Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
директор МОУ СОШ № 16
____________ А.И.Гусева
«_____» __________ 2012г.
Содержание
1. Введение.
2. Цели и задачи. Принципы организации работы.
3. Участники НОУ
4. Права и обязанности членов НОУ
5. Структура и организация работы.
6. Содержание работы НОУ.
7. Критерии и показатели.
8. Ожидаемые результаты.
9. Этапы выполнения программы.
10. Ресурсное обеспечение.
11. Риски.
1. Введение
Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Уже сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- способствует самоутверждению обучающихся.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
2. Цель, задачи, принципы НОУ
Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
- развитие творческого мышления;
- совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.
Принципы организация работы НОУ:
• непрерывности – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
• реализация межпредметных связей;
• свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
3. Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.
Работа осуществляется поэтапно:
I. Начальный этап (1 - 4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
II. Подготовительный этап (5 - 7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
111. Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
4. Права и обязанности членов НОУ
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект и др.)
- получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- выступать с окончательным вариантом научной работы на конференциях в своем учебном заведении;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня;
- опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике исследовательских работ учащихся.
Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:
- регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
- периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- обращаться в библиотеку за необходимой для исследования литературой;
- активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных мероприятиях;
- строго соблюдать сроки выполнения научных работ.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. За активную деятельность в НОУ учащиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
5. Структура и организация работы.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период.
В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год.
Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся консультации, связанные с темой научной работы, и теоретические занятия.
НОУ включает творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний. Занятия членов общества проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в месяц.
В структуру НОУ входят предметные секции. В составе общества планируется деятельность предметных секций учащихся под руководством учителей.
Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В секции можно разработать девиз, эмблему.
Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом:
Младшие школьники | Школьники среднего звена | Старшеклассники |
Цели научно-исследовательской работы | ||
Раскрытие интересов школьников, выявление их способностей, мотивации к исследовательской деятельности, обусловленной интересом в выбранному предмету. | Воспитание творческих способностей, саморазвитие личности учащегося, создание мотивации на самоутверждение обучающегося | Развитие и формирование опыта научного творчества, создание мотивации к исследовательской деятельности, значимости данного знания для будущего профессионального выбора. |
Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс | ||
Некатегорийные творческие работы (сочинения-описания по картинам, доклады, информативные рефераты, исследования на основе ситуативных опытов, экспериментов). | Некатегорийные творческие работы (эссе, доклады, рефераты) и категорийные творческие работы (начальные исследования, эксперименты, требующие длительного времени) | Категорийные творческие работы (исследования, основанные на изучении мнения различных авторов по теме работ, исследования источников, ранее не подвергавшихся в научной литературе анализу), экспериментальные работы. |
Формы научно-исследовательской работы во внеурочной деятельности | ||
Участие в интеллектуальном марафоне, школьных, областных Российских и пр.олимпиадах и конференциях (по своим возрастным группам), конкурсах и проектах. | ||
Организационно-массовые мероприятия | ||
Интеллектуальные игры, брейн-ринги, выставки творческих работ и т.д. |
На основе общей схемы формируется состав секций НОУ на учебный год
Работа секций строится в течение года по плану:
1. сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме;
2. проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;
3. сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;
4. оформление исследовательской работы в печатном виде;
5. подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.
Ежегодно проводятся конференции в соответствии с положением о научной ученической конференции.
На них заслушиваются лучшие работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри (возможно Совет НОУ), выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет победителей данного конкурса.
6. Содержание работы НОУ
- Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
- Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ школьников при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
- Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление – это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление – групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление – массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
7. Критерии и показатели
7.1. Критерии оценки работы
| Критерии оценки работы | Руководитель | Комиссия | |
1. | Тип работы | 1 – реферативная |
|
|
2. | Использование известных результатов и научных фактов | 1 – автор использовал широко известные данные |
|
|
3. | Использование литературных источников | 1 – использован учебный материал школьного курса |
|
|
4. | Использование знаний | 1 – в работе использованы знания школьной программы |
|
|
5. | Степень новизны полученных результатов | 1 – в работе доказан уже установленный факт |
|
|
6. | Практическая значимость | 1 – работа может быть использована в учебных целях |
|
|
7. | Структура работы | 1 – в работе плохо просматривается структура |
|
|
8. | Оригинальность подхода | 1 – традиционная тематика |
|
|
9. | Владение автором научным и специальным аппаратом | 1 – автор владеет базовым аппаратом |
|
|
10. | Качество оформления работы | 1 – работа оформлена аккуратно, но описание непонятно, неграмотно |
|
|
Итого: | Максимум – 29 баллов |
|
|
7.2. Критерии оценки защиты
| Критерии оценки | Кол-во баллов | |
1. | Качество выступления | 1 – доклад зачитывает |
|
2. | Качество ответов на вопросы | 1 – не может четко ответить на вопросы |
|
3. | Использование демонстрационного материала | 1 – представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком |
|
4. | Оформление демонстрационного материала | 1 – представлен плохо оформленный демонстрационный материал |
|
5. | Владение автором научным и специальным аппаратом | 1 – автор владеет базовым аппаратом |
|
6. | Четкость выводов, обобщающих доклад | 1 – выводы имеются, но они не доказаны |
|
Итого: | Максимум 20 баллов |
|
Максимальное количество баллов: 49.
