Программа "Я и Общество"
рабочая программа
Особое внимание в программе уделено проблемам общения, усвоения нравственных норм и правил поведения, начальных представлений об экономике семьи, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_i_obshchestvo_oso.docx | 62.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа нравственно-правового воспитания «Я и общество», для учащихся ООО и ОСО, ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблемам общения, усвоения нравственных норм и правил поведения, начальных представлений об экономике семьи, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию «Я и общество» составлена для учащихся ООО и ОСО в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Закон РФ «Об общественных объединениях»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2017 года;
- Программа развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI, развитие человеческого потенциала»;
- Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации учебно-воспитательной работы в школе, при котором вся совокупность учебно-воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Содержанием нравственно-правового воспитания обучающихся на ступенях основного общего и среднего общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- честь;
- достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- дружба.
На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Помимо этого необходимо вести ежедневные разъяснительные беседы, использовать каждый подходящий случай для объяснения норм поведения.
Цели программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи в области формирования гражданской культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Контингент
Программа предназначена для обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 5х – 11х классов.
Разделы программы
Программа «Я и общество» рассчитана на 8 лет (с 5 по 11 класс) и включает в себя 3 раздела, каждый раздел предусматривает постепенное расширение изучаемого материала, увеличение доли самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля.
Раздел «Граждановедение» направлен на изучение правовых понятий; закрепление социального отношения к выполнению правил и законов; формирование личностной ответственности за поступки. На этом этапе осуществляется всесторонняя подготовка подростка к тем социальным позициям, которые являются закономерными и нормальными в его возрасте, а также к позициям взрослого ответственного гражданина. Тем самым создаются предпосылки для должного исполнения адресованных личности требований общества и государства, для ее активной общественно полезной деятельности. Осуществляется деятельность по формированию у неслышащих учащихся умений и навыков применения правовых знаний в собственной практике, поведении, общении, общественного мировоззрения, мироощущения.
Раздел «Семья. Нравственные отношения в семье» готовит учащихся к будущей семейной жизни: старшеклассники знакомятся с условиями создания семьи, правилами вступления в брак, правами и обязанностями членов семьи; познают нравственные ценности семьи и брака, к чему приводит нарушение семейных отношений, их последствия и причины разводов.
Раздел «Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание» направлен на формирование представлений о социальном устройстве жизни, соблюдении норм этики и морали в отношениях между людьми, как основы совместного сосуществования, раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки себя и других, дает примеры саморазвивающейся личности, обеспечивает предпосылки управления своим поведением.
В 5 – 9 классах начинает формироваться потребность в нестандартных формах общения с людьми, проявление навыков культуры поведения, общения, осознанное выполнение своих обязанностей, требование от других выполнения поручений, исполнения своих функций, проявление волевых черт характера в регуляции поведения, общения, учебно-познавательного мотива, потребности к саморазвитию.
В 10 – 11 классах формируется осознанность выполнения правил личной гигиены, культуры поведения в общественных местах, активная гражданская позиция в микро и макросреде, стремление к общению со слышащими людьми в сфере быта и во время посещения учреждений культуры, встреч с интересными людьми.
Формы и методы работы
Формы организации внеурочной деятельности:
- экскурсии, встречи;
- классные, информационные часы, правиловедческие занятия;
- игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, социально-деловые), драматизации;
- рисунки, конкурсы, акции, тематические вечера;
- практические упражнения, общественные поручения;
- беседы, рассказы, разъяснения, доклады небольшого объема;
- просмотренных фильмов, обсуждение прочитанных книг.
Методы воспитания.
Практически-действенные — приучение, упражнения, воспитывающие ситуации.
Побудительно-оценочные — педагогические требования, поощрение, осуждение.
Информационные — разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога.
Методы воздействия на духовно-нравственную сферу – метод дилемм. Он заключается в совместном обсуждении школьниками моральных проблем. Разрабатывая вопросы и обсуждая их, дети учатся аргументировать свою точку зрения. Метод дилемм включает: отнесенность к реальной жизни учеников, доступность к их пониманию, незаконченность, наличие двух нравственных путей решения, возможные варианты ответов. Дилеммы порождают спор, дискуссию, что содействует правильному выбору решения. Метод дилемм соответствует методу самовоспитания – рефлексии (размышлению человека о происходящем в себе).
