Индивидуальная программа самообразования
материал по истории на тему
Индивидуальная программа самообразования учителя истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_samoobrazovaniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________Нигматуллина Л.С. | «Утверждено» Директор МБОУ «Шапшинская CОШ» ______________________Галлямутдинова Л.Г. |
МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
учителя истории и обществознания первой квалификационной категории
Сидоровой Марии Васильевны
2014/2018 г.
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: | Сидорова Мария Васильевна |
| |||||||||||
Дата рождения: | 07.03. 1959г. |
| |||||||||||
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Казанский государственный педагогический университет. 2000 г. | |||||||||||||
Специальность по диплому: | Учитель истории | ||||||||||||
Место работы: | МБОУ «Шапшинская СОШ» | ||||||||||||
| |||||||||||||
Занимаемая должность: | Учитель истории и обществознания |
| |||||||||||
Дата назначения на должность: | 25. 08.2005 г. |
| |||||||||||
Общий стаж трудовой деятельности: | 36 лет |
| |||||||||||
Педагогический стаж: | 20 лет |
| |||||||||||
Квалификационная категория, дата присвоения: | 1 квалиф.категория , декабрь 2013 г. | ||||||||||||
Курсы повышения квалификации: . | |||||||||||||
|
Программа самообразования учителя истории и обществознания МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Сидоровой Марии Васильевны
«Повышение качества обучения учащихся путем проектных технологий на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО»
МОТИВАЦИЯ
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Комплексный план самообразования
Цели самообразования:
*формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
*уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
*обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла
Задачи:
* Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории, обществознания, географии.
* Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по истории и географии с применением ИКТ,
* Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
* Разработать и внедрить в практику программы уроков с применением ИКТ
*Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное),
- Социальное (участие в жизни социума района).
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.
Составляющие процесса самообразования учителя:
*Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, республике и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории | 2014 - 2018
регулярно
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. 10. Разработать программы элективного курса по предмету. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. 12.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
2014-2018
2014-2018
2014-2018
2014-2018 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Создать личный сайт для обмена опытом работы. | Регулярно регулярно
регулярно
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2014-2018 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла цикла. 3. Создание личного сайта.
|
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2014-2018г. 2 пол. | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие творческой деятельности учащихся на уроке истории и обществознания». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Привлечение учащихся к участию в школьном Интернет –конкурсе « Великие битвы Великой Победы» 5.Проведение открытого мероприятия к Празднику Великой Победы.
|
Обобщающе-внедренческий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3. Распространение опыта работы. | 2014-2018 | 1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Технология встречных усилий. Учение без принуждения». 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференция. 3.Консультативная помощь учащимся (подготовка к успешной сдаче ЕГЕ). 5.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 6.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайтах. |
Результат самообразования:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)