АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»
методическая разработка по психологии по теме

Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа секции НОУ145 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горно-строительный техникум»

                                 

 

Утверждена


                                   Зам.  директора КГСТ по УМР:                                                                                                                


____________ Горячева Г.П.


« ___» _________________ 2013г.

.

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Научное общество учащихся

Секция «Психология. Экономика»

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Срок реализации: 2-ой семестр

2012 – 2013 учебного года

Автор-составитель:

Гневашева Татьяна Викторовна, преподаватель социально-экономических дисциплин,

высшей категории

Коркино

 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. пояснительная записка

3

  1. учебно-тематический план

7

  1. содежание программы

9

  1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


  1. Литература

12


13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый из нас - изначально,
по своей природе – исследователь.

 

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации в образовательных  учреждениях среднего профессионального образования поставлены новые ориентиры, требующие формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономике России требуются специалисты качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления,  способных  работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно подготовить профессионально и культурно ориентированную личность, обладающую мировоззренческим потенциалом, способностями к интеллектуальному и социальному творчеству, владеющую устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Сформировать компетентность гражданственности, охватывающую направления гражданского, правового, патриотического воспитания; компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, включающую эстетическое, нравственное, семейное воспитание; компетентность самосовершенствования, охватывающую профессиональное, языковое, речевое развитие, коммуникативное воспитание; компетентность здоровьесбережения, (физическое, экологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни) можно только на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программы воспитания во внеучебное время. При этом обучающихся необходимо вовлекать в творческую деятельность, связанную с профессиональным становлением, т.е. в научно – исследовательскую, проектную, что является одним из важных способов воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности самообразования.

Организация научно - исследовательской деятельности студентов рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

Учебно-научно-исследовательская деятельность студентов (УНИДС) играет ключевую роль в подготовке современного специалиста. Студенты пишут рефераты, готовят доклады, выступают с сообщениями на занятиях, проводят мини-исследования,  проводят практические и опытные исследования в рамках курсовых (дипломных) работ. Одной из наиболее популярных современных педагогических технологий, используемой в научно-исследовательской деятельности студентов, является метод проектов.

Научное общество учащихся –  одна из форм работы, наиболее полно отвечающая современным реалиям, объединяющая творческих ребят, стремящихся глубоко освоить исследовательскую и проектную деятельность;

Научное общество учащихся –  это возможность не только привить студенту любовь к будущей профессии, но и сформировать творческую личность — ученого, организатора науки, будущего руководителя учреждения, гражданина, интеллигента.

 Основная форма работы научного общества учащихся — это секция, объединяющая студентов, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний. 

Основные цели авторской образовательной программы НОУ КГСТ секции «Психология. Экономика»:

  1. сформировать общую культуру личности студентов на основе усвоения минимума содержания образовательных программ; способной к успешной социализации в обществе и адаптации к труду в различных сферах деятельности;
  2. предоставить возможность студентам для максимально полного раскрытия интеллектуального и творческого потенциала в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  3. сформировать у студентов компетенции, необходимые для продолжения обучения на ступени высшего образования и  осуществления профессиональной деятельности.

В результате освоения содержания программы секции студент получает возможность:

  1. углубить  и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности;  в т.ч. умений работать с информацией, выстраивать и подтверждать научную гипотезу;
  2. развить исследовательскую компетентность студентов через предметное исследование;
  3. разработать и представить к защите научно-исследовательскую работу

( проект);

  1. сформировать компетенции, заложенные  в требованиях ФГОС по специальности;
  2. сформировать необходимые компетенции, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист (коммуникативные, информационные, речевые, презентационные).

Программа составлена для занятий с конкретными студентами и  будет реализовываться в течение  2 семестра 2012 – 2013 учебного года (22 недели).

В программе предусмотрена возможность проведения параллельно занятий с членами секции НОУ двух ступеней обучения.

Студенты I ступени – это те, кто только записался в секцию - знакомятся с основами экономики и психологии, проводят несложную исследовательскую работу, оформляют её в письменном виде и представляют в конце учебного года. Результаты научной работы могут быть представлены и в виде выполненных курсовых работ, рефератов, презентаций; сообщений на лекциях, практических занятиях; публичной защиты курсовых работ; участие в олимпиадах.

