Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.
статья на тему

Семенова Наталья Николаевна

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Семенова Н.Н. к.п.н., учитель физики Второй Санкт-Петербургской Гимназии.

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Учебно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Это означает, что его главной целью является развитие личности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. В современных условиях значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Во многих учебных заведениях создаются УНИО. Ученическое научно-исследовательское общество  - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.

Ученическое Научное Общество гимназии работает с 2000 года. Тот год стал первым, тогда в школе была проведена первая конференция «Путь в науку». С тех пор ее проведение стало традицией, а к ней прибавилась «Малая Академия», Читательский Форм и многое другое.

Радостно осознавать, что ты, твоя школа, мир, в котором ты живешь – это продолжение той замечательной жизни, которая была в XIX, XX  веках. Наша гимназия, основанная по велению императора Александра I в 1805 году, безусловно, имеет свои научные традиции. Например, в 1840 году «с целью    содействия более основательному изучению русского языка и словесности» в 6 и 7 классах были заведены «литературные беседы», напоминающие современные конференции: ученики заранее писали работы, а при докладе слушатели – как преподаватели, так и воспитанники – «делали автору замечания и возражения» (Архивные материалы, 1895 год). Так что литературной секции конференции «Путь в науку» в этом году исполнится 173 года.

Образование отдельных учебно-исследовательских групп целесообразно поддерживать соответствующим спецкурсом, например, «Введение в исследовательскую деятельность».

Содержание спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

I. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

II. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, её методах.

III. Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Работа над учебно-исследовательскими темами ведется как индивидуально, так и коллективно.

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

2. Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности?

Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к руководителям исследовательской практики. Они должны:

  • уметь ставить и решать исследовательские задачи;
  • выполнять функции координатора и соучастника исследовательского процесса;
  • избегать авторитарной помощи, проявлять терпимость к ошибкам;
  • уметь формировать мотивацию, стимулировать достижения;
  • обеспечивать организационные условия качественного проведения исследования, поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, организовывать дискуссии ради поиска истинного решения.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Научно-исследовательская деятельность учащихся - как одна из технологий дифференцированного и персонифицированного обучения физике

Использование научно-практической деятельности при обучении физике как одного из методов дифференцированного обучения учащихся....

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации  работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  ...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...