Система образования в Швеции.
статья на тему

Качанова Наталья Кузьминична

Выступление на школьной НПК на тему "Система образования в Швеции."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obrazovaniya_v_shvetsii.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Система образования в Швеции

Образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. Характерная черта образования в Швеции – широкий охват населения.

Система образования Швеции включает в себя дошкольные учреждения, основную школу, многопрофильные гимназии и высшие учебные заведения.

  1. Дошкольное образование в Швеции

В Швеции помимо привычных детских садов, в которые принимают детей от 6 месяцев до 7 лет, существуют так называемые «игровые школы» для детей младшего возраста. Различие между двумя упомянутыми типами детских учреждений состоит в том, что в детском саду ребенок находится в течение всего дня, а в «игровых школах» — три часа; у детского сада есть помещение, у «игровой школы» — нет; воспитание в «игровых школах» бесплатное, а за пребывание в детских садах взимается плата (около 70 евро в месяц).

Посещение дошкольных учреждений не обязательно, как и в большинстве других государств.

педагогический трудоустройство

  1. Школьное образование

Основной принцип современной шведской системы образования состоит в том, что все дети и подростки имеют равные возможности получать образование, независимо от их национальности, социального положения или места жительства.

Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет.

Среднее образование в Швеции состоит из двух ступеней: 9-летней обязательной школы и 3-х летней гимназии.

Общее среднее образование делится на три этапа:

начальная школа 1-3 классы

промежуточная школа 4-6 классы

старшая школа 7-9 классы

Размер школ в Швеции связан с их местонахождением. Для крупных городов характерны большие школы, принимающие до 2000 учащихся; в провинции чаще встречаются маленькие школы.

Обучение в них бесплатное. Кроме того, учащимся бесплатно выдают учебники, школьные принадлежности, бесплатно кормят обедами и развозят по домам.

Учебный год в Швеции длится с середины - конца августа по начало/середину июня. Рождественские каникулы с середины декабря до начала января. Они делят шведский учебный год на два семестра, "Осень" и "Весна".

Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 98% учащихся посещают муниципальные школы.

2.1 Муниципальные школы

Некоторые особенности организации образовательного процесса в школах:

- Для школьников в возрасте от 7 до 12 лет преподавание всех предметов ведется одним учителем, за исключением таких дисциплин, как домоводство, рисование, физкультура и музыка;

- Для школьников в возрасте 13-16 лет преподавание ведется несколькими учителями, каждый из которых специализируется, как правило, на двух или трёх предметах; Физика, химия биология и техника являются частями предмета, который называется буквально «ориентация в природе» («naturorientering»). Этот предмет ведёт обычно один учитель и не одновременно все дисциплины, а располагает их блоками в течении года по своему усмотрению. История, география, религиоведение и обществоведение являются элементами другого предмета «ориентация в обществе» («samhällorientering») , который также ведёт один учитель.

Основными предметами в средней 9-летней школе являются шведский язык, английский язык и математика. В конце 9-го класса проводится единая по всей стране контрольная работа по каждому из этих предметов.  Литературу в шведских школах не изучают.

Оценки начинают выставляться только со второго полугодия 8 класса. Причем существует только три оценки: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Оценку «неудовлетворительно» ставить в школе нельзя, она появляется только в гимназии. Цифры при выставлении оценок не используются.

В конце школы ученик получает аттестат с оценками по трём обязательным предметам и ещё 12-14 предметам по выбору.

По окончании школы учащиеся получают аттестат с отметками. Знания и навыки оцениваются по критериям, единым для всей страны и приводимым в программе по каждому предмету.

Кроме преподавателей, в каждой школе обязательно есть психолог и консультант, которые помогают выпускникам выбрать направление дальнейшего образования или рабочую специальность. Есть так же врач и медсестра, которые просвещают учащихся вопросах гигиены и проводят медицинские обследования.

2.2 Альтернативные школы

Количество альтернативных школ в Швеции сравнительно невелико. Их возникновение связано с общими для учителей и родителей идеями организации учебного процесса. Нередко в основе обучения в альтернативной школе лежит определенная педагогическая теория, например, педагогическое учение Монтессори и Вальдорфская педагогика. Есть и религиозные альтернативные школы.

Тип и уровень знаний и навыков, общие цели обучения и формирование основных ценностных представлений в альтернативной школе должны соответствовать качеству образования в муниципальных школах.

2.3 Гимназии

Все гимназии - специализированные. Приём в гимназию осуществляется по школьному аттестату. В некоторые гимназии - большой конкурс. Обучение в гимназии не является обязательным, но и работы для шестнадцатилетнего подростка почти нет. Так что подавляющее большинство выпускников школ попадают в гимназии. Существуют разные типы гимназий, часть из них по профилю (например, парикмахеры) и по изучаемым предметам не ориентированы на поступление их выпускников в высшие учебные заведения.

