«Поэтапная модульно-блочная система развития навыков исполнения лексики народного танца»
статья на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Поэтапная модульно-блочная система развития навыков исполнения лексики народного танца»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории:
Остапчук Оксана Вячеславовна
2015 год
Проблемно-модульные технологии освоения учебных дисциплин - основной движущий фактор совершенствования системы повышения квалификации. Наиболее рациональным при разработке оптимальных технологий обучения в рамках повышения квалификации является модульный принцип организации образовательного процесса. Кроме того необходимо учитывать многоуровневый характер дополнительного образования и создание перспективы дальнейшего самосовершенствования обучающихся в специальной конкретной сфере профессиональной деятельности. Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания. Анализируя профессиональную практику за рубежом, специалисты отмечают преимущество метода модульного обучения, отличительными особенностями которого являются:
1. Разбивка курса на законченные части (модули и его элементы) имеющие самостоятельное значение.
2. Отсеивание лишнего для данного конкретного вида работ материала.
3. Максимальная индивидуализация обучения.
Модуль должен быть представлен как составной элемент многофункционального блока, включающего следующие компоненты:
- учебную цель;
- содержание учебного материала;
- практические занятия;
- контроль за усвоением знаний.
Содержание учебного материала варьируется в зависимости от специфики контингента. При этом метод модулей является средством дифференцированного управления содержания учебного материала и поэтапно реализуется следующим образом:
- определение учебных целей;
- диагностический анализ и предварительная оценка профессиональных знаний и способностей обучающихся;
- последовательное распределение учебного материала курса по разделам;
- критерии оценки достигнутых результатов обучения.
В настоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения. Использование модульной технологии как системообразующей методологии построения образовательного процесса будет существенно способствовать определению целевой установки, содержательным и процессуальным основам обучения.
Поэтапная модульно-блочная система развития навыков исполнения лексики народного танца (начальный этап обучения)
Сущность опыта
Дополнительное образование детей – это создание условий для развития личности с учетом её индивидуальных способностей. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея самоопределения и самореализации личности, т.е. идея личностно – ориентированной педагогики и социально – педагогической поддержки личности ребенка.
Дополнительное образование менее регламентировано, более гибко и способно к реализации идей вариативного образования, созданию развивающей среды, формированию диалогических, субъект – субъектных отношений между педагогом и детьми, создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.
Но есть и недостатки (в отличии от школ искусств, студий) - небольшой охват детей, часто меняющийся контингент занимающихся, нет жёсткого профессионального отбора.
Эта ситуация потребовала создания новой методики обучения лексике танца. В результате работы над данной проблемой была создана модульно-блочная система формирования навыка танцевальной лексики, предлагающая поэтапную выработку навыков танцевального мастерства воспитанников с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные модули и их дальнейшую сборку в блоки.
Новизна
Создание модульно-блочной системы выработки умений и навыков исполнения танцевальных комбинаций у воспитанников учреждений дополнительного образования.
Доступность
Система может быть использована при организации учебного процесса школ искусств и в учреждениях дополнительного образования на начальном этапе обучения хореографии детей младшего подросткового возраста (9-11 лет). На более поздних этапах она дает хорошие результаты по коррекции технических ошибок, допускаемых учащимися при исполнении лексических комбинаций.
Результативность
Детский хореографический коллектив «Ассорти» был неоднократным победителем районных, региональных, российских и международных танцевальных конкурсов - фестивалей.
Применение модульно-блочной системы в обучении танцу дало возможность сделать учебный процесс интересным для детей, позволив детям быстро изучить материал и самим творчески создавать на достигнутом уровне танцевальной лексики учебные и концертные этюды.
Основные термины:
Танец – вид искусства, материалом которого являются поза, жест, мимика, движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную силу. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ.
Лексика танца – танцевальное «па» в основе которых лежат позы, жесты, мимика движения человеческого тела, с помощью которых создается образ, передаются мысли, чувства переживания героев, образно передается окружающая реальная действительность.
Модуль – отдельная, относительно самостоятельная часть системы (танца), систематизированный информационный материал.
Блок – часть содержания, представляющая собой группу отдельно функционально объединенных элементов, частей (модулей). Автономная часть изучаемого объекта (танца).