Учащиеся  II ступени под руководством преподавателя  составляют программу и проводят сложное исследование, используя различные виды источников. Результаты научной работы могут быть представлены и в виде публикаций студенческих работ, статей в сборниках научных работ;  докладов на конференции в техникуме или других учебных заведениях. С выполненной  исследовательской работой они участвуют в областной конференции НОУ или представляют ее в соответствующих конкурсах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

Форма подведения итогов или результат занятий

Всего

Теория

Практика

I ступень –72 часа

1.

Общее ознакомление с  научным обществом учащихся. Формирование состава секции НОУ

3

2

1

Беседа.

Анкетирование.

Список состава

2.

Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности

2

2

Беседа

Отчет по инструктажу

3.

Организация работы НОУ в учреждении СПО

4

2

2

Лекция с элементами беседы, практикум: работа в библиотеке

Выбор направления исследовательской творческой работы

4.

Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации

9

2

7

Беседа, практикум работа в библиотеке и ИВЦ

Ролевая игра;

выбор основных ресурсов и источников информации

5.

Технология организации исследования

9

3

6

Лекция, беседа, практические занятия по составлению плана исследования, анкет, опросников, памяток, подбору тестов  и др.

Наличие плана исследования, памяток по сбору информации, социологических опросников и анкет, психологических тестов

6

Психология как основа психологии менеджмента.

9

3

6

Беседа, составление структуры психологического портрета, подбор информации для курсовой работы по управленческой психологии

Наличие у каждого члена секции НОУ соответствующих материалов по теме

7.

Практические занятия по овладению навыками исследовательской работы: самостоятельные работы, творческие задания, участие в олимпиадах, подготовке  и оформлении курсовых работ, выставок

24

24

Индивидуальные и групповые беседы, работа в группах, совместная обработка собранного студентами материала

Наличие правильно оформленных материалов по направлениям и  темам работ студентов

8.

Подготовка к представлению творческих работ

3

1

2

Беседа, практикум по составлению презентаций и подготовке творческих работ к выставке

Наличие творческих работ, текста выступления по темам исследовательских работ и презентации

9.

Оформление  выставки по собранному материалу

2

1

1

Беседа, практикум

Наличие экспозиции в библиотеке техникума

10.

Публичная защита курсовых работ

4

4

Практикум

Участие в публичной защите

11.

Заключительное занятие

3

1

2

Беседа, обзор работ студентов

Готовые творческие и исследовательские работы студентов


II ступень –144 часа

12.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

Мотивация учащихся на проведение сложного исследования

13.

Структура, содержание и технология написания исследовательской работы

112

4

108

Лекция, беседа, практикум: работа в библиотеках, в Интернете, работа в группах. Обработка  собранного материала. Представление  собранного материала в виде текста, таблиц, диаграмм, презентаций. Написание и редактирование текста  исследовательской работы

Наличие текста исследовательской работы  с приложениями

14.

Областные, региональные и местные мероприятия научно-исследовательской направленности

30

2

30

Изучение положения о конкурсе, конференции и т.д.; подготовка выступления, наглядных материалов. Индивидуальные и групповые консультации. Участие в мероприятиях по НОУ

Участие в  заочном и очном турах конкурса, конференции и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I ступень – 66 часов

Тема 1. Общее ознакомление с  научным обществом учащихся. Формирование состава секции НОУ – 3 часа.

Общее ознакомление студентов с этапами, содержанием, целями, задачами НОУ в деле. Роль НОУ в деле подготовки специалиста. Значение опыта творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности в формировании фундаментальных знаний, профессиональных умений и компетенций у будущего специалиста. Анкетирование студентов  по организации и формам проектно-исследовательской деятельности учащихся. Формирование состава секции «Психология. Экономика» НОУ в КГСТ.

Цели занятия:  

  1. знание основных аспектов НОУ;
  2.  определение роли НОУ в подготовке конкурентоспособного специалиста;
  3. формирование состава секции.

Тема 2. Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.

Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Правила техники безопасности. Организация работы в секции НОУ.

Цели занятия:  

  1. выстраивание перспектив деятельности членов НОУ;
  2. проведение инструктажа по технике безопасности.

