"Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"
статья на тему

 Белозерова Елена Викторовна

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с рассройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualnoe_raspisanie.docx661.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР»

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:

это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Расписания широко используются обычными людьми: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы оказались бы без них как без рук. Наверняка, в органайзере вашего мобильного телефона многие события и встречи сопровождаются подходящими картинками.

          Расписание представляет собой отображение событий в течение дня, в визуальном расписании могут и должны  быть использованы картинки, знакомые обучающимся. В расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе, или цепочка действий (мытье рук, подготовка ко сну).

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.

Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:

  • чистка зубов,
  • гигиена перед сном,
  • сам процесс отхода ко сну,
  • навык самостоятельной игры,
  • приготовление бутерброда и яичницы,
  • умение пользоваться туалетом без помощи взрослых,
  • последовательность заданий на уроке и т.п.

Для большинства детей с ОВЗ и расстройствами аутистического спектра сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке.

 Типы расписаний включают:

Расписание из предметов (предметное – предметы расположенные в ряд). Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками и в основном невербальными. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера, а также должен символизировать определённое событие.

Например:

  • Умываться- зубная паста, щетка
  • Играть на улице – ведерко с совком.
  • Рисование - карандаш.
  • Обед - ложка.
  • Игры - машинка, кубик или кукла.
  • Урок- книга, учебник.

На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку.

Обучающийся берёт эти предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.

         C:\Users\1\Desktop\ВИЗ,РАС\IMG_0072.JPG                          C:\Users\1\Desktop\ВИЗ,РАС\IMG_0066.JPG

   

Расписания из рисунков или фотографий.

Если обучающиеся  правильно соотносят предметы и их изображения можно использовать расписание на основе картинок или фотографий. Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать схематические рисунки. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ученик  снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

         C:\Users\1\Desktop\виз расп\DSC00708.JPG                         C:\Users\1\Desktop\ВИЗ,РАС\IMG_0054.JPG

 Письменные расписания.

Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш воспитанник только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

                             

Форма «Сначала - Потом» - самый простой вариант визуального расписания.

Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе.

При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением. Вот несколько примеров, как выглядят такие пособия:  

                       C:\Users\1\Desktop\ВИЗ,РАС\IMG_0063.JPG

Следующим этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи.

В дальнейшем для обучения комплексным навыкам, для внедрения режимных процедур и для подготовки к новым событиям можно добавлять мини-расписания  по ним:

         C:\Users\1\Desktop\ВИЗ,РАС\IMG_0055.JPG                         C:\Users\1\Desktop\виз расп\DSC00755.JPG

Надо помнить, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни, лучше одного гигантского и запутанного.

Например, если ваш ребенок постоянно испытывает трудности с какой-то режимной рутиной, подготовьте для него последовательность картинок, которые отражают отдельные шаги на пути к поставленной цели. Вечером мы смотрим телевизор, раздеваемся, затем моемся в душе, затем надеваем пижаму, затем читаем книжку, затем ложимся спать.

Необходимо определиться с тем, какой тип визуального расписания понятен ребёнку. Расписание должно быть простым и доступным для ребёнка. Оно может быть составлено на целый день, а может содержать 2-3 символа предстоящих событий.

Расписание должно быть строго индивидуализировано, при его составлении должны быть учтены:

- тип расписания, понятный ребёнку;

- количество шагов.

Итак, используя визуальное расписание позволяет нам:

- научить ребёнка быть более самостоятельным;

- уменьшить нежелательное поведение;

- работать над навыками социального взаимодействия;

- организовать досуг и направить ребёнка на более функциональную и эффективную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»

Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Методическая разработка "Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"

Визуальное расписание - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо событий или занятий. Визуальное расписание - это способ удержать в поле внимани...

Презентация на тему "Использование кинетического песка в работе учителя с детьми с ОВЗ"

В данной презентации представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС

КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...

Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...

использование визуального расписания и карточек PECS в работе учителя-логопеда с детьми с РАС

В статье представлено описание применения визуального расписания и карточек PECS  в работе учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности ДОУ...