Наибольшая эффективность в работе по нравственно-правовому воспитанию учащихся достигается воспитателем при соблюдении следующих требований:
- формирование у учащихся с недостатками слуха ценностных установок и жизненных приоритетов через позитивную моральную позицию;
- мониторинг успешности нравственно-правового обучения и воспитания учащихся в период их пребывания в школе с целью динамичного наблюдения за их развитием;
- своевременное выявление факторов риска в формировании нравственно-правовой культуры школьников;
- соблюдение правил и норм культуры поведения всеми субъектами учебно-воспитательного процесса;
- воспитание у учащихся мотивации к выполнению правил поведения в обществе;
- обязательное планирование речевого материала необходимого воспитателю для решения разнообразных воспитательных задач;
- организация работы по формированию морально-этических понятий проводится одновременно с развитием речи воспитанников и формированием их словесно-логического мышления;
- расширение сферы применения формируемых навыков поведения в целях создания условий для более глубокого осмысления школьниками не только норм морали, но и морально-этического словаря;
- широкая опора на практическую деятельность;
- тесное взаимодействие в работе учителя, воспитателя и родителей.
По окончании обучения и воспитания по программе учащиеся должны
знать:
-правила поведения в общественных местах;
-права и обязанности граждан РФ;
-законы страны, Устав и правила школы;
-приемы самоконтроля, саморегуляции поведения;
-оптимальные пути решения конфликтов;
-функции прокуратуры и суда;
-меры наказания за преступления;
-основы Семейного кодексов;
-процедуру обращения в юридическую консультацию;
уметь:
-культурно вести себя в общественных местах;
-самостоятельно выполнять общественное поручение;
-оценить собственный поступок и поступок товарища с точки зрения нормы поведения;
-владеть собой в критических ситуациях;
-оценить создавшуюся ситуацию и адекватно действовать в соответствии с моральными нормами и законами;
-выполнить свое право избирать в любые органы власти.
Система контроля
-наблюдение за учащимися в процессе занятий и внеклассной деятельности;
-тестирование, анкетирование;
-определения уровня воспитанности.
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения(5класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 11ч |
Наша страна - Россия. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». | 3ч |
Конституция как главный закон государства. | 2ч |
Президент РФ — глава государства. | 2ч |
Права и обязанности подростка. Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. | 4ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 9ч |
Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. | 2ч |
Права и обязанности каждого члена семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка). Распределение хозяйственных обязанностей между членами семьи. | 4ч |
Права ребёнка и обязанности в семье. | 2ч |
Родственные отношения. | 1ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 14ч. |
Правила поведения в общественных местах. | 3ч |
Школьный этикет. Правила поведения в школе. Ролевая игра «Мало знать, нужно уметь применять» | 3ч |
Что такое культура речи и отчего она зависит? Кодекс вежливого человека. | 2ч |
Что есть «Я»? Что есть совесть? | 3ч |
Способы ведения разговора со сверстниками и старшими. | 3ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся5 класса должны
знать:
-что такое «конституция», основные положения Конституции РФ;
- правила поведения в общественных местах и в школе;
-права и обязанности подростка, членов семьи;
уметь:
-различает хорошие и плохие поступки людей, может оценивать своё поведение и действия одноклассников;
-соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Второй год обучения (6 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 12 ч |
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. | 3ч |
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 4ч |
Основные обязанности гражданина. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. | 3ч |
Закон и законопослушный гражданин. | 2ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 10 ч |
Семья - коллектив родственников. Семья и ее функции. | 2ч |
Семейный досуг. | 2ч |
Потребности и бюджет семьи. Распределение семейного бюджета. | 3ч |
Культура поведения в семье и гостях. Ролевая игра «В гостях и дома». | 3ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 12 ч |
Правила жизни честного человека. Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех». | 2ч |
Уроки дружбы. Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить». | 2ч |
Правила и нормы поведения в обществе. Практикум «Что такое «красивый поступок?» | 2 ч |
Вежливость как часть жизни. Практическая игра «Учимся правильно общаться». | 3ч |
Час общения «Как научиться жить без конфликтов!» | 3ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся 6класса должны
знать:
-основные права ребенка;
- основные обязанности гражданина;
-что такое паспорт;
-родословную своей семьи;
- правила поведения в обществе.