- Структура модульно-блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца
Вопрос лексики, языка танца очень актуален, особенно для педагогов-хореографов, обучающих детей народному танцу. Уровень мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное от качественных показателей лексического материала. Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства ребенка отличается от существующих до настоящего времени методик преподавания народно-сценического танца, рекомендующих вести обучение лексики танца от ее простых форм к более сложным. Модульно-блочная система предлагает начинать поэтапную выработку навыков танцевального мастерства у воспитанников с самой сложной части лексики танца, с лексики мужской и женской пляски с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные, относительно самостоятельные модули. Цель данной системы – выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки. Предлагаемая поэтапная модульно-блочная система обучения танцевальному мастерству не противоречит ни одной из существующих концептуальных моделей системы образования и находит свое подтверждение в научной литературе. В основе модульно-блочной формы обучения ребенка танцевальному мастерству лежит психолого-педагогическая теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий П.Я.Гальперина. Модульно-блочное обучение – это не сиюминутное достижение успеха, это система интересного для воспитанника изучаемого материала, рассчитанная на его опережающее и перспективное развитие. Всю лексику народного сценического танца можно условно разделить на три большие группы. Первая часть – простые ходы, припадания, бега и т.д., т.е. несложные танцевальные движения. Вторая группа – сердцевина, сложнейшая качественная лексика, суть языка пляски, танца, через нее передается замысел, материализуется основная мысль. Сердцевина женского исполнительского мастерства – ритмически и технически сложные дроби и дробные ходы. В основе дробной лексики лежит сдвоенная дробь, которая при помощи связующих притопов, ударов стопы об пол, соскоков, подскоков и перескоков с ноги на ногу, превращается в дробную лексическую комбинацию или дробный ход. Суть мужской лексики народного танца – (хлопушка) – в выстукивании ладонями рук ритмического рисунка по частям тела груди, спине, бедрах, икрам, стопе, подошве, полу и т.д. Третья группа – выразительные средства танца, сложные трюки и коленца. При обучении воспитанников можно пойти двумя путями. Первый путь, традиционный, – начать обучение с первой группы лексики и на протяжении 7 лет (5-11 классы) добраться до третьей группы. Путь правомерный, но очень длинный и грозит потерей интереса к изучаемому предмету. Путь второй – начать обучение со второй, самой сложной, но тем не менее, самой интересной группы лексики. Процесс обучения, когда на пределе возможного, дается интересный, значимый для воспитанника материал, всегда будет иметь хорошую динамику и положительный эмоциональный настрой. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинацию в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно, самостоятельно исполняемые части) в виде модуля, то обучение лексики народного танца можно начать с модульного уровня.
Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Сходство модуля при многократном его повторении под музыку с лексикой танца очень велико. При проучивании воспитанник даже и не подозревает, что это лишь элемент. Динамика научения модулям очень велика, за одно занятие можно выучить 3-5 модулей в зависимости от сложности. Навык вырабатывается быстро и сохраняется очень долго. Такие модули учащиеся в состоянии исполнять в свободное время, даже во время игры. Модули, составляющие лексику танца, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить воспитанника исполнять их, вычленив наиболее распространенные, – задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, – в систему (танец). Блок, с течением времени, воспитанник может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти очень долго. Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства – широкое поле деятельности для педагога – позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая воспитанников не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству. К концу первого года обучения (основного курса) воспитанники показывают очень хороший результат, дети воспроизводят лексический материал довольно высокой степени сложности. Разобравшись с правилами этой игры пытаются самостоятельно конструировать из модулей блоки лексики. Знания, умения, навыки поднимаются в данном случае до определенного уровня творчества. Модульное проучивание дает хорошие результаты при коррекции танцевальной речи, помогает увидеть ошибку или неправильно сформированный навык, развивает музыкальность, ритмичность, психомоторную реакцию ученика.
