Доклад «Об изменениях в системе образования. Общие тенденции российского образования. Обновленные ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
материал
Доклад на педагогическом совете 07.11.2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_izmeneniyah_v_sisteme_obrazovaniya._07.11.2023.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Доклад на тему:
Об изменениях в системе образования. Общие тенденции российского образования. Обновленные ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Выполнил:
учитель физической культуры
А.В. Ковалев
Д. Прудки, 2023
С 1 сентября 2016 года началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Ключевой фигурой реформирования образования во все времена был и остается педагог.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д. Ушинский.
Основу любой школы составляют педагогические кадры.
От того, насколько учитель будет готов к реализации той или ной задачи, зависит успех всех реформ.
С чего же начать, как можно представить процесс подготовки педагога к внедрению новых программ?
Можно выделить несколько основных этапов подготовки педагога к реализации и внедрению новых образовательных программ.
1 – изучение нормативно-правовой базы внедрения ФГОС, методических материалов по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
2 - разработка необходимой документации, в частности составление адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
3 -прохождение курсов повышения квалификации; личностный, профессиональный рост педагога.
4 - создание, обновление, пополнение УМК.
5 - использование современных образовательных технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС.
6 - знание и соблюдение структуры урока по ФГОС.
7 - четкая ориентация на результат.
Рассмотрим основное содержание отдельных этапов.
- Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» | От 29.12.2012г | № 273 –ФЗ |
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | От 19.12.2014г | № 1598 |
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | От 19.12.2014г | № 1599 |
Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ:
1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.
2. Какую документацию необходимо разработать педагогу?
1. рабочую программу по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающую программу;
3. программу внеурочной деятельности;
4. карту оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.
Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.
При разработке адаптивных рабочих программ по учебным предметам необходимо иметь ввиду, что ФГОС - это совокупность трех систем требований:
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- Требования к организации образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ.
3. В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.
Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.
Способности. Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении. Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.
Личностные качества современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя понимают, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Учитель сам являться носителем образа человека, народа, страны и передает этот образ молодому поколению. Отсюда приоритетными следует признать воспитание духовно-ценностных качеств, творческого отношения к миру, умение взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры.
Профессиональное самосознание -это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности. Профессиональный учитель любит свой предмет и своих учеников, обладает простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учит не только наукам, но и жизни.
5.Учителю необходимо владение современными образовательными технологиями, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ;
- личностноориентированные технологии;
- здоровьесберегающие и игровые технологии;
- коррекционно-развивающие;
- дифференцированное, «пошаговое» обучение;
- проектные технологии;
- исследовательские технологии;
- обязательная индивидуализация обучения;
6.Знание и соблюдение структуры урока по ФГОС
Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.
«Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества;
- разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Опорный конструктор урока может быть следующим:
- Организационный этап
- Контроль за усвоением пройденного материала
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания изученного
- Этап закрепления новых знаний и способов действий
- Применение знаний и способов действий
- Обобщение и систематизация
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
- Коррекция знаний и способов действий
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия.
Главным же при работе по ФГОС являются принципы, подходы педагога к самой организации урока.
Принципы деятельности педагога:
- пересмотр схемы и требований к уроку;
- изменение психологических условий обучения;
- создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
- создание психологической комфортности;
- равенство всех участников учебного процесса;
- привлечение детей к деятельности на добровольной основе;
- возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
- вера в каждого ребенка;
- способствовать речевому развитию;
- максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
7. Четкая ориентация на результат.
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
И в итоге хотелось бы отметить ещё раз: ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»
Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...