Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
методическая разработка по теме
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца».
Так как требования к проведению открытого урока именно концертмейстерам были введены недавно, пришлось порядком поработать. Все было сделано практически "с нуля", никакой информации в интернете на эту тему не было. Предлагаю помощь всем концертмейстерам народного танца в виде моей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cuvorov-_otkrytyy_urok.docx | 37.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска
в классе народного танца
Суворова В.Л.
Тема урока:
«Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного
танца»
Дата проведения: 20. 02. 2012 г.- 15.00.
Цель урока: показ особенностей работы концертмейстера-аккордеониста с учащимися 3 класса отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца.
Задачи урока (хореограф): - отработка базовых движений русского, украинского, белорусского, татарского, грузинского народных танцев в экзерсисе у станка и на середине, в танцевальных композициях.
Задачи урока (концертмейстер):
Развитие музыкального восприятия метроритма;
Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
Развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;
Развитие воображения, художественно-творческих способностей обучающихся;
Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
Расширение музыкального кругозора детей.
Воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения, чувства ритма в народном танце.
План урока
I. Приветствие гостей.
Сообщение концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска. Часть 1.
II. Выступление учащихся класса:
Поклон обучающихся.
Экзерсис у станка:
Plie (Плие)- на тему рус. нар. песни «Ходила младешенька по борочку», обр.Н.Комиссарова
Battementtendu (Батман тандю)-на тему татарской нар. Песни «Айли», обр.В.Иванова
Battementtendujete (Батман тандю жите)-на тему укр.нар.песни «Казав менибатько», обр. В.Грачева
Каблучный вattement (Каблучный батман)- на тему груз. танца «Ханджлури», обр.В.Накапкина
Ronddejambeparterre (Рондежамбпартерр)-на тему укр.нар.песни «Вы, музики, хлопци добры», обр. В.Гусева
Battementfondu(Батман фондю) -на тему цыганской нар. песни «Эх, распошел» , сост. Е.Друц и А.Гесслер
Подготовка к "Верёвочке" –на тему рус. нар. песни «Ерема и Фома» , обр. В.А.Масленникова
Flik-flac (Флик-фляк)-гармошечные наигрыши «Ухажер», автор В.А.Масленников
Двойная "Верёвочка"-вар. на на тему рус. нар. песни «Ерема и Фома» , обр. В.А.Масленникова
Grandbattement (Гран батман) –на тему украинского танца «Гопак», обр. П.Акуленко
Экзерсис на середине зала:
Вращение с остановкой –вар. на тему «Кадриль для гармони», автор В.А.Масленников
Вращение в беге- вар. на тему «Рассыпуха», авт. В.Гридин
"Блинчики"- пьесы для гармони, «Полька», автор В.А.Масленников
"Одинарный ключ" – на тему рус. Танца «Барыня», ч.1
"Двойной ключ" - на тему рус. Танца «Барыня», ч.2
"Молоточки" - «Кадрильная полька», авт.Е.Широков- обр. В. Суворова, вар.4
"Моталочка" - «Кадрильная полька», авт.Е.Широков- обр.В.Суворова, вар.6
"Верёвочка"- на тему рус. нар. песни «Ерема и Фома» , обр. В.А.Масленникова
Фрагмент русского народного танца «Сибирская кадриль» (отработка на середине зала)
Основной ход по кругу на основе белорусского танца "Лявониха", обр. П.Акуленко
Pasdebasque(Падебаск) на основе белорусского танца "Лявониха", обр. П.Акуленко
Развёрнутая комбинация на основе польского танца "Мазурка", переложение Л.Гаврилова
Танцевальная композиция в характере русского народного танца "Сибирская кадриль", переложение В. Суворова (фонограмма).
Поклон обучающихся.
III. Сообщение концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска. Часть 2.
Василий Суворов -о взаимодействии с хореографом, о введенных инновациях на уроках народного танца, связанных с работой над фонограммами, нотным материалом; экономией рабочего времени и пр.
