АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»
методическая разработка по психологии по теме
Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа секции НОУ | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горно-строительный техникум»
| Утверждена Зам. директора КГСТ по УМР: ____________ Горячева Г.П. « ___» _________________ 2013г. . |
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Научное общество учащихся
Секция «Психология. Экономика»
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации: 2-ой семестр
2012 – 2013 учебного года
Автор-составитель:
Гневашева Татьяна Викторовна, преподаватель социально-экономических дисциплин,
высшей категории
Коркино
2013
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 7 |
| 9 |
| 12 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый из нас - изначально,
по своей природе – исследователь.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации в образовательных учреждениях среднего профессионального образования поставлены новые ориентиры, требующие формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономике России требуются специалисты качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно подготовить профессионально и культурно ориентированную личность, обладающую мировоззренческим потенциалом, способностями к интеллектуальному и социальному творчеству, владеющую устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Сформировать компетентность гражданственности, охватывающую направления гражданского, правового, патриотического воспитания; компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, включающую эстетическое, нравственное, семейное воспитание; компетентность самосовершенствования, охватывающую профессиональное, языковое, речевое развитие, коммуникативное воспитание; компетентность здоровьесбережения, (физическое, экологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни) можно только на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программы воспитания во внеучебное время. При этом обучающихся необходимо вовлекать в творческую деятельность, связанную с профессиональным становлением, т.е. в научно – исследовательскую, проектную, что является одним из важных способов воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности самообразования.
Организация научно - исследовательской деятельности студентов рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Учебно-научно-исследовательская деятельность студентов (УНИДС) играет ключевую роль в подготовке современного специалиста. Студенты пишут рефераты, готовят доклады, выступают с сообщениями на занятиях, проводят мини-исследования, проводят практические и опытные исследования в рамках курсовых (дипломных) работ. Одной из наиболее популярных современных педагогических технологий, используемой в научно-исследовательской деятельности студентов, является метод проектов.
Научное общество учащихся – одна из форм работы, наиболее полно отвечающая современным реалиям, объединяющая творческих ребят, стремящихся глубоко освоить исследовательскую и проектную деятельность;
Научное общество учащихся – это возможность не только привить студенту любовь к будущей профессии, но и сформировать творческую личность — ученого, организатора науки, будущего руководителя учреждения, гражданина, интеллигента.
Основная форма работы научного общества учащихся — это секция, объединяющая студентов, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.
Основные цели авторской образовательной программы НОУ КГСТ секции «Психология. Экономика»:
- сформировать общую культуру личности студентов на основе усвоения минимума содержания образовательных программ; способной к успешной социализации в обществе и адаптации к труду в различных сферах деятельности;
- предоставить возможность студентам для максимально полного раскрытия интеллектуального и творческого потенциала в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- сформировать у студентов компетенции, необходимые для продолжения обучения на ступени высшего образования и осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения содержания программы секции студент получает возможность:
- углубить и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности; в т.ч. умений работать с информацией, выстраивать и подтверждать научную гипотезу;
- развить исследовательскую компетентность студентов через предметное исследование;
- разработать и представить к защите научно-исследовательскую работу
( проект);
- сформировать компетенции, заложенные в требованиях ФГОС по специальности;
- сформировать необходимые компетенции, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист (коммуникативные, информационные, речевые, презентационные).
Программа составлена для занятий с конкретными студентами и будет реализовываться в течение 2 семестра 2012 – 2013 учебного года (22 недели).
В программе предусмотрена возможность проведения параллельно занятий с членами секции НОУ двух ступеней обучения.
Студенты I ступени – это те, кто только записался в секцию - знакомятся с основами экономики и психологии, проводят несложную исследовательскую работу, оформляют её в письменном виде и представляют в конце учебного года. Результаты научной работы могут быть представлены и в виде выполненных курсовых работ, рефератов, презентаций; сообщений на лекциях, практических занятиях; публичной защиты курсовых работ; участие в олимпиадах.