2. Содержание модульно-блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца
На начальном этапе, при проучивании мелких танцевальных модулей, модульно-блочная система создает большой запас отдельных относительно простых навыков, которые в последующем дают возможность с минимальными затратами времени и сил запоминать и воспроизводить довольно значительное количество больших танцевальных комбинаций и применение их в учебных, концертных танцевальных номерах. Эта модель обучения ведет к закреплению навыков за счет их многократного повторения в различных вариантах и комбинациях. Содержание учебного процесса сводится к показу танцевальных элементов, движений педагогом и желательному запоминанию их воспитанником на уроке. Так из занятия в занятие идет обучение элементам, составляющим народный танец. Процесс кропотливый и длительный, связанный с большими затратами нервных и физических сил для обеих сторон. Одним из важнейших психологических факторов успешной учебной деятельности такого рода является умение как педагога, так и воспитанника взаимодействовать с людьми, включенными в данную деятельность. Важное значение в процессе обучения танцу имеет установка на научение, т.е. постановка педагогом и принятие воспитанником учебной задачи. Учебный материал, которым пользуются педагог и воспитанники, так же должен отвечать определенным требованиям. Важнейшие из них доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала воспитанниками, а достаточная сложность – психологическое развитие воспитанника. Поэтапная модульно-блочная форма выработки танцевальных навыков при обучении народному танцу – это первоначальный этап, где в доступном виде воспитаннику даются элементы танцевальных движений, направленных на поэтапное развитие сложных двигательных навыков. Главная задача этого этапа – создать большой «банк» относительно простых двигательных навыков. Выполнение элементов танцевальных комбинаций, их компоновка в определенной последовательности дают возможность воспитаннику быстро проучивать, запоминать и воспроизводить большое количество лексических комбинаций любой длительности и сложности, составляющих речь танца любой национальности. Задача воспитанника на следующем этапе найти хорошо проученный, знакомый материал, имеющийся у него в «банке» и в логической (требуемой) последовательности объединить один за другим уже проученные элементы, навык исполнения которых воспитанник уже имеет. Эти «банки» создаются отдельно для девочек и для мальчиков. Должен быть еще третий – общий для тех и других. Отличие модульно-блочной формы в данном вопросе заключено в создании собственного видения каждым ребенком материала, который заложен в «банк», в своем видении последовательности изучения групп лексики народного сценического танца. Где взять модули? На модули делится любая лексическая комбинация. Деление на модули это процесс обратный составлению (придумыванию) самой комбинации. Разложить дробь или хлопушку на составляющие элементы очень просто. С незнакомой (чужой) комбинацией можно разобраться за считанные минуты. Женские и мужские модули могут быть низкой, средней и высокой сложности. Нельзя давать или только сложные, или только простые модули. Их необходимо давать в пропорциях, чтобы на одном модуле ребенок легко мог достичь успеха, а над другим ему предстояло бы потрудиться.
3. Приемы, способствующие развитию умений и навыков при изучении модулей лексики народного танца
Важно не только научить детей исполнять модули, не нужно забывать главного: мы учим ребенка танцевальной речи и речь эта должна быть грамотной и четкой, со своей дикцией, со своими интонациями. Наиболее успешным приемом обучения танцу является ИГРА. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру «Перекличка»: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенный модуль один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют этот модуль на счет «и два» музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет «и раз» второго такта, т.е. идет перекличка линий. На первоначальном этапе исполнение движений на каждую четверть музыкального сопровождения не получается. Можно более широко раздвинуть исполнение модуля в музыке, т.е. на «и раз» первого такта исполняет одна группа, а на счет «и раз» второго такта вступают другие. Такое широкое расположение позволяет детям, с одной стороны, следить на какой ноге вес тела, слушать музыку и успеть сообразить в каком месте им необходимо вступить в соответствии с музыкой. При последующем проучивании дети делают движения уже на каждую четверть музыкального сопровождения. Второй прием в обучении танцу – УСЛОЖНЕНИЕ материала из занятия в занятие. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия исполняет определенный модуль, повторяя его три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другим модулем. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.
Другим приемом является УСКОРЕНИЕ темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении данного модуля – победил. Из игры дети выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше. Приемов проучивания, как и самих модулей очень много. Девочек можно делить и на четыре группы и использовать сразу четыре модуля. Можно на четырех группах использовать и один модуль, но усложнять его для каждой группы. Обучение превращается для детей в игру, где нет ни сильных, ни слабых воспитанников, модули запоминают и исполняют все воспитанники.
4. Результативность использования модульно блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца
Поэтапная, модульно-блочная система выработки навыков хорошо развивает возможности воспитанников запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость – качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам:
- Лауреаты международного конкурса - фестиваля «Звездная юность планеты» - 2008г.,
- Дипломанты международного конкурса - фестиваля «Берега Надежды» - 2009г.,
- Дипломанты международного конкурса-фестиваля «Данс-авеню» - 2012г.,
- Дипломанты всероссийского конкурса-фестиваля «Роза ветров» - 2012г.,
- Лауреаты регионального конкурса-фестиваля «Северное сияние» - 2009г., 2011г.,
- Лауреаты и дипломанты регионального конкурса-фестиваля «На балу у Золушки» - 2008г. – 20012г.,
- Дипломанты и обладатели Гран-при районного конкурса-фестиваля «Зажги свою звезду» - 2008г. – 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«История России XIX века» (разработки уроков в системе модульно-блочной технологии
Разработки уроков по теме «История России XIX века» составлены на основе модульно-блочной с...
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Закрепление лексического материала и развитие навыков говорения по народной сказке «Красная шапочка» (Little Red Riding Hood) на уроках по домашнему чтению
В контексте новых подходов и изменений в стратегиях обучения иностранным языкам домашнее чтение становиться важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам. Но чтобы чтение было ув...
Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...
Модульно – блочная система обучения математики в школе
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.Вудро Вильсон Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказы...
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...