Методическая разработка "Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"
методическая разработка на тему
Визуальное расписание - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо событий или занятий. Визуальное расписание - это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течение дня.Для большинства детей с ТМНР сильная сторона- хорошее понимание визуальной информации. Визуальная поддержка - это способ предоставить детям С ТМНР информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualnoe_raspisanie.docx | 661.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР»
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:
это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.
Расписания широко используются обычными людьми: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы оказались бы без них как без рук. Наверняка, в органайзере вашего мобильного телефона многие события и встречи сопровождаются подходящими картинками.
Расписание представляет собой отображение событий в течение дня, в визуальном расписании могут и должны быть использованы картинки, знакомые обучающимся. В расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе, или цепочка действий (мытье рук, подготовка ко сну).
Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:
- чистка зубов,
- гигиена перед сном,
- сам процесс отхода ко сну,
- навык самостоятельной игры,
- приготовление бутерброда и яичницы,
- умение пользоваться туалетом без помощи взрослых,
- последовательность заданий на уроке и т.п.
Для большинства детей с ОВЗ и расстройствами аутистического спектра сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке.
Типы расписаний включают:
Расписание из предметов (предметное – предметы расположенные в ряд). Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками и в основном невербальными. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера, а также должен символизировать определённое событие.
Например:
- Умываться- зубная паста, щетка
- Играть на улице – ведерко с совком.
- Рисование - карандаш.
- Обед - ложка.
- Игры - машинка, кубик или кукла.
- Урок- книга, учебник.
На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку.
Обучающийся берёт эти предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.
Расписания из рисунков или фотографий.
Если обучающиеся правильно соотносят предметы и их изображения можно использовать расписание на основе картинок или фотографий. Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать схематические рисунки. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ученик снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.
Письменные расписания.
Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш воспитанник только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.
Форма «Сначала - Потом» - самый простой вариант визуального расписания.
Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе.
При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением. Вот несколько примеров, как выглядят такие пособия:
Следующим этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи.
В дальнейшем для обучения комплексным навыкам, для внедрения режимных процедур и для подготовки к новым событиям можно добавлять мини-расписания по ним:
Надо помнить, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни, лучше одного гигантского и запутанного.
Например, если ваш ребенок постоянно испытывает трудности с какой-то режимной рутиной, подготовьте для него последовательность картинок, которые отражают отдельные шаги на пути к поставленной цели. Вечером мы смотрим телевизор, раздеваемся, затем моемся в душе, затем надеваем пижаму, затем читаем книжку, затем ложимся спать.
Необходимо определиться с тем, какой тип визуального расписания понятен ребёнку. Расписание должно быть простым и доступным для ребёнка. Оно может быть составлено на целый день, а может содержать 2-3 символа предстоящих событий.
Расписание должно быть строго индивидуализировано, при его составлении должны быть учтены:
- тип расписания, понятный ребёнку;
- количество шагов.
Итак, используя визуальное расписание позволяет нам:
- научить ребёнка быть более самостоятельным;
- уменьшить нежелательное поведение;
- работать над навыками социального взаимодействия;
- организовать досуг и направить ребёнка на более функциональную и эффективную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы учителя с детьми, занимающимися по индивидуальной программе
Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (надомное обучение), во многом отличается от работы учителя на уроке с целым классом....
Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к математике
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок может реа...
Проектная работа «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»».
Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь применять математические знания в различных областях: оплачивать коммунальные услуги, выбирать выгодные условия кредитования, понимать, как ра...
"Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с рассройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной ...
Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС
КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...
Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...
Выступление (с элементами тренинга) на методическом объединении на тему: «Особенности работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми с ТМНР. Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассни
Характерные особенности, свойственные детям с когнитивными нарушениями, при формировании элементарных математических представлений:...