Индивидуальная программа по самообразованию
материал на тему

Бурчина Марина Гурьяновна

ТЕМА : «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_po_samoobrazovaniyu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благодатновская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

Руководитель МО

_______/____________/

Протокол № ____от

«___» августа  2014 г.

Согласовано

Заместитель директора      по УВР

________ /____________/

«    »  августа  2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Благодатновская СОШ»

_________    /__________/

Приказ №____от

«   » августа 2014 г.

                                                                                                             

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

                                                      учителя биологии

                                                                             Бурчиной Марины Гурьяновны

   МБОУ «Благодатновская СОШ»

                                      НМР РТ

Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Работа над темой начата в 2014– 2015 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2018 – 2019 учебном году.

Цели:

  1. формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской  деятельности;
  2. повысить свой теоретический,  научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
  3.  обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

Задачи:

1.изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

2.изучить опыт педагогов, школы, района, страны;

3.овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их  в учебно-воспита-тельный процесс;

4.формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
5.повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

6.проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.

7.обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Принципы моей работы:

1.      Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.

2.      Уважать личность каждого ученика.

3.      Организовать активный ученический труд.

   Надо учить каждого ребенка, видеть результат его работы и развивать его способности по возможностям. Научить самостоятельно работать над собой, помочь самим добывать знания – вот цель моей работы. Я считаю свою профессию  нужной , постоянно стремлюсь совершенствовать свои знания.

Девиз моей работы:

« Чтобы быть хорошим преподавателем,

надо любить то, что преподаешь,

и любить тех,  кому преподаешь».

Ожидаемые результаты:

хочу быть современным во всех областях – учителем, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем.

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически знакомиться со статьями в  журналах « Биология в школе» и  газете «Первое сентября».

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.

систематически  

 регулярно

регулярно

 

регулярно

 

 

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии .

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Составить собственную коллекцию видео приложений для уроков.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

 

 регулярно

 

Регулярно

 

ежегодно

 

регулярно

 регулярно

 

регулярно

 регулярно

регулярно

Согласно   плана

МО

Согласно плана МО

Информационно-технологические

технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по биологии , педагогике и психологии.

Регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Перспективный план по самообразованию:

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014-2015

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Подписка на методическую литературу

3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2014-2015

1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественного цикла по теме: «Применение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в  проектной деятельности».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2017

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на урока биологии для учебного успеха».

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2017-2018

1.Выступление на заседании муниципального МО учителей.

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках биологии»

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2019

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» или альтернативном мероприятии

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Заинтересовать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.

Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:

Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.).

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.

Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность  систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них  установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии  находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.  

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ :

                             

А.  Изучить  литературу по данной проблеме: 

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»  

8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Б. Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год

3. Выполнить исследовательские работы с одаренными учащимися и выступить с ними на конференциях

В. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
  • Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point

Г. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на городской секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предмета.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах, выполнять простейшие исследования в области биологии и экологии и защищать сои проекты
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на личном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  поместить на личном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию.

Индивидуальный план самообразования Педагога дополнительного образования центра детского творчества п. Новошахтинский Воробьёвой Елены ВикторовныОбщие сведения:...

Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя русского языка и литературы.

В маршруте представлены индивидуальная тема учителя, разделы: пояснительная записка, изучение методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса,...

индивидуальная программа самообразования

Индивидуальная образовательная программа расчитана на период с 2016 до 2018 года.Тема самообразования: "«Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС ...

Индивидуальная программа самообразования учителя Бареевой Р.В.

Тема «Использование интерактивных модулей и метода проектов  на уроках информатиках  как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»Цель: Применение инновационной образоват...

Индивидуальная программа самообразования

Индивидуальная  программа  самообразования учителя  истории и обществознания...

Индивидуальная программа по самообразованию

ТЕМА: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ»...