Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности
статья на тему

Статья "Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности" была напечатана в информационно-познавательном журнале ГУО "Гимназия № 4 города Витебска" "Мир вокруг нас" в апрельском номере (№ 29) в 2016 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Языковой портфель – новая технология

оценки и самооценки учебной деятельности.

                                               Ю. А. Мурашко,

                                                                                учитель английского языка,

МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленск

Преподавание иностранного языка в современных условиях  требует от учителя не только знания, но и активного применения  различных технологий, технологий, развивающих способности младших школьников к межкультурному общению и к учебной деятельности как ведущей деятельности в данном возрасте. Развитие способности к межкультурному общению требует осознания важности и ценности такого общения. Роль учителя помочь обучающемуся осознать, осмыслить приобретаемый опыт общения, а также оценить свои успехи в овладении новым языком. Умение оценки и самооценки является одним из важнейших умений учебной деятельности, формируемых в начальной школе. Одна из новых технологий, связанных с оценкой и самооценкой деятельности младших школьников при изучении иностранного языка, - это технология «Языковой портфель».

В основе Российского Языкового Портфеля (ЯП) для начальной школы лежит концепция  Европейского языкового портфеля, разработанного и пилотированного Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге с целью формирования единого образовательного пространства в сфере современных языков Европы, и концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», изложенная в документе Совета Европы «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference».

Что же такое языковой портфель? Он представляет собой пакет документов, которые позволяют обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком вне зависимости от используемых методов и средств обучения. Языковой портфель для начальной школы разработан с учетом возрастных особенностей детей и особенностей технологии начального обучения иностранным языкам. Данный портфель может быть использован учащимися в возрасте 7-10 лет в процессе изучения любых иностранных языков, как в школе, так и самостоятельно. Также к российскому ЯП разработано пособие для учителя, в котором содержатся описание целей, содержания, структуры Портфеля.

        Цели, реализуемые с помощью технологии ЯП для начальной школы позволяет учащемуся:

- повысить свою мотивацию в изучении иностранного языка и осознать ценность межкультурного общения в своём регионе, своей стране и за её пределами;

- правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;

- оценить свой уровень владения неродными языками;

- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

Работа с ЯП помогает учителю:

- повысить мотивацию в преподавании иностранного языка;

-планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отражённые в ЯП как цели обучения;

- помочь каждому учащемуся осознать свой индивидуальный путь овладения языком;

- вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;

- повысить свое профессионально-методическое мастерство.

Языковой Портфель для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который ярко оформлен и содержит ясные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками. Ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он даёт возможность формирования у обучающихся способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.C:\Users\Юлия\Desktop\Языковой портфель\DSCN1810.JPG

Языковой портфель состоит из следующих разделов:

Раздел 1 – «Языки, которые я знаю» (в европейской терминологии – «Языковой Паспорт») выполняет    функции:

1.социальную  -  формирование  интереса  к  другим  языкам  и  культурам;

2.педагогическую – определение своего уровня владения языком.

Здесь учащиеся описывают свой опыт изучения языков и межкультурного общения. При заполнении «Паспорта» обучающийся впервые задумывается на каком языке говорит его семья, родственники, знакомые; осознает то, что возможно употребление родственных языков (русский и белорусский) в одной семье. Эта информация помогает также учителю предвидеть возможные трудности при изучении как родного, так и иностранного языков.

Раздел 2 – «Мои успехи» (в европейской терминологии – «Языковая биография») реализует  педагогическую  функцию:  формирование  самостоятельной оценки учащимися своих успехов в изучении иностранного языка как средства межкультурного общения. Данный раздел может быть использован на уроках иностранного языка при проверке домашнего задания, при обсуждении презентаций творческих работ, перед изучением новой темы с целью демонстрации перспектив в дальнейшем овладении иноязычным общением.

Раздел 3 – «Копилка» (в европейской терминологии - «Досье») реализует информационную функцию:  демонстрация учащимися своих достижений в виде конкретного продукта. Демонстрации «Копилок» посвящается целый урок один раз в четверть. Презентацию «Копилок» можно готовить парами или небольшими группами, предварительно обсудив с классом критерии отбора материалов.

Мои ученики ведут языковые портфели с 2013 года, когда они только начали изучать английский язык во 2 классе. Авторы УМК «Starlight», по которому мы работаем, разработали Языковые Портфели для 2,3,4 классов. Это отдельные тетради на печатной основе, которые обучающиеся могут оформлять так, как им нравится. Они могут сюда добавить все свои достижения, как письменные работы продуктивного и творческого характера, так и аудиозаписи собственных монологов и диалогов, а затем в конце обучения оценить уровень полученных знаний.C:\Users\Юлия\Desktop\Языковой портфель\DSCN1814.JPG

Наши языковые портфели несколько отличаются по структуре от того, о чем говорилось выше, но несмотря на это они не становятся менее интересными для ребят. Здесь присутствует раздел, в котором обучающийся сообщает сведения о себе и своей семье, затем идет раздел, в котором представлены учебные модули в соответствии с материалом учебника, а в последнем разделе – различные сертификаты и награды в разных номинациях. Интересно, что в каждом модуле в игровой форме учащийся оценивает себя и свои достижения: могу сделать сам, могу сделать с помощью учителя, не могу сделать вообще; а также выбирает один из смайликов, чтобы выразить свое отношение к изученному материалу: нравится, не очень нравится, совсем не нравится. Удивительно, что даже слабые учащиеся с удовольствием выполняют подобные задания, потому что они личностно-ориентированы, мотивированы. Большое значение имеет то, что последовательная работа над созданием ЯП учащегося даёт возможность развить у обучающихся способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции и автономии учащегося в учебной деятельности, направленной на овладении языком и культурой.C:\Users\Юлия\Desktop\Языковой портфель\DSCN1811.JPGC:\Users\Юлия\Desktop\Языковой портфель\DSCN1812.JPG

В заключение хочу отметить, что внедрение в практику преподавания и обучения языковых портфелей является перспективной образовательной технологией. Она не только создаёт средство оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком и межкультурного общения. Просматривая портфели, я отмечаю, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, развивают навыки письменной речи.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Европейский Языковой портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет). - М.: МГЛУ, 2002.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Российский Языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителей и родителей. - М.: МГЛУ, 2003.
  3. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы// Иностранные языки в школе. – 2008. - №5. – С. 9-13.
  4. Никитенко З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.-72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы оценки. Языковой портфель ученика.

методический материал по работе с языковым портфелем учащегося.Авторизованная модель.Рекоммендации по работе с ЯП для педагогов и для учащихся....

Европейский языковой портфель в российских учебных заведениях как средство оценки и самооценки, сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

При разработке современных образовательных стандартов по иностранным языкам обращается особое внимание на - понимание статуса учащегося в образовательном процессе, - создание им личнос...

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки обучающихся при изучении английского языка в начальной школе

Использование языкового портфеля при обучении иностранным языкам получает все большее распространение. Создание языкового - это технология, которая способствует развитию рефлексии и самооценки обучающ...

Европейский языковой портфель (Списки для самооценки)

Контрольные листы (КЛ) являются частью Европейского языкового портфеля (ЕЯП). Они (КЛ) являются вспомогательными инструментами ученика изучающего иностранный язык. С их помощью ученик может самостояте...

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, лично­стного действия, самоопределения в отношении эталона со­циальной роли «хороший ...