Учащиеся II ступени под руководством преподавателя составляют программу и проводят сложное исследование, используя различные виды источников. Результаты научной работы могут быть представлены и в виде публикаций студенческих работ, статей в сборниках научных работ; докладов на конференции в техникуме или других учебных заведениях. С выполненной исследовательской работой они участвуют в областной конференции НОУ или представляют ее в соответствующих конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения занятия | Форма подведения итогов или результат занятий | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I ступень –72 часа | ||||||
1. | Общее ознакомление с научным обществом учащихся. Формирование состава секции НОУ | 3 | 2 | 1 | Беседа. Анкетирование. | Список состава |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | Беседа | Отчет по инструктажу | |
3. | Организация работы НОУ в учреждении СПО | 4 | 2 | 2 | Лекция с элементами беседы, практикум: работа в библиотеке | Выбор направления исследовательской творческой работы |
4. | Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации | 9 | 2 | 7 | Беседа, практикум работа в библиотеке и ИВЦ | Ролевая игра; выбор основных ресурсов и источников информации |
5. | Технология организации исследования | 9 | 3 | 6 | Лекция, беседа, практические занятия по составлению плана исследования, анкет, опросников, памяток, подбору тестов и др. | Наличие плана исследования, памяток по сбору информации, социологических опросников и анкет, психологических тестов |
6 | Психология как основа психологии менеджмента. | 9 | 3 | 6 | Беседа, составление структуры психологического портрета, подбор информации для курсовой работы по управленческой психологии | Наличие у каждого члена секции НОУ соответствующих материалов по теме |
7. | Практические занятия по овладению навыками исследовательской работы: самостоятельные работы, творческие задания, участие в олимпиадах, подготовке и оформлении курсовых работ, выставок | 24 | 24 | Индивидуальные и групповые беседы, работа в группах, совместная обработка собранного студентами материала | Наличие правильно оформленных материалов по направлениям и темам работ студентов | |
8. | Подготовка к представлению творческих работ | 3 | 1 | 2 | Беседа, практикум по составлению презентаций и подготовке творческих работ к выставке | Наличие творческих работ, текста выступления по темам исследовательских работ и презентации |
9. | Оформление выставки по собранному материалу | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | Наличие экспозиции в библиотеке техникума |
10. | Публичная защита курсовых работ | 4 | 4 | Практикум | Участие в публичной защите | |
11. | Заключительное занятие | 3 | 1 | 2 | Беседа, обзор работ студентов | Готовые творческие и исследовательские работы студентов |
II ступень –144 часа | ||||||
12. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа | Мотивация учащихся на проведение сложного исследования |
13. | Структура, содержание и технология написания исследовательской работы | 112 | 4 | 108 | Лекция, беседа, практикум: работа в библиотеках, в Интернете, работа в группах. Обработка собранного материала. Представление собранного материала в виде текста, таблиц, диаграмм, презентаций. Написание и редактирование текста исследовательской работы | Наличие текста исследовательской работы с приложениями |
14. | Областные, региональные и местные мероприятия научно-исследовательской направленности | 30 | 2 | 30 | Изучение положения о конкурсе, конференции и т.д.; подготовка выступления, наглядных материалов. Индивидуальные и групповые консультации. Участие в мероприятиях по НОУ | Участие в заочном и очном турах конкурса, конференции и т.д. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ступень – 66 часов
Тема 1. Общее ознакомление с научным обществом учащихся. Формирование состава секции НОУ – 3 часа.
Общее ознакомление студентов с этапами, содержанием, целями, задачами НОУ в деле. Роль НОУ в деле подготовки специалиста. Значение опыта творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности в формировании фундаментальных знаний, профессиональных умений и компетенций у будущего специалиста. Анкетирование студентов по организации и формам проектно-исследовательской деятельности учащихся. Формирование состава секции «Психология. Экономика» НОУ в КГСТ.
Цели занятия:
- знание основных аспектов НОУ;
- определение роли НОУ в подготовке конкурентоспособного специалиста;
- формирование состава секции.
Тема 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Правила техники безопасности. Организация работы в секции НОУ.