В гимназии у каждого ученика есть индивидуальный план. У любого предмета есть несколько уровней А, В, С и т.д. Если ученик ориентирован нà поступление в ВУЗ, то он заранее знает набор предметов и уровень их изучения, которые необходимы для поступления на ту или иную программу. К примеру, на какую-то программу по физике требуются оценки по математике уровней A, B, C, D и E, по физике A и B, по английскому A, B и C, и т.д. К примеру, математику А в первом семестре первого года и в конце первого семестра сдаёт экзамен. Итоговая оценка за курс, как и в школе может не совпадать с полученной на экзамене. Во время обучения в гимназии существует возможность пересдать курс и, соответственно экзамен. После окончания гимназии гимназист получает аттестат с оценками. Количество изученных им предметов больше необходимого их набора на ту или иную программу ВУЗа и он может выбирать между программами и ВУЗами, но в довольно ограниченных пределах. К примеру, если он учился в технической гимназии, но неожиданно захотел изучать историю, то у него просто не будет необходимой оценки по истории В, возможно этого уровня в его гимназии просто не было.

Учителя

Работа учителем не слишком престижна в Швеции, потому что зарплата очень низкая.

Учителей-мужчин в шведских школах (1 - 9 классы) больше 20 процентов, а в гимназиях (10 - 12 классы) около 50 процентов.

Нагрузка учителей 13 - 14 уроков в неделю. Считается, что на подготовку к уроку уходит 2 часа, еще полчаса на осмысление прошедшего урока.

У учителей нет никаких бумажных классных журналов, а все оценки вносятся в компьютер. Еще учитель обязан сразу же отметить в компьютере отсутствующих учеников. Информация о пропусках тут же будет отослана родителям ученика на электронные адреса обоих родителей. Больше никаких записей делать не надо.

Шведские учителя тетради не проверяют. Каждый пишет на чем угодно, а для проверочных работ им раздается бумага..

Есть учителя, которые снимают свои уроки на камеру для заболевших учеников или чтобы ученики могли еще раз посмотреть и послушать объяснение учителя, если они с первого раза что-то не поняли. Кстати, ученики могут посмотреть и объяснение другого учителя, может оно будет понятнее. Это очень приветствуется руководством.

Учителя не тратятся на канцелярские расходы. В школе есть кладовка, где учителя по мере необходимости, но без согласований с кем-либо берут ручки, маркеры, бумагу, тетради, папки, а если что-то нужно распечатать, то стоят цветные и черно-белые принтеры, хоть книгу печатай.

Учителя повышают свою квалификацию на всякого рода конференциях, учительских междусобойчиках, публичных лекциях, курсах - все бесплатно.

Во время каникул учитель, как правило, тоже отдыхает, хотя бывают и дополнительные занятия с учениками, и курсы повышения квалификации.

Классный руководитель должен два раза в год по полчаса побеседовать с каждым учеником, обсудить с ним его проблемы. Если проблемы сложные, подключается администрация школы, психолог, родители ученика. При необходимости составляется индивидуальный план решения проблем данного ученика. Раз в год полчаса необходимо общаться  с родителями ученика. Раз в 2 недели проводить классный час.

Родительские собрания проводятся, раз в год администрацией гимназии.

  1. Высшее образование

В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству, и только некоторые являются частными. Высшее образование является самым быстро развивающимся сектором образовательной сферы Швеции. Обучение бесплатное. Деления на факультеты, в том смысле, как это сложилось в России, не существует. Студенты принимаются на определённую программу, которая включает в себя список обязательных курсов. Кроме обязательных курсов студент должен прослушать и сдать определённое число курсов по выбору.

Система высшего образования в Швеции трехступенчатая: три года вам потребуется для получения степени бакалавра, еще год – магистра.

Занятия на курсах проходят в виде лекций и семинаров обычно не чаще двух раз в неделю. Всё остальное время отдано самостоятельной работе. План курса известен заранее и к каждому семинару каждый студент должен выполнить определённую работу, как правило в письменной форме. Для гуманитарных курсов студент обязан к каждому семинару прочесть рекомендованные тексты (причём не из учебника, а оригинальные источники, статьи и монографии современных авторов) и написать эссе. По завершении курса предполагается более значительная письменная работа либо презентация, то есть доклад перед аудиторией. Окончательная оценка за курс выставляется по совокупности сделанного. Шкала та же, что и в гимназии.

Система образования в Швеции издавна славится своими традициями и высоким качеством обучения. Именно поэтому многие ученики и студенты нашей страны стремятся получить образование в Швеции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании...