа с ними | |
Обработка графической информации | Google Docs (Рисунки) Google Pixlr Editor | Создание графических элементов; совместная работа с ними; вставка их в документы и презентации через веб-буфер обмена; обработка графических изображений. |
Обработка числовой информации | Google Docs (Таблицы) | Создание электронных таблиц; совместная работа с ними; создание графиков, диаграмм. |
Мультимедийные технологии | Google Docs (Презентации) | Совместное создание презентаций; размещение графических объектов; публикация финальной презентации в виде общедоступных веб-страниц. |
Google lucidpress | Совместное создание интерактивных публикаций в Сети, в которые можно вставлять анимации, видео, ссылки, активные области перехода. | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Google Docs (Презентации) | Совместное создание презентаций; размещение графических объектов; публикация финальной презентации в виде общедоступных веб-страниц. |
Google Mindmeister | Создание ментальных карт, обработка информации; совместная работа с ними. | |
Формализация и моделирование | Google draw.io Diagrams | Создание диаграмм, графиков, блок-схем, форм; совместная работа с ними. |
Алгоритмы и исполнители | Scratch-онлайн | Программирование, собственные интерактивные истории, игры и анимация, делиться своими творениями с другими представителями интернет-сообщества. |
Google draw.io Diagrams | Создание диаграмм, графиков, блок-схем, форм; совместная работа с ними. | |
Коммуникационные технологии | Электронная почта (mail.ru, gmail.com) | Мгновенный обмен информацией, общение |
Рассмотрим типы учебных заданий, которые можно применять для формирования умения осуществлять учебное сотрудничество с помощью облачных технологий.
Учебное задание «Носители информации» (содержательный раздел «Информация и информационные процессы», тема «Хранение информации»). Тип задания: практическая работа.
Заполнить содержанием разделы совместной презентации «Носители информации». Цель: систематизация знаний о хранении информации и о видах носителей информации; формирование умения осуществлять учебное сотрудничество средствами облачных технологий.
- Учитель самостоятельно делит учащихся на группы. Необходимо разбить класс на четыре группы, так как в задании четыре раздела.
- Группа 1 заполняет раздел «Стримеры», Группа 2 – раздел «Оптические CD/DVD-диски», Группа 3 – раздел «Флеш-карта», Группа 4 – раздел «Жесткие диски».
- Координатором выполнения задания является учитель.
- Оценивание результатов деятельности групп осуществляется учителем.
- Применяемые облачные сервисы: Google Docs (Презентации).
- После выполнения задания, учащиеся научатся: понимать цели выполнения задания; выполнять учебное задание в соответствии с отведенной ролью; соблюдать сроки выполнения задания.
Учебное задание «Стилевое форматирование реферата» (содержательный раздел «Обработка текстовой информации», тема «Стилевое форматирование»). Тип задания: практическая работа.
Оформить с помощью стилей реферат «История вычислительной техники». Цель: формирование умения совместно выполнять учебное задание.
- Учитель самостоятельно делит класс на группы, примерно по 3–4 человека в группе, роли в группах распределяются совместно с учителем.
- Каждая группа выполняет одно задание.
- После выполнения учебного задания учащиеся сохраняют реферат в одну папку, доступ к которой есть у всех участников учебного сотрудничества.
- Совместно с учителем подводятся итоги деятельности каждой группы.
- Оценка деятельности учащихся в группе выставляется учителем после обсуждения и учета мнения группы.
- Применяемые облачные сервисы: Google (Документы).
- После выполнения задания, учащиеся научатся: понимать цель учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с отведенной ролью; осуществлять контроль достижения результатов при выполнении каждого этапа и коррекцию деятельности.
Учебное задание «QR-коды» (содержательный раздел «Информация и информационные процессы», тема «Сбор информации»). Тип: мини-исследование. Провести исследование на тему «QR-коды». Цель: формирование умения организовывать совместную деятельность.
- На втором этапе учащиеся должны самостоятельно разбиваться на группы.
- Сбор информации происходит из различных источников, перечень которых представлен в файле «Список_литературы».
- Учащиеся записывают подробные ответы в разделы, подготовленные в шаблоне.
- Участники учебного сотрудничества самостоятельно выбирают способы коммуникации между собой.
- Учащиеся оформляют ответ в виде ментальной карты в облачном сервисе Google Mindmeister.
- В облачное пространство выкладываются все ментальные карты участников учебного сотрудничества, делается обобщение, проверяется правильность выполнения задания.
- Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работу участников учебного сотрудничества. Создают файл под именем «Оценки», в который заносят оценки каждого участника.
- Применяемые облачные сервисы: Google Docs (Документы), Google Mindmeister.