Цели занятия:
- выстраивание перспектив деятельности членов НОУ;
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Тема 3. Организация работы НОУ в учреждении СПО – 3 часа.
Ознакомление с методическими рекомендациями организации работы НОУ в учреждении профессионального образования. Требования к исследовательской творческой работе НОУ. Основные формы исследовательских и проектных работ. Практикум: работа в библиотеке техникума.
Цели занятия:
- знание основных форм исследовательских и проектных работ;
- выбор направления исследовательской творческой работы.
Тема 4. Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации -
Классификация источников. Альтернативные источники информации. Знакомство с особенностями работы с библиографическими каталогами, карточками, аннотациями к книгам. Правила работы с источниками. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Использование электронных ресурсов сети Интернет. Особенности поиска информации в рамках научного исследования. Правила оформления выписок из различных видов письменных источников. Правила составления списка использованной литературы.
Практикум: работа в библиотеке техникума, информационно-вычислительном центре техникума.
Цели занятий:
- знание основных видов письменных источников и умение их охарактеризовать;
- знание полезных ссылок по психологии и экономике в Интернет;
- умение работать в различных поисковых системах Интернет;
- умение правильно оформить выписку из письменного источника;
- умение извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма).
- умение правильно оформить список использованных источников
Тема 5. Технология организации исследования – 9 часов
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Выбор темы исследования. Обоснование актуальности темы.
Практикумы. Составление плана; формулирование проблемы, целей, задач; определение объекта и предмета исследования. Составление памяток по сбору материала и темам студентов. Проведение социологического исследования, психологического тестирования. Обработка полученных результатов.
Цели занятий:
- умение обосновать актуальность выбранной темы;
- умение целенаправленно собирать материал по теме работы;
- умение провести психологическое тестирование и социологический опрос;
- умение использовать результаты исследования в своей работе
Тема 6. Психология как основа психологии менеджмента – 9 часов
Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) – отрасль психологической науки. психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и др. Социально-психологические явления, вопросы психологии труда, управления, общей психологии и психологии личности и др.
Практикум: составление структуры психологического портрета личности студента.
Задание для самостоятельной работы: подбор материала для составления психологического портрета личности студента и выполнения курсовой работы.
Цели занятий:
- знание основных требований составления психологического портрета личности;
- умение самостоятельно подобрать и отобрать материал, в т.ч. с использованием интернет-ресурсов.
Тема 7. Практические занятия по овладению навыками исследовательской работы: самостоятельные работы, творческие задания, участие в олимпиадах, подготовке и оформлении курсовых работ, выставок – 24час
Групповые и индивидуальные консультации по темам исследования, творческим работам студентов.
Цели занятий:
- умение собирать, обрабатывать и представлять материал по теме исследования в различной форме.
- владение навыками создания собственного текста, редактирования текста.
Тема 8. Подготовка к представлению творческих работ – 4 часа.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Знание основных требований наглядному представлению творческих работ и сопровождению выступлений с помощью компьютерных технологий (слайдовая презентация).
Практикум: работа по составлению и воспроизведению текстов докладов, созданию презентаций, кроссвордов и др.
Цели занятий:
- умение составить текст доклада по итогам исследовательской работы;
- умение наглядно и публично представить творческие и исследовательские работы.
Тема 9. Оформление выставки по собранному материалу – 3 часа
Наглядный метод представления результатов исследовательских работ.
Практикум: подготовка творческих работ к выставке.
Цель занятия:
- умение наглядно представить творческие работы.
Тема 10. Публичная защита курсовых работ – 4 часа.
Цель занятия:
- формирование необходимых коммуникативных, информационных, речевых и презентационных компетенций, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист.
Тема 11. Заключительное занятие –3 часа.
Подведение итогов работы за 2 семестр 2012-2013 учебного года.
Цель занятия:
- подведение итогов работы;
- стимулирование исследовательской деятельности студентов.
II ступень – 144 часа
Тема 12. Вводное занятие – 2 часа
Особенности обучения на II ступени. Знакомство с научно-исследовательскими работами учащихся ПУ №33 и других учреждений профессионального образования.