IV. Подведение итогов выступления.
Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народного танца.
Текст сообщения концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска. Часть 1
Концертмейстеров хореографии народного танца в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.
Сегодня мы покажем открытый урок с учащимися 3 класса по предмету Народный танец, и моё вступительное слово именно об этой части работы концертмейстера- аккордеониста. Моё вступительное слово поделено на 2 части. Во второй части, ближе к концу урока, я немного расскажу об инновациях, разработанных и применяемых мной на уроках хореографии, и практической пользе от этого- так, как это я вижу.
Работа концертмейстера-аккордеониста заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. Если взять нашу школу искусств, то на отделении хореографии обучается порядка 150 детей (с учетом отделения раннего музыкально - эстетического развития), возрастом от 4 лет до 13-14 лет, и со всеми мне приходится работать как концертмейстеру и преподавателю на уроках ритмики, народного, современного и бального танцев.
Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.
Во-первых, я изучил (и продолжаю изучать) основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще. Все эти тонкости концертмейстер -аккордеонист класса народного танца должен знать и использовать в своей работе.
Во-вторых, мне необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента , например, только с группой мальчиков, или девочек и пр.
А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Насколько мне известно, сейчас в Московском училище хореографии на факультете концертмейстеров ввели занятия, где будущие концертмейстеры изучают азбуку классического танца на практике, непосредственно занимаясь у станка и на середине зала. Я же в своей практике внимательно наблюдал и наблюдаю за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом с воспитанниками, «примеряя» их на себя – мысленно «протанцовывая» движения вместе с детьми, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что характерно, то что поможет детям и выучить движение именно для народного танца - и соотнося с имеющимся нотным материалом либо зная музыкальный материал по памяти.
В-третьих, особенность работы концертмейстера-аккордеониста народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим я кроме народного танца, изучил и изучаю специфику современного танца (у современного танца так же есть своя терминология). А так же возрастные особенности детских групп. Это тем более необходимо в моем случае, так как мне приходится работать с детьми от 4 (отделение раннего эстетического развития) до 13-14 лет.
В-четвертых, концертмейстер-аккордеонист работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я четко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера-аккордеониста– внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
.
Особенности музыкального сопровождения концертмейстером-аккордеонистом уроков народного танца класса хореографии.
Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.
Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.
Музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: хоровод, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже глубина образов, более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения.
Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Поэтому во всех возрастных группах и классах музыкальное сопровождение и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.
На своем опыте я убедился, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться детям.
Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального материала именно русского танца я ставлю перед собой задачу подобрать музыку так, чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой, песней- духовным наследием русского народа. Познакомить ребенка, будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к которому я отношу русские танцы и песни, помочь ему полюбить это наследие, гордиться им- один из маленьких шагов педагогической деятельности , в результате которой должен вырасти Человек, гражданин своей страны. В этом я вижу одну из своих задач как педагога –концертмейстера.
Само собой разумеется, музыка должна избираться и изменяться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.
Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером- аккордеонистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента.
Сама специфика народных танцев предполагает огромную вариативность в динамике и характере исполнения, ритмических построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше), знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски) характерных для данной народности музыкальных инструментов. Возьмем тембральную окраску. Например, в аккомпанементе грузинских танцев используется именно аккордеон, и тембрально всегда тутти с «разливом» (четыре точки). Для ирландских танцев характерно использование «разлива» с флейтой-пикколо (три точки), для немецких- использование «разлива» без пикколо, для французских- усиленный (двойной и тройной) «разлив» и так далее. Безусловно, концертмейстер в классе народного танца должен все эти особенности звучания учитывать в своей работе, для придания максимальной выразительности звучанию и максимально точному отображению характера танца данной народности. Далее, многие характерные народные танцы (например, молдавские) требуют очень хорошего владения техникой и виртуозностью игры. Так как игра концертмейстера –аккордеониста в классе народном танце связана с большим количеством синкоп и ярких динамических акцентов(особенно в старших классах) , при исполнении, например, различных дробей и выстукиваний и других характерных движений народного танца он должен также постоянно работать и над техникой меховедения.
