Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. 

Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. 

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. 

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков: 
- урок-практикум, 
- урок-путешествие, 
- урок-экскурсия, 
- урок-ролевая игра, 
- урок-игра, 
- урок-аукцион, 
- урок-сказка, 
- интегрированный урок. 

Урок–исследование.Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например: 
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение», 
- в 8 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха», 
- в 9 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п. 

Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем для уроков–исследований. 

Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах. 

Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д. 

Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. 

Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закреплениенового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. Такие уроки многопланово проводятся по СБО, так как тематика применения очень широка и сам предмет нацелен на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе. 

Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка–дошкольника – игра. Ведущий вид деятельности ребенка–школьника – учеба. Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью учения. Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок – зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное - не заиграться. 

Урок–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя. 

Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется. 

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки. 

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Если спросить меня «На каком уроке активность ваших ребят больше – на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму . 

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы. 

При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. От умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы. Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна. 

При групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы – это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся. При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся – это тоже групповая форма обучения. Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. 

Индивидуальное обучение учащихся – это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе. Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в классе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности. Если в классе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой. 

Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения: 
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции); 
- проблемные ситуации, споры, дискуссии; 
- метод проектов или его элементы; 
- элементы программированного обучения; 
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии; 
- информационно-коммуникативные технологии; 
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал; 
- активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала); 
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; 
- увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения; 
- совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности); 
- создание ситуации успеха на уроке; 
- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения; 
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика; 
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; 
- поощрение учащихся; 
- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним). 

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости. 

Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку. 

А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно – кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету. 

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Данная статья рассказывает о формах и методах, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. 

Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. 

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. 

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков: 
- урок-практикум, 
- урок-путешествие, 
- урок-экскурсия, 
- урок-ролевая игра, 
- урок-игра, 
- урок-аукцион, 
- урок-сказка, 
- интегрированный урок. 

Урок–исследование.Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например: 
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение», 
- в 8 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха», 
- в 9 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п. 

Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем для уроков–исследований. 

Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах. 

Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д. 

Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. 

Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закреплениенового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. Такие уроки многопланово проводятся по СБО, так как тематика применения очень широка и сам предмет нацелен на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе. 

Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка–дошкольника – игра. Ведущий вид деятельности ребенка–школьника – учеба. Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью учения. Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок – зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное - не заиграться. 

Урок–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя. 

Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется. 

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки. 

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Если спросить меня «На каком уроке активность ваших ребят больше – на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму . 

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы. 

При 
фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. От умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы. Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна. 

При 
групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы – это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся. При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся – это тоже групповая форма обучения. Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. 

Индивидуальное обучение учащихся – это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе. Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в классе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности. Если в классе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой. 

Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения: 
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции); 
- проблемные ситуации, споры, дискуссии; 
- метод проектов или его элементы; 
- элементы программированного обучения; 
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии; 
- информационно-коммуникативные технологии; 
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал; 
- активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала); 
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; 
- увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения; 
- совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности); 
- создание ситуации успеха на уроке; 
- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения; 
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика; 
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; 
- поощрение учащихся; 
- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним). 

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости. 

Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку. 

А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно – кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету. 

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.



Литература: 

1. 
http://festival.1september.ru/articles/580618/ 
2. 
http://festival.1september.ru/articles/579111/ 
3. 
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html#V1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы ...

Работа с детьми, имеющими низкую мотивацию к учению

Методы и приемы работы с учащимися имеющими низкую мотивацию к учению....

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   с...

Программа работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе.

Цель программы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.Информацион...