Общее количество баллов, полученное за работу ________________ Оценка ___________
Для педагогов:
- повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;
- привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
- создание условий и привитие интереса к самообразованию;
- реализация авторских программ, курсов, пособий;
Для учащихся:
- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
- формирование ключевых компетенций;
- выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;
- повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;
- профессиональное самоопределение.
Для родителей:
- Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.
9. Механизм внедрения программы
Сроки | Содержание | Результат |
1 этап: 2012 год | 1. Создание творческих групп участников программы. |
|
2. Ознакомление педагогов с опытом работы по данной проблеме. | Создание положительной мотивации педагогов | |
3.Разработка нормативной документации и плана мероприятий по реализации программы. | Нормативная база и план мероприятий. | |
4. Разработка инструментария для диагностики. | Перечень диагностик | |
2 этап: 2013-2014 год | 1. Консультации по организации работы секций. | Планы работы секций |
2. Апробация направлений и форм НОУ | Проведение научных исследований | |
3. Демонстрация результатов научно-исследовательской работы на уровне школы. | Школьная конференция научно-исследовательских работ | |
4. Представление результатов научно-исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях. | Высокий уровень подготовки исследовательских работ. | |
5. Мониторинг реализации программы | Сборник исследовательских работ. | |
3 этап: 2015 год | 1. Описание, обобщение и представление результатов работы по реализации программы. | Распространение опыта работы НОУ |
10.Ресурсное обеспечение программы
| Содержание деятельности | Прогнозируемый результат |
Организационные | Создание локальных актов по организации работы над программой | Приказы, план работы, график проведения мероприятий |
Нормативно-правовые | Разработка нормативных документов по организации и проведению мероприятий программы. | Положения и механизмы проведения мероприятий в рамках программы. |
Информационные | Создание информационного ресурса программы | Издание сборника исследовательских работ. |
Методические | Разработка дидактических материалов к мероприятиям, накопление и систематизация методических разработок участников программы | Комплект учебно-методических материалов |
Кадровые | Проведение обучающих семинаров и консультаций по основным направлениям программы. | Повышение уровня профессиональной ИКТ-компетентности и информационной культуры. |
Материально-технические | Модернизация компьютерной техники и дооснащение ОУ средствами интерактивной поддержки, создание новых цифровых зон школы. | Медиатека, материалы учебной, методической и внеклассной деятельность, памятки |
Финансовые | Поиск источников финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства |
11. Основные риски реализации проекта
| Возможные пути их устранения |
1. Стереотип общественного сознания | Формирование общественного позитивного мнения |
2. Неготовность части коллектива к восприятию НОУ | Теоретическая подготовка членов педагогического коллектива |
3. Личная незаинтересованность отдельных членов коллектива. | Вовлечение через активизации работы ШМО и их руководителей. |
4. Отсутствие секций из-за не набора групп учащихся | Реклама программы секции |
5. Нежелание учащихся работать над проектом | Возможное создание временных проблемных групп педагогов, учащихся |
6. Неготовность проекта к сроку | Оказание помощи в подготовке проекта |
7. Финансовые проблемы могут сократить количество мероприятий программы | Поиск внебюджетных источников финансирования программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА научного общества учащихся
Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....
План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.
Устав научного общества учащихся «Эврика»МОУ СОШ №16 села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...
План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.
Устав научного общества учащихся «Эврика»МОУ СОШ №16 села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...
План работы научного общества учащихся "Эврика"
План работы НОУ "Эврика" на 2013-2014 учебный год...
Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"
Особенность программы заключается в исследовательской деятельности. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...
Х Открытая научно-практическая конференция научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г.
Программа Х Открытой научно-практической конференции научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г....