Особо мотивированные дети
статья на тему

Остапчук Оксана Вячеславовна

Работа с особо мотивированными детьми в Доме детского творчества "Новое поколение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobo_motivirovannye_deti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка,

уверенно идущего по жизненной дороге после того,

как вы показали ему путь.

Конфуций

Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей.

Однако, серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми... В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности учреждений дополнительного образования детей.

В наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Несколько лет назад мы начали работу над проектом «Одаренные дети».

Этот мультфильм в 2006 году  был номинирован на Оскар в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». В фильме рассказывается о том, как молодая няня пыталась следить за ребенком, который наделен супер способностями.

Все считали, что Джек - обычный ребенок. Джек был оставлен под присмотром соседской девочки. Кэри решила стимулировать развитие ребенка логическими задачами и музыкой Моцарта. Результат превзошел все ожидания. Что из этого получилось предлагаю посмотреть. (просмотр мультфильма)

Ни у кого не возникло сомнений, что феномен одаренности - очень глубокий и сложный        вопрос, требующий огромных интеллектуальных затрат на всех этапах подготовки        к        работе                с        одаренными        детьми.
            Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе - величайшие из даров природы. Подчеркну, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманистичности педагогики, мы обязаны признать потенциальную        одаренность        каждого        ребенка.
             В течение последнего десятилетия большая часть исследователей склоняется к тому, что одаренность есть сочетание трех характеристик: мотивации, ориентированной на задачу, способностей выше средних и креативности (творчество). Принципиально важно то, что достаточно проявить высокие показатели по одному из параметров для того, чтобы быть признанным одаренным.

На основании первой характеристики (мотивации)  мы и стали строить свою работу. И уже в  программе развития на 2013-2015 учебный год к названию проекта мы подошли более тщательно  и  обратились к проблеме поддержки высокомотивированных детей,        назвав        проект                «Мотивированные        дети».

Конечно, мы поставили перед собой цели и задачи проекта, немного не рассчитав своих сил и возможностей, такие, как:

  1. Обеспечить нормативно-правовое и методическое сопровождение проекта.
  2. Модернизировать систему выявления и сопровождения мотивированных обучающихся.
  3.  и т.д.

Но то, что мы сделали огромный «грант батман» (продвижение) навстречу мотивированным обучающимся – это факт. Анализируя запланированные мероприятия проекта можно подвести некоторые утешительные итоги.

«Один молодой художник, пользуясь негодными приемами своего учителя, нарисовал картину и показал ее Рафаэлю. «Что вы думаете об этой картине?» - спросил он его. «Что вы скоро кое-чему научились бы, - ответил Рафаэль, - если бы вы ничего не знали». (Клод Адриан Гельвеций)

Поэтому, начали мы с педагогов. Педагог-психолог Ю.Н.Москаленко, провела тренинг с погружением по развитию творческого мышления педагогов. Методист, Ю.Н.Москаленко провела методические часы по теме «Работа с одаренными детьми», «Современные образовательные технологии» и т.д., разработала соответствующие буклеты в помощь педагогам.

Во-вторых, уже на протяжении 5 лет с большим интересом можно наблюдать за детьми, мотивированными на успех в конкурсе «Восходящая звезда ДДТ». Задания конкурса достаточно сложные, такие как «Ораторское искусство», где дети учатся говорить, что в век компьютеров и гаджетов достаточно ценно; «Мастер-класс», где участники учатся учить, причем критерии оценки этого задания ни чуть не уступают критериям конкурса профессионального мастерства среди педагогов. И хотя конкурс «Восходящая звезда» не из легких, число участников ежегодно увеличивается.

В третьих, в этом учебном году разработано, утверждено и вступило в действие «Положение об индивидуальном маршруте». Первые «ласточки уже полетели»: по индивидуальной траектории занимаются дети в творческих объединениях «Национальное творчество», «Компьютерный дизайн», «Клуб.Ок». Эти программы уже дали положительный результат в «грамотном эквиваленте» - грамоты победителей и призеров окружных конкурсов.

И в четвертых, один из главных параметров оценки работы проекта «Мотивированные дети» - это участие детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. Наверное, более полную картину можно было  увидеть, если бы не специфика учреждения. Я поясню: первое, это то, что контингент обучающихся, хотим мы этого или нет (хотя, конечно же «нет») ежегодно изменяется и этот факт плавно вытекает из второго аспекта  - ежегодно меняется контингент педагогов (в большей степени совместителей). Поэтому больший процент победителей и призеров дают стабильно работающие творческие объединения.  Но количество участников, мотивированных на задачу и пробующих свои силы в конкурсах различного уровня, ежегодно увеличивается. (904,946,1279)

Каких же результатов мы ждали от данного проекта?

  1. Создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития мотивированных детей.
  2. Положительная динамика участия мотивированных обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. различного уровня.
  3. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Не считая первого пункта, он конечно «наполеоновский», с остальными мы справились. О положительной динамики участия мотивированных обучающихся в конкурсах, я сказала выше.

Анализируя итоги за время существования проекта, и заглядывая в завтрашний день, хочется подчеркнуть условия успешной работы с высокомотивированными детьми:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
  3. Включение в работу с мотивированными  детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.  

Каждый ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности обучающегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

И еще, важно помнить, что:

«Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей....

Мотивированные дети

Презентация "Подход к мотивированным детям в объединениях «Познавательный туризм» и «Авторская песня»...

Система работы по сопровождению и поддержке одаренных и особо мотивированных обучающихся

В статье предлагается обсудить вопросы по сопровождению и поддержке мотивированных обучающихсяС кем работать? (каким образом определить категорию учащихся, с которыми следует работать по развитию одар...

Мастер-класс для педагогов - обучение и мотивирование детей пользоваться языком

Цели урока:- воспитательный аспект: приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание доброты;- познавательный аспект: знакомство с английской мультипликацией на примере сериала “Gog...

Учебные сессии для мотивированных детей (Из опыта работы)

Работа с мотивированными детьми.. . Как ее можно организовать? Ключевые слова: мотивированные дети, конкурсно-олимпиадное движение, учебные сессии, способности...