Подбор инструмента для музыкального сопровождения на уроке народного танца.
Необходимо заметить , что работа концертмейстера-аккордеониста народного танца предъявляет особые требования к музыкальному инструменту, на котором играет концертмейстер. Инструмент должен быть выбран и подготовлен концертмейстером осознанно, с учетом требований, налагаемых спецификой данной работы. Именно, если взять аккордеон, он должен быть четырехголосным (фагот+гобой+пикколо+разлив), размером оптимально 3\4, с точно подогнанными ремнями (особенно важен подгон кистевого ремня, от которого зависит точность меховедения, и который должен максимально плотно облегать руку исполнителя- иногда приходится разбирать инструмент и специально укорачивать кистевой ремень.), иметь хорошую компрессию, все голоса инструмента должны иметь быстрый отклик, клавиши инструмента не должны заедать.
Большая нагрузка на инструмент приводит к преждевременному выходу его из строя. Концертмейстер народного танца должен следить за исправностью своего инструмента, знать его техническое строение и уметь оперативно привести его в порядок в случае мелкой неисправности- например, исправить «залипание» клавиши или пропускание воздуха.
О нотном материале.
Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы. А подходило мало чего в связи со специфичностью данной профессии и общим дефицитом всего на свете, в том числе и нот. С течением времени и появлением Интернета нотных сборников, пособий доступно много больше. Но по-прежнему тратится много времени и во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений, и дома- при поиске вообще нотного материала в Интернете.
Поэтому мною сейчас готовится «Сборник музыкального сопровождения на занятиях народного танца». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный момент это несколько облегчило работу, а в последующем, я думаю, что смогу поделиться этим опытом с другими концертмейстерами в классе народного танца, выложив их в Интернет.
Педагогические функции концертмейстера
Я говорил об особенностях работы концертмейстера- аккордеониста в классе народноготанца, но не сказал главного.
Какова роль концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное?
I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.
Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
усвоение музыкальных знаний;
формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог- концертмейстер.
II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.
Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку.
Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.
Текст сообщения концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска. Часть 2.
Взаимодействие концертмейстера с хореографом.
Работа концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Концертмейстер-аккордеонист вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
В чем это заключается в моей личной практике. Большинство (свыше 90%) фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется мной. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных площадках города и области), ведением документации и пр. Кроме того, на уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений.
С момента моего прихода в школу в 2008 году я постарался вести свою работу таким образом, чтобы время урока использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время на поиск нужного фрагмента.
В своей работе концертмейстера я всегда старался использовать инновационные технологии. Так как материальная база школы не позволяла иметь в классе компьютер, я купил его сам. В свободное от работы время я старался изучать различные музыкальные программы с таким расчетом, чтобы использовать их в повседневной работе, облегая работу себе и хореографу, и получая ряд дополнительных возможностей для улучшение её качества и эффективности. Это такие программы как SoundForge, Cubase, CapellaScan, NeuratronPhotoScoreUltimate, нотные редакторы Finale , Sibelius и др. Так же через Интернет я изучал и хореографические термины -сайты http://smile2010.ucoz.ua/index/khoreograficheskaja_terminologija/0-11, http://cleopatra2010.forum2x2.ru/t34-topic и др.,
искал ноты и музыку(http://ale07.narod.ru/music/notes/song/bayan/narodnye.htm , http://www.horeograf.com/biblioteka/noty ).
Самостоятельное изучение и использование мной инновационных технологий в работе дало мне ряд новых возможностей для моей работы концертмейстером народного танца в таких сферах как:
1. Хранение, накопление и использование нотного материала на уроках.
