ПРОГРАММА научного общества учащихся
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou1.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной, личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс технологии на основе исследовательской деятельности учащихся.
В последнее время изучение языковых подсистем стилей, находящихся за пределами литературной нормы, все более привлекает внимание лингвистов. Стихия разговорной речи сейчас как никогда неоднородна и разнородна, кажется, что она размывает границы и нормы литературного языка. Язык всегда предоставляет возможность выбора, как выразить мысль, как сказать метко и доходчиво, чтобы быть услышанным и понятным, человек должен иметь эту свободу выбора, иначе развитие языка зайдет в тупик, но у него должны быть критерии выбора. А главным критерием является уместность данной формы общения. Используя определенные формы речи, мы воздействуем на слушателя, либо ставя его вровень с собой, либо признавая за ним право на более высокую позицию, либо унижая его. С этим связан и другой критерий выбора - эффективность речи: большего положительного результата получит слово, взвешенное и корректное. Ведь словом можно воздействовать, как жестом или поступком: можно обидеть, оскорбить, а можно поддержать или восславить.
Наконец, выбирая средства выражения, говорящий показывает, к кому, к какой группе общества он себя причисляет, или, вернее, стремится принадлежать, чьи культурно-жизненные ценности он разделяет. Изучать стилистические возможности языка и воспитывать языковой вкус и такт - в этом и заключается работа с одаренными детьми.
Курс содержит элементы научного исследования: постановка цели, формирование задач, выбора методов сбора и отработки материала, проведение наблюдений над языком, анализ и обсуждение полученного материала.
Цель курса: развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений.
Задач и:
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей.
- Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать любовь к языку, умение пользоваться правильными нормами русского языка.
- Владение основными приемами и способами общения, эффективного, бесконфликтного, основывающегося на знаниях закономерностей и правил русского языка.
Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми:
- Развитие качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений.
- Формирование гуманитарного стиля мышления.
- Формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы ее развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.
- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей.
Принципы реализации программы:
- гуманизм;
- демократизм;
- научность;
- индивидуализация и дифференциация;
- систематичность
- интеграция интеллектуального, морального и эстетического развития.
Содержание понятия «одаренность»
Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- природная обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;
- интуитивность.
- Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- способность к абстрагированию;
- диалектическое мировоззрение.
- Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов;
- интенсивность умственного труда.
- Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативно-активная ответственность, активность;
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
При организации работы с одаренными детьми следует:
учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств; оказывать помощь в создании соответствующего микроклимата.
Организация и содержание воспитательной работы.
Основные задачи воспитания одаренных детей:
воспитание одаренных детей на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
формирование национального самосознания;
формирование духовной культуры;
формирование высокой речевой культуры;
развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
опора напринцип гуманизма как основу воспитания одаренных;
освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
Формы и методы работы с одаренными детьми:
«Мозговые штурмы».
Ролевые тренинги.
Творческие зачеты.
Исследовательская деятельность.
Синектика.
Метод творческих преобразований.
Результативность работы.
Этот курс, организуя исследовательскую работу одаренных детей, полагает:
- равнодушное отношение подрастающего поколения к истории страны, к великим людям науки;
- предельное приближение деятельности детей к исследовательской работе;
- учитывать возрастные особенности детей.
Оценивание успешности учащегося в выполнении исследования.
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
Степень осмысления использованной информации.
Степень сложности и степень владения использованными методиками.
Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели исследования.
Уровень организации и проведения презентации.
Владение рефлексией.
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Реализация программы с одаренными детьми.
№ | Содержание работы | Практическая деятельность учащихся | Количество часов |
1. | Введение. Знакомство с деятельностью НОУ. | 1 | |
2. | Определение креативности по Рензулли. | Практическая деятельность учащихся | 1 |
3. | Активизация творческого мышления по В.Ф.Бухвалову. | Практическая деятельность учащихся | 1 |
4. | Выявление особенностей восприятия одаренными детьми информации. | Практическая деятельность учащихся | 1 |
5. | Определение интенсивности и уровня познавательных потребностей одаренных детей. | Практическая деятельность учащихся | 1 |
6-15. | Тренировочные занятия по подготовке к исследовательской работе. | Практическая деятельность учащихся | 10 |
16. | Мотивация. | Учащийся индивидуально выбирает тему. | 1 |
17-18. | Обучение приемам исследования. | Выполнение исследования. | 2 |
19. | Выбор темы проекта. | Выявление проблемы исследования. | 1 |
20-21. | Планирование и организация работы над проектом. | Постановка цели и задач, определение предмета исследования. | 2 |
22-30. | Индивидуальные консультации по выбранной теме. | Устранение недостатков в исследовательском проекте. Предоставление работы. | 9 |
31. | Оформление научной работы. | 1 | |
312. | Анализ и проверка работы. | 1 | |
33. | Защита работы в классе. | 1 | |
34. | Защита реферата на научно-практической конференции. | 1 |
Итого: 34 часа
Литература
- Криволап Н.С. - Исследовательская работа школьников. Минск,2005 г.
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта +, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся
Хочу представить работу научного общества учащихся МОУ СОШ №3 им. ю.А.Гагарина. Общество существует с 2007 года....
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».
Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими специальных вопросов отдельных областей знаний...
Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
Описывается система работы с одаренными детьми в НОУ в школе и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Алгоритмы исследовательских и проектных работ. Материал для учащихся.
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Роль научного общества учащихся в формировании интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Эта работа обобщает мой опыт по работе с увлекающимися химией школьниками....