Цель занятия:
- мотивация учащихся на проведение сложного исследования.
Тема 13. Структура, содержание и технология написания исследовательской работы – 112 часов
Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Структура исследовательской творческой работы студента. Требование к написанию исследовательской работы.
Практикумы:
Подготовка индивидуальных и групповых планов написания исследовательской работы. Работа над содержанием работы.
Работа над введением: тема исследования, актуальность и новизна, методология научных исследований, постановка целей и определение задач, объекта и предмета исследования. Обзор литературы по теме исследования.
Работа над теоретической частью работы: подбор и обзор научной литературы, анализ фактологических материалов, определение и анализ проблемной ситуации, анализ научной литературы.
Работа над практической частью работы: специфика реализации научно-исследовательской деятельности, подготовка к проведению исследования и его проведение (социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование и т.п.), обработка и проверка полученных данных и результатов, использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.
Работа над общими выводами заключением. Оформление списка использованной литературы и приложений.
Индивидуальное и групповое консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы студентов. Подготовка к участию в мероприятиях научно-исследовательской направленности.
Цели занятий:
- выбор объекта исследования;
- умение выстроить структуру модели исследования;
- сбор материала по теме исследования;
- проведение самостоятельного научного исследования, связанного с проблемами, решение которых может помочь молодому человеку в дальнейшей жизни;
- разработка научно-исследовательской работы.
Тема 14. Областные, региональные и местные мероприятия научно-исследовательской направленности – 30 часов.
Знакомство с положением о мероприятиях научно-исследовательской направленности (конференциях, конкурсах и т.д.). Подготовка работы для участия в мероприятиях с учетом их требований. Подготовка наглядного сопровождения выступления. Участие в мероприятиях. Подведение итогов мероприятий.
Цель участия в мероприятиях:
- представление результата деятельности студента;
- формирование необходимых коммуникативных, информационных, речевых и презентационных компетенций, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист,
- знакомство с работой НОУ УНПО Челябинской области;
- выработка навыков цивилизованного, конструктивного научного общения и сотрудничества;
- стимулирование исследовательской деятельности студентов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
- Исследование межличностных отношений в группе.
- Исследование интеллектуальной активности коллектива.
- Исследование эмоциональной коммуникативности
- Исследование мотивации выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами КГСТ.
- Исследование ожиданий выпускников КГСТ по вопросам и проблемам трудоустройства.
- Исследование психологического портрета личности менеджера – выпускника КГСТ.
ЛИТЕРАТУРА
- Гладышева, Мария Михайловна. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования на начальном этапе экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 39–43.
- ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dwg.ru/dnl/1326
- ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" документам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/185891/
- ГОСТ 7.9-95. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=133767
- Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление: Учеб. пособие – М.: ИТК «Дашков и К0», 2006. – 460 с.
- Куликова, Т. И. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии личностно-профессиональных качеств студентов-психологов // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 11–18.
- Медоева, Т.И. Организация работы научного общества учащихся в учреждении профессионального образования: метод. рекомендации / Т.И. Медоева, С.А. Халитова. – Челябинск: Изд –во ЧИРПО, 2012. – 84 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года: [№ 3-91 от 22.02.2011] / Министерство образования и науки Российской Федерации // Администратор образования. – 2011. – № 7. – С. 7–18.
- Мухорина, Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под. ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. - 146с.
- Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учеб.-метод. пособие. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.
- Пивоев В.М. Методология и методика научного исследования: Учеб.пособие. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. – 100 с.
- Родина, Е. В. Научно-теоретические основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Родина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 3. – С. 59–61.
- Требования к исследовательской творческой работе НОУ: метод. Рекомендации / Сост.: И.Ю. Пентишкина, М.А. Важенина; МОиН Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2010. – 44 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА научного общества учащихся
Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....
Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы
Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы...
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»
Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной програ...
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....
Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"
Особенность программы заключается в исследовательской деятельности. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...
Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»
Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.Одним из наи...
Комментарии
Татьяна Викторовна,
Татьяна Викторовна, прекрасная работа! Всё понятно, доступно!