Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Утверждаю

директор МОУ СОШ № 16

____________  А.И.Гусева

«_____» __________ 2012г.

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ  СОШ №16 села Александровского Александровского района на  2012-2015 годы

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ  СОШ №16 села Александровского Александровского района на  2011-2015 годы

Содержание  

1. Введение.
2. Цели и задачи. Принципы организации работы.
3. Участники НОУ
4. Права и обязанности членов НОУ
5. Структура и организация работы.
6. Содержание работы НОУ.
7. Критерии и показатели.
8. Ожидаемые результаты.
9. Этапы выполнения программы.
10. Ресурсное обеспечение.
11. Риски.
  
1. Введение
Одной из задач современного образования является  развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Уже сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-         развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
-         формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-         даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-         воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
-        способствует самоутверждению обучающихся.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

 2. Цель, задачи, принципы НОУ
Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

Задачи:
-        создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
-        углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
-        развитие творческого мышления;
-        совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.

Принципы организация работы НОУ:
•         непрерывности – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
•         реализация межпредметных связей;
•         свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
•        создания условий для самореализации личности;
•         социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

 

3. Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.
Работа осуществляется поэтапно:
I. Начальный этап (1 - 4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
II. Подготовительный этап (5 - 7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
111. Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.


4. Права и обязанности членов НОУ
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
-        выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект и др.)
-        получить необходимую консультацию у своего руководителя;
-        иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
-        получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
-        выступать с окончательным вариантом научной работы на конференциях в своем учебном заведении;
-        представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня;
-        опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике исследовательских работ учащихся.
Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:
-        регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
-        периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
-        обращаться в библиотеку за необходимой для исследования литературой;
-        активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных мероприятиях;
-        строго соблюдать сроки выполнения научных работ.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. За активную деятельность в НОУ учащиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

5. Структура и организация работы.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период.
В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год.
Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся консультации, связанные с темой научной работы, и теоретические занятия.
НОУ включает творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний. Занятия членов общества проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в месяц.
В  структуру НОУ входят  предметные секции. В составе общества планируется деятельность предметных секций учащихся под руководством учителей.
Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В секции можно разработать  девиз, эмблему.
Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом:

 

Младшие школьники
1-4 класс

Школьники среднего звена
5-7 класс

Старшеклассники
8-11 класс

Цели научно-исследовательской работы

Раскрытие интересов школьников, выявление их способностей, мотивации к исследовательской деятельности, обусловленной интересом в выбранному предмету.

Воспитание творческих способностей, саморазвитие личности учащегося, создание мотивации на самоутверждение обучающегося

Развитие и формирование опыта научного творчества, создание мотивации к исследовательской деятельности, значимости данного знания для будущего профессионального выбора.

Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс

Некатегорийные творческие работы (сочинения-описания по картинам, доклады, информативные рефераты, исследования на основе ситуативных опытов, экспериментов).

Некатегорийные творческие работы (эссе, доклады, рефераты) и категорийные творческие работы (начальные исследования, эксперименты, требующие длительного времени)

Категорийные творческие работы (исследования, основанные на изучении мнения различных авторов по теме работ, исследования источников, ранее не подвергавшихся в научной литературе анализу), экспериментальные работы.

Формы научно-исследовательской работы во внеурочной деятельности

Участие в интеллектуальном марафоне, школьных, областных Российских и пр.олимпиадах и конференциях (по своим возрастным группам), конкурсах и проектах.

Организационно-массовые мероприятия

Интеллектуальные игры, брейн-ринги, выставки творческих работ и т.д.

 На основе общей схемы формируется состав секций НОУ на учебный год


Работа секций строится в течение года по плану:
1.    сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме;
2.    проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;
3.   сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;
4. оформление исследовательской работы в печатном виде;
5.   подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.
  Ежегодно проводятся конференции в соответствии с положением о научной ученической конференции.
На них заслушиваются лучшие  работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям.  Жюри (возможно Совет НОУ), выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет победителей данного конкурса.

 6. Содержание работы НОУ
-        Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
-        Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся.
-        Рецензирование научных работ школьников при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
-        Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
-        Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
-        Редактирование и издание ученических научных сборников.
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких
 направлениях.
Первое направление – это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление – массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.

7. Критерии и показатели

7.1. Критерии оценки работы


№п/п

Критерии оценки работы

Руководитель

Комиссия

1.

Тип работы

1 – реферативная
5 – носит исследовательский характер

 

 

2.

Использование известных результатов и научных фактов

1 – автор использовал широко известные данные
2 – использованы уникальные научные данные

 

 

3.

Использование литературных источников

1 – использован учебный материал школьного курса
2 – кроме (1) использованы специализированные издания
3 – использованы уникальные литературные источники

 

 

4.

Использование знаний

1 – в работе использованы знания школьной программы
2 – при выполнении работы, интересы школьника вышли за рамки школьной программы

 

 

5.

Степень новизны полученных результатов

1 – в работе доказан уже установленный факт
2 – в работе получены новые данные

 

 

6.

Практическая значимость

1 – работа может быть использована в учебных целях
2 – работа может быть использована в образовательном процессе школы
3  - работа внедряется в не учебной организации

 

 

7.

Структура работы

1 – в работе плохо просматривается структура
2 – в работе отсутствует один или несколько основных разделов
3 – работа структурирована, есть все разделы

 

 

8.

Оригинальность подхода

1 – традиционная тематика
2 – работа строится вокруг новых идей
3 – в работе доказываются новые идеи

 

 

9.

Владение автором научным и специальным аппаратом

1 – автор владеет базовым аппаратом
2 – использованы общенаучные и специальные термины
3 – показано владение специальным аппаратом

 

 

10.