2. Редактирование и транспонирование нотного материала с последующей распечаткой в полиграфическом (издательском) качестве в удобной для исполнения тональности. Возможность предварительного прослушивания нотного материала в целях создания образа и характера муз. произведения без затрат времени на ознакомление и разучивание материала.
3. Возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала, возможность общения с коллегами- концертмейстерами на форумах в Интернете, посвященных решению каких-либо задач, связанных с работой в данной сфере деятельности.
4. Возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности.
5. Возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы любым необходимым способом для решения поставленных педагогом-хореографом целей и задач.
6.Существенную экономию рабочего времени урока хореографии, позволяющую за отведенное на урок время выполнить больше задач или выучить с детьми больше танцевального материала.
ПОЯСНЕНИЯ:
1.В своей повседневной работе на уроках я постоянно и ежедневно использую компьютер и знание инновационных технологий. Например, большинство нотного материала хранится на компьютере в электронном виде в формате pdf, что позволяет при необходимости мгновенно развернуть , найти , открыть большое количество нотного материала, необходимого для работы. Экономится время, не нужен пюпитр, больше вариативности в исполнении поставленных целью урока задач.
2. Постоянное самообразование и изучение профессиональных музыкальных программ (CapellaScan, NeuratronPhotoScoreUltimate, Finale ,Sibelius) позволило мне в последнее время добиться большого прогресса, связанного с редактированием нотного материала, а именно- теперь в нашей школе есть возможность транспонирования печатного нотного материала в удобную для исполнения тональность с последующей распечаткой в полиграфическом качестве. (для моей работы- всё-таки у аккордеона фортепианная клавиатура, и играть или разбирать некоторые обработки народных песен и танцев- написанных для баяна- особенно для старших классов хореографии- иногда бывает затруднительно, а главное- неэффективно тратится время урока.) Кроме того, теперь любой нотный материал - вплоть до оркестровых партитур можно предварительно прослушать в исполнении компьютера, в живом звучании(на сэмплированных инструментах) не тратя времени на разбор и ознакомление с нотным материалом. Так как я установил данные программы и на компьютер музыкальной школы в классе теоретических дисциплин, и постарался в мере своих возможностей обучить использованию данными программами зав. отделом теоретических дисциплин, хочу надеяться что мои усилия принесут пользу не только хореографическому отделению , но и всей школе искусств Гурьевска.
3. Еще в 2008 году, устроившись на работу, я сразу неоднократно пересмотрел большое количество нотного материала, который бы мог помочь мне в моей работе концертмейстером народного танца. К сожалению, подходящего материала было очень мало, большая часть сборников очень сильно устарела, да и не подходил материал для танцев. Учась работать в Интернете, пользоваться поисковиками, правильно составлять запросы, регистрируясь на различных форумах и общаясь с коллегами- концертмейстерами на них, наконец стало удаваться найти материал, необходимый именно для моей работы концертмейстером народного танца.
4. Постоянно используя Интернет, удалось найти несколько сайтов профессионального характера. Например, я нашел и зарегистрировался на сайте http://www.horeograf.com/, сайте для хореографов и концертмейстеров, подписался на рассылки. Теперь на мою на электронную почту каждые 2-3 дня приходит письмо с уведомлением о новой, актуальной для музыканта моей специальности информацией. Также есть возможность посещать видеотренинги и вебинары, нужно только выбрать интересующую тему. Информация всегда свежая и актуальная (письмо от 25.01.2012) позволяет быть в курсе например, последних достижений педагогической практики в работе с детьми 3-6 -летнего возраста.