Тема 3. Организация работы НОУ в учреждении СПО – 3 часа.

Ознакомление с методическими рекомендациями организации работы НОУ в учреждении профессионального образования. Требования к исследовательской творческой работе НОУ. Основные формы исследовательских и проектных работ. Практикум: работа  в библиотеке техникума.

Цели занятия:  

  1. знание основных форм исследовательских и проектных работ;
  2. выбор направления исследовательской творческой работы.

Тема 4.  Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации -

Классификация источников. Альтернативные источники информации. Знакомство с особенностями  работы с библиографическими каталогами, карточками, аннотациями к книгам. Правила работы с источниками. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Использование электронных ресурсов сети Интернет. Особенности поиска информации в рамках научного исследования. Правила оформления выписок из различных видов письменных источников. Правила составления списка использованной литературы.

Практикум: работа в библиотеке техникума, информационно-вычислительном центре техникума.

Цели занятий:

  1. знание основных видов письменных источников и умение их охарактеризовать;
  2. знание полезных ссылок по психологии и экономике в Интернет;
  3. умение работать в различных поисковых системах Интернет;
  4. умение правильно оформить выписку из письменного источника;
  5. умение извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма).
  6. умение правильно оформить список использованных источников

Тема 5. Технология организации исследования  – 9 часов

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Выбор темы исследования. Обоснование актуальности темы.

Практикумы. Составление плана; формулирование проблемы, целей, задач; определение объекта и предмета   исследования. Составление памяток по сбору материала и темам студентов. Проведение социологического исследования, психологического тестирования. Обработка полученных результатов.

Цели занятий:

  1. умение обосновать актуальность выбранной темы;
  1. умение целенаправленно собирать материал по теме работы;
  2. умение провести психологическое тестирование и социологический опрос;
  3. умение использовать результаты исследования в своей работе

Тема 6. Психология как основа психологии менеджмента – 9 часов

Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) – отрасль психологической науки. психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и др. Социально-психологические явления, вопросы психологии труда, управления, общей психологии и психологии личности и др.

Практикум: составление структуры психологического портрета личности студента.

Задание для самостоятельной работы: подбор материала для составления психологического портрета личности студента и выполнения курсовой работы.

Цели занятий:

  1. знание основных требований составления  психологического портрета личности;
  2. умение самостоятельно подобрать и отобрать материал, в т.ч. с использованием интернет-ресурсов.

Тема 7. Практические занятия по овладению навыками исследовательской работы: самостоятельные работы, творческие задания, участие в олимпиадах, подготовке  и оформлении курсовых работ, выставок – 24час

Групповые и индивидуальные консультации по темам исследования, творческим работам студентов.

Цели занятий:

  1. умение собирать, обрабатывать и представлять материал по теме исследования в различной форме.
  2. владение навыками создания собственного текста, редактирования текста.

Тема 8. Подготовка к представлению творческих работ – 4 часа.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).  Знание основных требований наглядному представлению творческих работ и сопровождению выступлений с помощью компьютерных технологий (слайдовая презентация).

Практикум: работа  по составлению и воспроизведению текстов докладов, созданию презентаций, кроссвордов и др.

Цели занятий:

  1. умение составить текст доклада по итогам исследовательской работы;
  2. умение наглядно и публично представить творческие и исследовательские работы.

Тема 9. Оформление выставки по собранному материалу – 3 часа

Наглядный метод представления результатов исследовательских работ.

Практикум: подготовка творческих работ к выставке.

Цель занятия:

  1. умение наглядно представить творческие работы.

Тема 10. Публичная защита курсовых работ – 4 часа.

Цель занятия:

  1. формирование необходимых коммуникативных, информационных, речевых и презентационных компетенций, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист.

Тема 11. Заключительное занятие  –3 часа.

Подведение итогов работы за 2 семестр 2012-2013 учебного года.

Цель занятия:

  1. подведение итогов работы;
  2. стимулирование исследовательской деятельности студентов.

II ступень – 144 часа

Тема 12. Вводное занятие – 2 часа

Особенности обучения на II ступени. Знакомство с научно-исследовательскими работами учащихся ПУ №33 и других учреждений профессионального образования.

Цель занятия:

  1. мотивация учащихся на проведение сложного исследования.