уметь:
-пользоваться правами ребенка согласно Конституции РФ;
-сохранять семейные традиции;
-составлять и распределять семейный бюджет.
Третий год обучения (7класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 12 ч |
Игра «Мои гражданские права и обязанности». | 2ч |
Инспекция по делам несовершеннолетних (функции). | 2ч |
Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура | 3ч |
Знакомство с Уголовным кодексом РФ. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия | 5ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 9 ч |
Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). | 3ч |
Правила поведения в семье, с родственниками. Практикум «Поведение в случае необходимости договориться с родителями». | 4ч |
Твои семейные обязанности по дому. | 2ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 13 ч |
Ситуативный практикум «Я - в общественном месте». | 3ч |
Самооценка своих нравственных качеств. | 2ч |
Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им» | 3ч |
Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность «деяний» и другое. Интерактивная игра «Иметь свое мнение - это важно?» | 5ч |
Итого: | 34ч |
Учащиеся 7класса должны
знать:
-функции инспекции по делам несовершеннолетних;
- функции правоохранительных органов;
-виды ответственности и наказаний за преступления совершенные несовершеннолетними;
-правила поведения и обязанности в семье;
-черты нравственного человека.
уметь:
-обращаться с вопросами к работникам правоохранительных органам (инспекция по делам
несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд);
-оценивать свои нравственные качества.
Четвертый год обучения (8класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 12ч |
Правовой статус человека. Основные документы по правам человека. | 3ч |
Право на достойную жизнь, образование и культуру. | 2ч |
Политические права граждан. | 1ч |
Административные нарушения и меры административной ответственности. Практикум «Человек и закон». | 3ч |
Государственное устройство России. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Местное самоуправление. | 3ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 12 ч |
Российская семья. Условия создания семьи. Семейный кодекс. Привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. | 4ч |
Правила вступления в брак. | 2ч |
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. | 1ч |
Семейные отношения. Правила ролевого поведения, отношения в семье (к родителям, к дедушкам, бабушкам, младшим). | 2ч |
Формы организации досуга, общения, отдыха в семье. | 1ч |
Семейные традиции (проведение праздников, торжеств). | 1ч |
Обязанности, связанные с воспитанием детей. | 1ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 10 ч |
Адекватность поведения в обществе. | 2ч |
Честь и честность. | 2ч |
Правила хорошего тона с друзьями, знакомыми. Дурная компания, ее влияние на человека. | 2ч |
Нормы этики во взаимоотношениях юношей и девушек. Любовь и сексуальность. | 4ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся 8класса должны
знать:
-структуру государственного устройства;
-основные документы по правам человека;
- формы организации досуга, общения, отдыха в семье;
-правила хорошего тона с друзьями, знакомыми.
уметь:
-придерживаться правил поведения в семье и семейных традиций;
-распределяет обязанности по ведению хозяйства и семейного бюджета.
Пятый год обучения (9класс первый год обучения)
Название темы | Количество часов | |
Раздел 1. Граждановедение. | 10ч | |
Роль права в жизни общества и государства. | 1ч | |
Нарушение норм права. Понятие правонарушения. Причины правонарушений. Причины жестокости и насилия. | 4ч | |
Система Уголовного права. Понятие и признаки преступления. | 3ч | |
Соучастие и добровольный отказ от участия в преступлении. Наказание: сущность, цели, виды. | 2ч | |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 12ч | |
Состав семьи (полная, неполная, многодетная) | 1ч | |
Отношения между членами семьи. | 2ч | |
Обязанности детей по отношению к родителям. | 1ч | |
Обязанности родителей по отношению к детям и старикам. | 1ч | |
Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение) | 3ч | |
Условия и правила вступления в брак. | 2ч | |
Брачный договор. | 2ч | |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 12 ч | |
Ценности современной молодежи. Влияние материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Игра «По каким правилам мы живем?» | 6ч | |
Товарищество и дружба. Культурные и нравственные основы взаимоотношений юноши и девушки. | 6ч | |
Итого: | 34ч. |
Учащиеся 9класса первого года обучения должны
знать:
- причины правонарушений и их последствия;
- обязанности детей по отношению к родителям и обязанности родителей;
-условия и процедуру заключения брака, порядок заключения «брачного договора».
