Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей
статья

Блохина Анна Евгеньевна

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей

ГКУСО РО Донецкий центр помощи детям,

Блохина Анна Евгеньевна, социальный педагог

«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,

ибо они сами по природе своей – радость и счастье…»

Виктор Гюго

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений.

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

        В последние несколькот лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям.
В отличие от зависимого, аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного подростка фиксируются случаи раннего употребления ПАВ, протекающие с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков физиологической зависимости. 

  • Традиционно в аддиктивное поведение включают:
  • химическая аддикция (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);
  •  нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
  •  гэмблинг - игровая зависимость (гаджет зависимость, компьютерная зависимость, азартные игры);
  •  религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
  • Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.

Аддиктивное поведение занимает промежуточное место в процессе формирования зависимого поведения. Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение. 

Первая стадия аддиктивного поведения 

На первом этапе формирования аддиктивного процесса происходит фиксация сильного эмоционального переживания в виде чувства радости, экстаза, необычного подъема, повышенного настроения, которое наступает после определенных аддиктивных действий (приема психоактивного вещества, переживания риска в игре, удовольствия от еды и т.п.).

Вторая стадия аддиктивного поведения 

На следующем этапе в результате многоразовой реализации аддиктивного поведения у аддикта формируется желание и стремление прибегать к средствам аддикции.

Третий этап зависимого поведения 

На третьем этапе аддиктивный процесс становится стереотипным и привычным типом реагирования. Аддикт становится невосприимчивым к критике, к требованиям реальной жизни. Все сферы жизни и отношения, не входящие в структуру аддиктивного поведения, перестают замечаться и интересовать аддиктивную личность. Окружающие люди теряют для аддикта свое значение.

Четвертый этап аддиктивного поведения 

Четвертый этап связан с полным доминированием в жизни аддикта зависимого поведения. Вся жизнь зависимого человека строится вокруг аддиктивного процесса, в который он погружается полностью. Происходит полное отчуждение от общества и людей. Внутренний мир зависимой личности разрушается. Аддиктивная реализация перестает приносить прежнее удовольствие. Контакты с людьми полностью разрушаются.

Пятая (финальная) стадия зависимого поведения 

Пятый этап является завершающим. Он носит характер катастрофы. Аддиктивное поведение полностью разрушило психику и здоровье человека. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения и, в конечном итоге может привести к гибели человека. Но и на этой стадии можно обратиться за помощью, чтобы постепенно восстановить свою жизнь.

Действительно, в замещающих семьях, стоящих на сопровождении в нашем центре, имеются приемные дети с аддиктивным поведением:

Из 144 детей:

104 ребенка не подвержены аддикции

15 подростков подвержены химической аддикции (табакокурение)

1 подросток подвержен химической аддикции (токсикомания)

1 ребенок подвержен аддикции нарушения пищевого поведения (переедание)

У 25 детей наблюдается компьютерная зависимость у детей

Всем известно, что дети курят очень активно. К выпускным классам курит чуть ли не половина выпускников. Причем среди мальчиков в последние годы это некая стабилизация, а рост курящих девочек увеличивается. У наших приемных детей тоже есть эта проблема. Везде в основном профилактика курения несет информационный характер, что у некоторых детей совершенно не остается в памяти. Мы в своей работе стараемся использовать коллективное обсуждение проблемы в группе, где каждый подросток может высказать свое мнение и послушать не только взрослого, но и своих сверстников. Вовлекаем детей во внешкольную  спортивную деятельность, деятельность казачьего клуба «Пересвет», стараемся найти для каждого ребенка «нишу успешности». Проводим акции, интерактивные занятия, ребята создают и презентуют проекты, приглашаем специалистов для участии в устранении этой проблемы.        

Проблема токсикомании, к сожалению коснулась и нас. У нас произошел случай с подростком, который был замечен в применении токсичных веществ. Мальчик нюхал бензин. Бабушка – опекун сразу забила тревогу, не стала умалчивать об этом случае. Сначала была проведена беседа с мальчиком (социальный педагог, педагог-психолог, врач нарколог, инспектор ПДН). На занятии подростку показали наглядно, что может стать с токсикоманами.  Его сразу вовлекли в спортивную деятельность, стараясь не оставлять ему свободного после школы времени. У него тем самым поменялся круг общения, ему с ребятами комфортно. На задний план ушли его друзья, которым он подражал. У ребенка положительные результаты в спорте. Он уже соревнуется на городском уровне с другими спортсменами.

Мы столкнулись с такой проблемой как переедание приемного ребенка. У мальчика произошла трагедия. Сначала умер его отец, затем погибла в ДДТ его мама. Бабушка взяла внука под чрезмерную опеку, стала его баловать, закармливать. Потом мальчик стал злоупотреблять едой. Бабушка рассказывала, что он ел и днем и ночью, ел большими порциями. Когда мы взяли семью на сопровождение, увидели девятилетнего ребенка весом намного превышающим норму. Бабушка проблемы не видела в сильном наборе веса ребенка,  ее не смущало что Сергей не мог наклониться, завязать шнурки самостоятельно.

        Нам нужно было непременно помочь этой семье. Мы посоветовались с нашей диет-сестрой, обратились к диетологу, попробовали составить ребенку рацион питания. Бабушка сначала не соглашалась с нами, но после убедительных бесед согласилась. даже ответственно подошла к этому, стала ребенку готовить сбалансированную еду, ограничила его в сладком, убрала из рациона фастфуды. Сначала ребенок сопротивлялся, ему очень не хватало сладкой вкусной пищи. Но потом дело пошло на лад. Нашли альтернативу быстрым углеводам, за год мальчик значительно похудел.

Проблема компьютерной зависимости детей и подростков от интернета и видеоигр с каждым годом все серьезнее. Персональный компьютер в наше время доступен почти каждому и информации в нем – неограниченное количество – интернет, игры, социальные сети, общение, покупки. Наши приемные дети тоже подвержены компьютерной зависимости. С замещающими родителями проводятся круглые столы по данной теме с рекомендациями об ограничении детей пользоваться телефонами и компьютерами. Рекомендации о том, как наполнить свободное время детей вне школы. Это посещение кружков, спортивных секций, школы искусств, посещение библиотек. Вовлекаем в активное чтение художественной литературы. Проводятся вечера поэтического настроения, литературно-музыкальные гостиные.

Аддиктивное поведение несет в себе большую опасность для социума. Желание к «уходу» от реальности, страха трудностями повседневной жизни поиск «новых» эмоций ведет к необратимым последствиям.

      Поработав с замещающими семьями, пообщавшись с замещающими родителями и приемными детьми, увидев обстановку дома и в школе подопечных, назрела необходимость создания программы  по профилактике аддиктивного поведения у подростков «Линия жизни», целью которой является формирование положительного «образа – Я» через формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению  психоактивных веществ

      Чтобы этого избежать, социальным педагогом была разработана программа по профилактике аддиктивного поведения у подростков «Линия жизни», с целью Формирование положительного «образа – Я» через формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению  психоактивных веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Работа по профилактике аддиктивного поведения обучающихся

Анализ работы по программе "Здоровым быть модно"....

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...