5. SoundForge 8.0- музыкальная программа, которой я ежедневно пользуюсь (сейчас изучаю десятую версию) позволяет концертмейстеру ряд очень широких возможностей по редактированию любого музыкального материала. В частности, можно 1.изменять внутренний темп музыкальной композиции без изменения тональности. 2. изменять тональность музыкальной композиции без изменения её внутреннего темпа- по полутонам либо с помощью точной подстройки. 3. Отрезать , удалять , вставлять любой кусок этой же музыкальной композиции или другой. Изменять громкость любой части фонограммы- в конкретном месте или всю целиком. 4. Записать с помощью микрофона фонограмму исполнения на акустическом сольном инструменте, либо с помощью соединительного кабеля- исполненную на синтезаторе, электропиано. 5. Оцифровать звук с аудиокассеты, почистить его от шумов и помех. Программа также имеет процессор эффектов и несколько видов эквалайзеров, позволяющих исправить плохую фонограмму. Один из примеров работы с фонограммой: ансамблем балалаечников нашей школы (преподаватель - Русина Светлана Николаевна) была записана композиция «Край березовый» . Она была взята в работу для постановки танца. Но для создания полноты характера и выразительности чего-то не хватало. После консультаций с педагогом-хореографом мною была взята другая композиция на тему березок, совершенно посторонняя, в которой был интересный материал-чтица под пение птиц и легкое фоновое музыкальное сопровождение зачитывала стихи про березки. Но- не совпадали тональности, ритм, пространственное звучание-эффект объемности звука. С помощью данной программы тональность основной фонограммы была повышена на несколько тонов до полного совпадения с тональностью стихотворного вступления- без изменения внутреннего темпа и ухудшения качества, обе части были ритмически и интонационно совмещены, на основную фонограмму с помощью процессора эффектов был наложен добавочный объем звука, идентичный стихотворному вступлению. Получилась целая выразительная музыкальная композиция с пением птиц, стихотворным лирическим началом и исполненная на живых инструментах- учащимися нашей школы.
6.И опять о программе SoundForge 8.0. Данной программой мне приходится пользоваться ежедневно, на любом уроке- народного, современного и др.танцев,- везде, где требуется работа под фонограмму. Программа открывает любую музыкальную композицию в виде графика –сдвоенной(стерео) или одинарной полоски , в местах увеличения громкости она расширяется, в местах уменьшения- сужается . Музыкальную композицию можно проиграть с любого места, щелкнув в нужном месте мышкой и установив курсор. При первом прослушивании с начала композиции путем нажатия определенной кнопки в нужный ритмический момент я размечаю композицию по музыкальным квадратам вертикальными метками. Каждой такой метке можно присвоить имя, например, название движения или фигуры танца, которое начинается от данной метки. После присвоения имени ключевым меткам я могу , не тратя ни одной секунды, начать воспроизведение фонограммы с любого ключевого места. Также это очень удобно, если для отработки(заучивания) движения , скажем, в середине танца надо все время возвращаться к одному и тому же музыкальному фрагменту. Ни тратится ни одной лишней секунды на поиск нужного места, вставку дисков с фонограммами(в начале урока можно заранее открыть в программе SoundForge любое необходимое количество фонограмм одновременно)
Я надеюсь, что обобщение моего опыта в отношении особенностей работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца, необходимости изучения инновационных технологий и применения их на практике поможет многим специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, определить круг проблем и пути их решения, добиться качественного улучшения результата в своей работе.
Используемая литература:
Л.Д.Блок Классический танец и современность –М, 1987
Т.Ткаченко. Народные танцы. - М., 1975.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.
Основные используемые Интернет-ресурсы:
http://ale07.narod.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...
"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...
«Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»
Предлагаемый для ознакомления материал представляет собой теоретическую часть, озвученную на мастер-классе, состоявшемся в нашем учебном заведении в конце прошлого учебного года.Может оказаться полезн...
Актуальные вопросы работы концертмейстера-баяниста в классе народного вокала.
Методические рекомендации...
Открытый урок по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках.
Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.Н.Неменского....
Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения
Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...
Методическое сообщение на тему: «Особенности современного детского репертуара в классе гитары»
Развитие исполнительской культуры гитариста происходит на протяжении всей его творческой жизни и зависит от путей ее формирования. В настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания, что н...