Индивидуальная программа по самообразованию
материал на тему

Луканова Наталья Владимировна

ТЕМА:

 «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благодатновская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

Руководитель МО

_______/____________/

Протокол № ____от

«___» августа  2014 г.

Согласовано

Заместитель директора      по УВР

________ /____________/

«    »  августа  2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Благодатновская СОШ»

_________    /__________/

Приказ №____от

«   » августа 2014 г.

                                                                                                             

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ»

                                                                    учителя русского языка и литературы

                                                          Лукановой Натальи Владимиро

                                                            МБОУ «Благодатновская СОШ»

                   НМР РТ

Тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ»

Работа над темой начата в 2014– 2015 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2018 – 2019 учебном году.

Цели:

  1. формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской  деятельности;
  2. повысить свой теоретический,  научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
  3.  обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

Задачи:

1.изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

2.изучить опыт педагогов, школы, района, страны;

3.овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их  в учебно-воспита-тельный процесс;

4.формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
5.повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

6.проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.

7.обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Принципы моей работы:

1.      Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.

2.      Уважать личность каждого ученика.

3.      Организовать активный ученический труд.

   Надо учить каждого ребенка, видеть результат его работы и развивать его способности по возможностям. Научить самостоятельно работать над собой, помочь самим добывать знания – вот цель моей работы. Я считаю свою профессию  нужной , постоянно стремлюсь совершенствовать свои знания.

Девиз моей работы:

 Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решила учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог полюбить!

Ожидаемые результаты:

хочу быть современным во всех областях – учителем, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем.

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы.

систематически  

 регулярно

регулярно

 

регулярно

 

 

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО.

4.  Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

10. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Формированиеустойчивых навыков правописания как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» на заседаниях МО

регулярно

 

 регулярно

 

Регулярно

 ежегодно

 

регулярно

 регулярно

 

регулярно

 регулярно

регулярно

Согласно   плана

МО

Информационно-технологические

технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе , педагогике и психологии.

Регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Перспективный план по самообразованию:

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014-2015

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Подписка на методическую литературу

3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2014-2015

1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественного цикла по теме: «Применение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в  проектной деятельности».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2017

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на урока русского языка и литературы для учебного успеха».

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2017-2018

1.Выступление на заседании муниципального МО учителей.

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2019

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» или альтернативном мероприятии

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Заинтересовать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.

Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:

Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.).

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.

Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность  систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них  установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии  находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.  

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ :

                             

А.  Изучить  литературу по данной проблеме: 

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»  

8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Б. Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год

3. Выполнить исследовательские работы с одаренными учащимися и выступить с ними на конференциях

В. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
  • Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point

Г. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на городской секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предмета.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах, выполнять простейшие исследования в области биологии и экологии и защищать сои проекты
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на личном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  поместить на личном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию.

Индивидуальный план самообразования Педагога дополнительного образования центра детского творчества п. Новошахтинский Воробьёвой Елены ВикторовныОбщие сведения:...

Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя русского языка и литературы.

В маршруте представлены индивидуальная тема учителя, разделы: пояснительная записка, изучение методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса,...

индивидуальная программа самообразования

Индивидуальная образовательная программа расчитана на период с 2016 до 2018 года.Тема самообразования: "«Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС ...

Индивидуальная программа самообразования учителя Бареевой Р.В.

Тема «Использование интерактивных модулей и метода проектов  на уроках информатиках  как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»Цель: Применение инновационной образоват...

Индивидуальная программа самообразования

Индивидуальная  программа  самообразования учителя  истории и обществознания...

Индивидуальная программа по самообразованию

ТЕМА : «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»...