уметь:
-добровольно отказаться от участия в преступлении;
-выстраивать взаимоотношения между юношей и девушкой в независимости от их материальной обеспеченности;
-выстроить отношения между членами семьи.
Шестой год обучения (9класс второй год обучения)
Название темы | Количество часов |
Раздел. Граждановедение. | 13 ч |
Избирательное право гражданина. Выборы. Принципы выборов. Понятие избирательного участка. | 5ч |
Право избирать и быть избранным. | 2ч |
Право на социальное обеспечение. | 3ч |
Право на труд и отдых. Право на достаточный жизненный уровень. | 3ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 12 ч |
Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. | 4ч |
Нарушение семейных отношений и их последствия (причины разводов, расторжение браков, выплата алиментов). | 2ч |
Государственная поддержка молодой семьи (пособия, родовой сертификат, ипотека). | 3ч |
Помощь государства в приобретении жилья молодым семьям. | 1ч |
Семейные проблемы. Как их решать? | 2ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 9 ч |
Характер человека. Морально-волевые качества личности. | 2ч |
Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Способы управления чувствами и эмоциями. | 4ч |
Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. | 3ч |
Итого часов: | 34 |
Учащиеся 9класса второго года обучения должны
знать:
-о правах на соцобеспечение, труде и отдыхе;
-основные положения закона о семье, способы осуществления развода, раздела имущества, выплаты алиментов;
-обязанности родителей по отношению к детям;
уметь:
-участвует в выборах;
- обратиться с вопросами к работникам администрации и другим учреждений по оказанию помощи молодым семьям;
-управляет чувствами и эмоциями;
-находит пути решения семейных проблем
Седьмой год обучения (10класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 11 ч |
Правовой статус человека. Функции прокуратуры | 1ч |
Различные источники выражения права. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления. | 5ч |
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Способы защиты от несправедливости. | 5ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 13 ч |
Семья, создание семьи. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). Выбор спутника жизни. Требования к спутнику жизни. Качества, необходимые в семейной жизни. Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями. | 7ч |
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. | 4ч |
Взаимоотношения в молодой семье. Быт и экономика молодой семьи. | 2ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 10 ч |
«Золотое правило» нравственности. | 1ч |
Уважение к людям. Потенциал добра и зла в каждом человеке. | 2ч |
Мотивы поступков человека. Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение. | 4ч |
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Влияние религии на нравственность человека. | 3ч |
Итого часов: | 34 |
Учащиеся 10класса должны
знать:
-за что наступает юридическая и уголовная ответственность;
-что такое суд, виды судов;
-для чего создается семья, чего ожидают молодые люди, создавая семью;
- что такое семейный кодекс РФ;
- юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака.
уметь:
-руководствоваться юридическими законами;
- составлять заявления на заключение и расторжение брака;
- планировать экономику молодой семьи.
Восьмой год обучения (11 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Граждановедение. | 11 ч |
Правовой статус человека. Юридические консультации. | 1ч |
Адвокатская служба. | 1ч |
Функции управления соцзащиты. | 2ч |
Функции центра соцстрахования | 2ч |
Функции пенсионного фонда РФ | 2ч |
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. | 3ч |
Раздел 2. Семья. Нравственные отношения в семье. | 13 ч |
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Сбалансированный семейный бюджет. | 3ч |
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь. | 3ч |
Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. | 2ч |
Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями. Семейный конфликт. Причины конфликтов в семье. | 3ч |
Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми. | 2ч |
Раздел 3. Духовно – нравственное развитие личности. Самовоспитание. | 10 ч |
Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. | 4ч |
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Искусство общения как обязательная черта лидера. | 2ч |
Причины конфликтов. Разумный компромисс. | 4ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся 11класса должны
знать:
-процедуру судебного разбирательства, способы защиты от несправедливости;
-о социальной помощи малоимущим семьям;
-права и обязанности родителей на общение со своими детьми;
уметь:- пользоваться услугами адвоката;
-обратиться с необходимыми вопросами к работникам: соцзащиты, соцстрахования и пенсионного фонда РФ;
-вести семейный бюджет;
-выстраивать взаимоотношения в семье;
- находить разумный компромисс в решении конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА научного общества учащихся
Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»
Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В....
Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы
Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы...
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»
Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной програ...
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....
Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"
Особенность программы заключается в исследовательской деятельности. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...