- После выполнения задания учащиеся научатся: объективно оценивать результаты собственной деятельности; объективно и аргументировано оценивать результаты деятельности участников учебного сотрудничества.
Учебное задание «Сравнение мобильных операционных систем IOS и Android» (содержательный раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», тема «Системное программное обеспечение»). Тип задания: мини-исследование.
Составьте сравнительную характеристику мобильных операционных систем IOS и Android. Цель: формирование представления о мобильных операционных системах; формирование умения объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности участников учебного сотрудничества.
- Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 3 человека.
- Сбор информации происходит из различных источников, которые указаны в файле «Список_литературы».
- Учащиеся составляют сравнительную характеристику мобильных операционных систем по плану в виде таблицы.
- Выполненные работы, учащиеся сохраняют в папку общего доступа для проверки и оценивания результатов деятельности участников учебного процесса.
- Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работу участников учебного сотрудничества. Создают файл под именем «Оценки», в который заносят оценки каждого участника.
- Применяемые облачные сервисы: Google Docs (Документы), Google (Таблицы).
- После выполнения задания, учащиеся научатся: объективно оценивать результаты собственной деятельности; объективно и аргументировано оценивать результаты деятельности участников учебного сотрудничества; адекватно относиться к оценке участников учебного сотрудничества.
Учебное задание-проект «9 мая! Мы помним! Мы гордимся!» (содержательные разделы: «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», тема «Обработка текстовой и графической информации»). Тип задания: совместный проект Создание коллажа «День Победы. Мы помним! Мы гордимся!»
- При выполнении этого задания учащиеся самостоятельно планируют свою работу: формулируют цель, прогнозируют результаты, распределяют роли, выделяют этапы выполнения задания, выбирают оптимальные способы и средства выполнения задания и средства коммуникации.
- После выполнения работы оценивают результаты своей деятельности и деятельности участников группы. Далее учащиеся выкладывают свои работы в открытый доступ для оценки результатов деятельности другими участниками. Полученные баллы складываются, и выставляется общая оценка за выполнение работы.
- Применяемые облачные сервисы: Google Docs (Рисунки), Google Pixlr Editor, Google Docs (Документы), средства коммуникации gmail.com, чат.
- После выполнения задания, учащиеся научатся: определять цель и результаты выполнения задания; выделять этапы решения задачи и устанавливать их в правильной последовательности; выбирать способы и средства выполнения задания; определять сроки выполнения задания; распределять роли в совместной работе.
В нашей школе уроки информатики проходят в группах, насчитывающих 12-14 человек, количество оптимальное для создания благоприятного микроклимата в процессе продуктивной творческой деятельности. Урок информатики условно разделяю на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая часть проходит в сотрудничестве со всей группой. При этом учащиеся и учитель занимают равноправное положение. Все идеи принимаются, конструктивно критикуются, в работу включены все до одного учащегося.
При выполнении практической работы за компьютером учащиеся работают в малых группах, и существует возможность взаимопомощи, взаимоконтроля. Совместная работа учащихся – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.
Одна из особенностей урока информатики – наглядность степени усвоения знаний и умений учащихся, в процессе их сотрудничества с учителем и друг и другом, отображающаяся на экране монитора. Замечая ошибку ученика, задаю вопрос: “Почему не получилось? Как можно исправить?”. Во время урока применяю приемы взаимопроверки, взаимоконтроля, не акцентируя на этом внимание всего класса.
Таким образом, зная формы организации учебного сотрудничества со школьниками в процессе обучения, учитель должен применять разные типы учебных заданий, соблюдать общие правила организации совместной работы, определять цель групповой работы.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/ р]. –http://standart.edu.ru
- Усольцев А.П., Курочкин А.И. Концепция развивающего обучения при построении системы задач как средство решения современных образовательных проблем // Пед. Обр. в России. – 2013. – № 6. – С. 248-251.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Пр-е, 2011.2.
- Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
- Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / ; Под общей ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 171 с.
- Носкова Т.Н. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011.№ 142. С. 119-126.
- Квитова Л.Ф. Способы региональной диагностики метапредметных результатов // Начальная школа плюс До и После. Тюмень, 2010. № 2. C. 6-14.
- Газейкина А.И., Кувина А.С. Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества средствами облачных технологий // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 4. – С. 180-184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.
Игра - важный методический прием. В материале представлены различные игры, которые можно использовать для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....
Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности
Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7 лет. Начиная с 2007 года, в классах, где я преподавала...
Моделирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе применения технологии организации учебного сотрудничества
Организация учебного сотрудничества в процессе проектной деятельности...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Организация учебного сотрудничества на уроках английского языка.
Доклад на тему "Организация учебного сотрудничества на уроках английского языка"...
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать ...