Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
статья на тему

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Через патриотизм и образование

к возрождению России.

А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др. Смыслу их творчества присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнейшей характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

За последние несколько лет российское общество сделало свой выбор в пользу свободы и демократии. В.В. Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. «Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя как народ, способный на великие свершения» [3, с.4-19].

Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов XXI века.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [1, с.119].

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения, учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

 Тематические беседы и занятия в игровой форме, посвященные Дню защитника Отечества – 23 февраля «Аты-баты, шли солдаты», «Богатырские забавы». Цель: воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, своим отцам, братьям.

Экскурсии в дендрарий станции юных натуралистов, в эколого–краеведческий музей станции, где проходят тематические выставки: «Самое интересное о природе Кузбасса», «Пять чудес бобра», «Лекарственные растения Кузбасса» знакомят учащихся с удивительной природой родного края. У детей формируется правильное, бережное отношение к природе. Они учатся нормам и правилам поведения в окружающей среде. Традиционными стали выставки, посвященные родному городу и другим городам Кузбасса, людям труда и конечно же ко Дню Великой Победы – 9 мая. Фотографии, письма с фронта, личные вещи участников войны, макеты сражений и военной техники, ордена и медали, беседы и рассказы ветеранов вызывают живой интерес к истории своей страны. Это воспитание патриотических чувств у обучающихся, любви к своей Родине, гордости за свою страну, ее героическое прошлое. Выражение искренней и глубокой признательности ветеранам за то, что они, не жалея себя защитили наше Отечество.

Итогом многих занятий и мероприятий становятся выставки творческих работ самих учащихся «Это мой город», «Письмо деду». Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения.

Одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся стало участие в акциях: городской акции «Посади дерево», Всероссийской акции «Спасибо за мир». В ходе акций ребята получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную и гражданскую позицию. Акции служат хорошей пропагандой и среди родителей. 

         В поисках новых эффективных форм работы по патриотическому воспитанию учащиеся привлекаются к участию во Всероссийских и Международных олимпиадах, викторинах и конкурсах: «Я – маленький гражданин», «Символы России», «Спасибо за победу». Что способствует повышению собственной самооценки ребенка, развитию интереса к обучению по программам и демонстрации своих знаний, учащиеся нацелены на достижение высокого результата.

Еще одна из форм работы – это театрализованные занятия и праздники. Так на занятии по теме «Путешествие по страницам Красной книги Кемеровской области», ребят ждет встреча с лягушкой Сибирской (занесена в Красную книгу).  Вместе с ней ребята знакомятся с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу Кемеровской области.

Список литературы:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

3. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Мое Отечество,2000. № 1.

4.Мыслители ХХ века; с. 218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей...

Эффективные формы и методы работы при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой.Семенова Татьяна Юрьевна,учитель английского языка  МОУ СОШ №3...

«Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Глава 1. История и значение инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихсяГлава 2. Анализ эффективных форм и методов проектной и исследовательской деятел...

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»...

Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся

Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся p { line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom: 0.25...