Тема 13. Структура, содержание и технология написания исследовательской работы – 112 часов

Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Структура исследовательской творческой работы студента. Требование к написанию исследовательской работы.

Практикумы:

Подготовка индивидуальных и групповых  планов написания исследовательской работы.  Работа над содержанием работы.

 Работа над введением:  тема исследования, актуальность и новизна, методология научных исследований, постановка целей и определение задач, объекта и предмета исследования. Обзор литературы по теме исследования.

Работа над теоретической частью работы: подбор и обзор научной литературы, анализ фактологических материалов, определение и анализ  проблемной ситуации, анализ научной литературы.

Работа над практической частью работы:  специфика реализации научно-исследовательской деятельности, подготовка к проведению исследования и его проведение (социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование и т.п.), обработка и проверка полученных данных и результатов, использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.

Работа над общими выводами заключением. Оформление списка использованной литературы и приложений.

Индивидуальное и групповое консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы студентов. Подготовка к участию в мероприятиях научно-исследовательской направленности.

Цели занятий:

  1. выбор объекта исследования;
  2. умение выстроить структуру модели исследования;
  3. сбор материала по теме исследования;
  4. проведение самостоятельного научного исследования, связанного с проблемами, решение которых может помочь молодому человеку в дальнейшей жизни;
  5. разработка научно-исследовательской работы.

Тема 14. Областные, региональные и местные  мероприятия научно-исследовательской направленности – 30 часов.

Знакомство с положением о мероприятиях научно-исследовательской направленности  (конференциях, конкурсах и т.д.). Подготовка работы для участия в мероприятиях с учетом их требований.  Подготовка наглядного сопровождения выступления. Участие в мероприятиях. Подведение итогов мероприятий.

Цель участия в мероприятиях:

  1. представление результата деятельности студента;
  2. формирование необходимых коммуникативных, информационных, речевых и презентационных компетенций, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист,
  3. знакомство с работой НОУ УНПО Челябинской области;
  4. выработка навыков цивилизованного, конструктивного научного общения и сотрудничества;
  5. стимулирование исследовательской деятельности студентов.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:

  1. Исследование межличностных отношений в группе.
  2. Исследование интеллектуальной активности коллектива.
  3. Исследование эмоциональной коммуникативности
  4. Исследование мотивации выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами КГСТ.
  5. Исследование ожиданий выпускников КГСТ по вопросам и проблемам трудоустройства.
  6. Исследование психологического портрета личности менеджера – выпускника КГСТ.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гладышева, Мария Михайловна. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования на начальном этапе экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 39–43.
  2. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dwg.ru/dnl/1326
  3. ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" документам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/185891/
  4. ГОСТ 7.9-95. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=133767
  5. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление: Учеб. пособие – М.: ИТК «Дашков и К0», 2006. – 460 с.
  6. Куликова, Т. И. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии личностно-профессиональных качеств студентов-психологов // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 11–18.
  7. Медоева, Т.И. Организация работы научного общества учащихся в учреждении профессионального образования: метод. рекомендации / Т.И. Медоева, С.А. Халитова. – Челябинск: Изд –во ЧИРПО, 2012. – 84 с.
  8. Министерство образования и науки Российской Федерации. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года: [№ 3-91 от 22.02.2011] / Министерство образования и науки Российской Федерации // Администратор образования. – 2011. – № 7. – С. 7–18.
  9. Мухорина, Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под. ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. - 146с.
  10. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учеб.-метод. пособие. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.
  11. Пивоев В.М. Методология и методика научного исследования: Учеб.пособие. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. – 100 с.
  12. Родина, Е. В. Научно-теоретические основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Родина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 3. – С. 59–61.
  13. Требования к исследовательской творческой работе НОУ: метод. Рекомендации / Сост.: И.Ю. Пентишкина, М.А. Важенина; МОиН Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2010. – 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА научного общества учащихся

Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ  СОШ №16 села Александровского Александровского района на  2012-2015 годы...

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»

Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной програ...

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"

Особенность программы заключается в исследовательской деятельности.  Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»

 Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.Одним из наи...


 

Комментарии

Ахатова Аниса Гафуановна

Татьяна Викторовна, прекрасная работа! Всё понятно, доступно!