Мотивированные дети
методическая разработка (9 класс) на тему

Волкова Евгения Витальевна

Презентация "Подход к мотивированным детям в объединениях «Познавательный туризм» и «Авторская песня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivir_deti.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Подход к мотивированным  детям в объединениях «Познавательный туризм» и «Авторская песня»

Методические мысли

(Окт. 2013г.)

(1) Думаю, никого не нужно убеждать в предпочтении обучения мотивированных детей. А вот откуда берется мотивация, от чего зависит? Наверно, это уже менее очевидно. Для начала неплохо разобраться, что такое мотивация.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «двигать». (2) И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, достигает успехов в любых областях.

(3) Внешние признаки мотивации у ребенка всем знакомы: сияющие глаза, нескончаемое вдохновение или сосредоточенное погружение в работу. 

(6) Если появляется внутренний стимул, мозг начинает работать на полную мощность. (7)

Экспедиция этого года — очередное блестящее тому подтверждение.(8)  Среди участников были ребята, уже имеющие опыт подобной работы. (9) Окрыленные прошлогодним успехом, они были четко нацелены на новые находки и новую исследовательскую работу. (10) Видимо, это помогло нам найти не известные доселе науке дольмены уже на 4-й день нашего пребывания в горах Сочинского района.

(11) Когда работы на дольменах были закончены, нужно было провести измерения местности. В этом году погода нас не баловала: несколько рабочих дней отобрал дождь.(12)  Надо было видеть, как работали ребята в условиях цейтнота! Они по собственной инициативе вставали в последние дни в 6ч. утра,  (13) без завтрака поднимались на 50-тиметровую высоту,   (14)  продирались сквозь упрямые кусты радады с инструментами, работали до темноты только с перерывами на еду... (15) И с радостью восприняли уже дома 3-хмерную картинку местности, (3Д) сделанную по результатам их измерений.

 (16)Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: ( 17) полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. ( 18)

Из сказанного видно, что мотивацию надо, например, в подростковом возрасте не развивать, а сохранить ее у ребят. (19)  Или вернуть. И уже потом — создать условия для ее поддержания. (20 )

Если говорить о своих предметах — Познавательном туризме и Авторской песне - могу указать несколько пунктов, заметно повышающих мотивацию ребят, (21)  которые позволяют добиться не только заметных, но и наивысших результатов. (22 )

Во-первых нужно назвать пример увлеченности предметом самого педагога. (23)  Эмоции заразительны. Если педагог не увлечен предметом своей деятельности, (24) вряд ли можно ожидать, что он сможет зажечь ребенка. 

Второе — это возможность постановки настоящей (не игровой) цели  для ребят под руководством действующего специалиста. (25) Здесь важно показать ребенку, что цель для него хоть и трудна, но достижима.

Замечено, если ребенок не знает точно, (26) сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. Мы радуемся больше, когда нам удается выполнить особенно сложное задание, чем если бы мы сделали что-то простое.

(27) При этом искусство педагога проявляется в том, что он находит и помогает осознать ребенку его сильные стороны. Те стороны, которых нет у других, и которые помогут ему справиться с заданием, если он сумеет вытащить их, развить, на них опереться...

И, третье, самое, пожалуй, главное и трудное, но достижимое: (28) ощущение вклада своего труда в копилку - ни много ни мало — всего человечества, истории. Т.е., если ребенок открывает что-то действительно новое (находит не известный доселе науке артефакт — и это в его силах, как показывает ежегодно наш пример, сочиняет особенно хорошую песню), он внес свой кирпичик в здание человеческого знания, на который смогут опереться следующие исследователи. Если представить познание в виде многоглавого существа, проникающего с разных сторон, в разных направлениях, то ребенок-исследователь может стать одной из таких «голов».

(29) Я назвала лишь основные, определяющие моменты, но в решении задачи поддержания мотивации у ребят нет мелочей, из них-то как раз и формируются условия — помогающие и способствующие, либо вызывающие у ребят отторжение. (1-30) Это и соответствующая обстановка, атмосфера занятий, человеческие взаимоотношения между участниками объединения, педагогом, специалистами, наличие специальной качественной аппаратуры, инструментов и т. п.

Ну и, конечно, его величество случай, который мы пока не можем  предсказать, но возможно подготовить почву для его появления.

(31) И в заключение необходимо напомнить, что обучение — процесс двусторонний, поэтому для достижения хороших результатов важно наличие не только мотивации у учеников, но и стимулов у педагога — чтобы было, чем зажигать сердца. Ведь можно чего-то достичь, только куда-то стремясь. А это выражается не только в денежном эквиваленте, но и, в нашем случае, в наличии адекватных конкурсов всех уровней (от окружного до Всероссийского)...

(32) Конечно, незаинтересованность вышестоящих организаций в результатах обучения, всё яснее проступающая в последнее время - вещь системная и, вроде, выходит за рамки нашей сегодняшней темы. И на первый взгляд, от нас не зависит... Хотя от тех, кто еще чувствует себя гражданином своей страны, это не может не зависеть, не может не касаться профессионалов своего дела. Ведь мотивация педагога проявляется во всем: и в его здоровье, и в его горящих глазах, и в самых мелких оговорках и поступках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей....

Особо мотивированные дети

Работа с особо мотивированными детьми в Доме детского творчества "Новое поколение"...

Мастер-класс для педагогов - обучение и мотивирование детей пользоваться языком

Цели урока:- воспитательный аспект: приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание доброты;- познавательный аспект: знакомство с английской мультипликацией на примере сериала “Gog...

Учебные сессии для мотивированных детей (Из опыта работы)

Работа с мотивированными детьми.. . Как ее можно организовать? Ключевые слова: мотивированные дети, конкурсно-олимпиадное движение, учебные сессии, способности...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...