Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
рабочая программа по психологии на тему

Глухова Татьяна Юрьевна

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.  

Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2_klass.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»»  2 класс.     

  Пояснительная записка.

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

        В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

        Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема  «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

        Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

        Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

        Курс психологических занятий с второклассниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя иодноклассников
  • учиться прогнозировать последствия своих поступков
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.фото)
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Дата

Мои чувства  (29 часов)

1.

Мы рады встрече.

1 ч.

2.

Делимся чувствами

1 ч.

3.

Радость

2 ч

4.

Жесты

1 ч.

5.

Радость можно передать прикосновением. Работа со сказкой

2 ч

6.

Радость можно подарить взглядом.

2 ч.

7.

Грусть

2 ч.

8.

Страх

2 ч.

9.

Страх, и его относительность.

1 ч.

10.

Как справиться со страхом.

2ч.

11.

Страх и как его преодолеть

2 ч.

12.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

2 ч.

13.

Может ли гнев принести пользу?

2 ч.

14.

Обида

2 ч.

15.

Разные чувства

2 ч.

16.

Понимаем чувства другого

1 ч.

17.

Мы испытываем разные чувства

2 ч

Чем люди отличаются друг от друга?( 20   часов)

18.

 Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2 ч

19.

Хорошие качества людей.

2 ч

20.

Самое важное хорошее качество.

2 ч

21.

Кто такой сердечный человек.

1 ч

22.

Кто такой доброжелательный человек

1 ч

23.

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

2 ч

24.

«Я желаю добра ребятам в классе»

1 ч.

25.

Очищаем свое сердце.

1 ч.

26.

Какие качества нам нравятся друг в друге.

2 ч

27.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2 ч

28.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2 ч

29.

 В каждом человеке есть светлые и томные качества.

2 ч

Какой Я – Какой Ты?( 21час)

30.

Какой Я?

2 ч

31.

Какой Ты?

2 ч

32.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

1 ч.

33.

Школьные трудности.

2 ч.

34.

Домашние трудности.

2ч.

35.

«Могу» и «делаю».

2ч.

46.

Зачем нужна ответственность?

2ч.

37.

Ответственность: шаг за шагом.

2ч.

38.

Ответственность в школе.

2ч.

39.

Я в ответе за свой выбор

2ч.

40.

Как мы сами изменили жизнь вокруг

1 ч.

41.

Итоговое занятие.

         1 ч.

Итого:

70 часов

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4, программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.

Список используемой литературы.

1.Битянова М.Р., АдароваТ.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М. «Совершенство». 1998

2.Долгова А.Г.  Агрессия в младшем школьном возрасте. - М.,»Генезис»,2011

3.Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе. Под ред. Крвцовой С.В.

 - М.  «Генезис»,2008

4. Крвцова С.В.  Учитель и проблемы дисциплины.  - М.  «Генезис»,2007

5.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб. Речь, 2007.

6.Лютова Е.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для взрослых. -  М.»Генезс», 2000

7.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М. «Гном – Пресс». 2002

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М. «Генезис», 2004

9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М. «Генезис»,2006

10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.  «Генезис»,2003

11. Хухлаева О.В  Школьная психологическая служба. Работа с учащимися  - М.  «Генезис»,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов

Программа  воспитательной  работы  по  духовно-нравственному направлению "Я  в  мире, мир  во  мне" для  обучающихся  с  ОВЗ 2-3  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...