Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
рабочая программа по психологии на тему
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2_klass.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Пояснительная записка.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Курс психологических занятий с второклассниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя иодноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата |
Мои чувства (29 часов) | |||
1. | Мы рады встрече. | 1 ч. | |
2. | Делимся чувствами | 1 ч. | |
3. | Радость | 2 ч | |
4. | Жесты | 1 ч. | |
5. | Радость можно передать прикосновением. Работа со сказкой | 2 ч | |
6. | Радость можно подарить взглядом. | 2 ч. | |
7. | Грусть | 2 ч. | |
8. | Страх | 2 ч. | |
9. | Страх, и его относительность. | 1 ч. | |
10. | Как справиться со страхом. | 2ч. | |
11. | Страх и как его преодолеть | 2 ч. | |
12. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 2 ч. | |
13. | Может ли гнев принести пользу? | 2 ч. | |
14. | Обида | 2 ч. | |
15. | Разные чувства | 2 ч. | |
16. | Понимаем чувства другого | 1 ч. | |
17. | Мы испытываем разные чувства | 2 ч | |
Чем люди отличаются друг от друга?( 20 часов) | |||
18. | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 ч | |
19. | Хорошие качества людей. | 2 ч | |
20. | Самое важное хорошее качество. | 2 ч | |
21. | Кто такой сердечный человек. | 1 ч | |
22. | Кто такой доброжелательный человек | 1 ч | |
23. | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 2 ч | |
24. | «Я желаю добра ребятам в классе» | 1 ч. | |
25. | Очищаем свое сердце. | 1 ч. | |
26. | Какие качества нам нравятся друг в друге. | 2 ч | |
27. | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. | 2 ч | |
28. | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 ч | |
29. | В каждом человеке есть светлые и томные качества. | 2 ч | |
Какой Я – Какой Ты?( 21час) | |||
30. | Какой Я? | 2 ч | |
31. | Какой Ты? | 2 ч | |
32. | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 1 ч. | |
33. | Школьные трудности. | 2 ч. | |
34. | Домашние трудности. | 2ч. | |
35. | «Могу» и «делаю». | 2ч. | |
46. | Зачем нужна ответственность? | 2ч. | |
37. | Ответственность: шаг за шагом. | 2ч. | |
38. | Ответственность в школе. | 2ч. | |
39. | Я в ответе за свой выбор | 2ч. | |
40. | Как мы сами изменили жизнь вокруг | 1 ч. | |
41. | Итоговое занятие. | 1 ч. | |
Итого: | 70 часов |
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4, программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.
Список используемой литературы.
1.Битянова М.Р., АдароваТ.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М. «Совершенство». 1998
2.Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М.,»Генезис»,2011
3.Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе. Под ред. Крвцовой С.В.
- М. «Генезис»,2008
4. Крвцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М. «Генезис»,2007
5.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб. Речь, 2007.
6.Лютова Е.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для взрослых. - М.»Генезс», 2000
7.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М. «Гном – Пресс». 2002
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М. «Генезис», 2004
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М. «Генезис»,2006
10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. «Генезис»,2003
11. Хухлаева О.В Школьная психологическая служба. Работа с учащимися - М. «Генезис»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов «Вежливые ребята»
Рабочая программа КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...