Качество оформления работы

1 – работа оформлена аккуратно, но описание непонятно, неграмотно
2 – работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно
3 – работа оформлена изобретательно, применены не традиционные средства, повышающие качество описания работы

 

 

Итого:

Максимум – 29 баллов

 

 

7.2. Критерии оценки защиты


№ п/п

Критерии оценки

Кол-во баллов

1.

Качество выступления

1 – доклад зачитывает
2 – доклад рассказывает, но не объясняет суть работы
3 – четко выстроен доклад, говорит свободно
4 – кроме хорошего доклада, владеет иллюстративным материалом
5 – доклад производит выдающееся впечатление

 

2.

Качество ответов на вопросы

1 – не может четко ответить на вопросы
2 – не может ответить на большинство вопросов
3 – отвечает на большинство вопросов, ответы грамотные

 

3.

Использование демонстрационного материала

1 – представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком
2 - демонстрационный материал использовался в докладе

 

4.

Оформление демонстрационного материала

1 – представлен плохо оформленный  демонстрационный материал
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности
3 – к демонстрационному материалу нет претензий

 

5.

Владение автором научным и специальным аппаратом

1 – автор владеет базовым аппаратом
2 – использованы общенаучные и специальные термины
3 – показано владение специальным аппаратом

 

6.

Четкость выводов, обобщающих доклад

1 – выводы имеются, но они не доказаны
2 – выводы не четкие
3 – выводы полностью характеризуют работу

 

Итого:

Максимум 20 баллов

 

Максимальное количество баллов: 49.
Общее количество баллов, полученное за работу ________________ Оценка ___________

 

 

  8. Ожидаемые результаты


Для педагогов:
-        повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;
-          привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
-          создание условий и привитие интереса к самообразованию;
-          реализация авторских программ, курсов, пособий;

Для учащихся:
-        создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
-        формирование ключевых компетенций;
-        выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;
-        повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;
-        профессиональное самоопределение.

Для родителей:
-        Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.

 

 9. Механизм внедрения программы

 

Сроки

Содержание

Результат

1 этап: 2012 год

1. Создание творческих групп участников программы.

 

2. Ознакомление педагогов с опытом работы по данной проблеме.

Создание положительной мотивации педагогов

3.Разработка нормативной документации и плана мероприятий по реализации программы.

Нормативная база и план мероприятий.

4. Разработка инструментария для диагностики.

Перечень диагностик

2 этап: 2013-2014 год

1. Консультации по организации работы секций.

Планы работы секций

2. Апробация направлений и форм НОУ

Проведение научных исследований

3. Демонстрация результатов научно-исследовательской работы на уровне школы.

Школьная конференция научно-исследовательских работ

4. Представление результатов научно-исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.

Высокий уровень подготовки исследовательских работ.
Сформированность компетенций учащихся.

5. Мониторинг реализации программы

Сборник исследовательских работ.
Электронные пособия.

3 этап: 2015 год

1. Описание, обобщение и представление результатов работы по реализации программы.

Распространение опыта работы НОУ

 

10.Ресурсное обеспечение программы


Условия

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Организационные

Создание локальных актов по организации работы над программой

Приказы, план работы, график проведения мероприятий

Нормативно-правовые

Разработка нормативных документов по организации и проведению мероприятий программы.

Положения и механизмы проведения мероприятий в рамках программы.
Положения, поддерживающие реализацию программы.

Информационные

Создание информационного ресурса программы

Издание сборника исследовательских работ.
Медиатека.
Создание страницы на школьном сайте.

Методические

Разработка дидактических материалов к мероприятиям, накопление и систематизация методических разработок участников программы

Комплект учебно-методических материалов

Кадровые

Проведение обучающих семинаров и консультаций по основным направлениям программы.

Повышение уровня профессиональной ИКТ-компетентности и информационной культуры.
Выполнение функциональных обязанностей на профессиональном уровне, эффективная организационная деятельность.

Материально-технические

Модернизация компьютерной техники и дооснащение ОУ средствами интерактивной поддержки, создание новых цифровых зон школы.

Медиатека, материалы учебной, методической  и внеклассной деятельность, памятки

Финансовые

Поиск источников финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства

 

11. Основные риски реализации проекта


Риски

Возможные пути их устранения

1. Стереотип общественного сознания

Формирование общественного позитивного мнения

2. Неготовность части коллектива к восприятию НОУ

Теоретическая подготовка членов педагогического коллектива

3. Личная незаинтересованность отдельных членов коллектива.

Вовлечение через активизации работы ШМО и их руководителей.

4. Отсутствие секций из-за не набора групп учащихся

Реклама программы секции

5. Нежелание учащихся работать над проектом

Возможное создание временных проблемных групп педагогов, учащихся

6. Неготовность проекта к сроку

Оказание помощи в подготовке проекта

7. Финансовые проблемы могут сократить количество мероприятий программы

Поиск внебюджетных источников финансирования программы.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА научного общества учащихся

Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....

План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.

Устав научного общества учащихся  «Эврика»МОУ СОШ №16  села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО  ОБЩЕСТВА  УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...

План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.

Устав научного общества учащихся  «Эврика»МОУ СОШ №16  села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО  ОБЩЕСТВА  УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...

План работы научного общества учащихся "Эврика"

План работы НОУ "Эврика" на 2013-2014 учебный год...

Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"

Особенность программы заключается в исследовательской деятельности.  Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...

Х Открытая научно-практическая конференция научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г.

Программа Х Открытой научно-практической конференции научного общества учащихся "Эврика", 04.03.2017 г....