Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
рабочая программа по психологии на тему
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_vneurochka.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Пояснительная записка.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
Многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимание уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в занятиях можно легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в котором каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Психологические занятия уделяют серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего - в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Первой темой, изучаемой на занятиях по психологии, является тема «Я школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Для этого используются сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа», которые направлены на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяют им легче адаптироваться к школе. Вторая тема – «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Третья тема – «Дружба» - посвящена двум базовым человеческим способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти отношения сохранить.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. В ходе проведения цикла занятий используются следующие методы и техники:
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
- элементы игротерапии;
- релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
- элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем;
- беседы;
- рисование;
- экспрессивные этюды;
- подвижные, речедвигательные, развивающие игры.
Технология проведения занятия включает:
- ритуал приветствия друг друга;
- развивающие игры, экспрессивные этюды;
- представление истории (сказки);
- рисование, подвижная игра;
- обсуждение в кругу;
- ритуал прощания друг с другом.
В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4, пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа», программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата |
Я – школьник (29 часов) | |||
1. | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 ч. | |
2. | Работа со сказкой «Создание Лесной школы» | 1 ч. | |
3. | Работа со сказкой «Букет для учителя» | 1 ч. | |
4. | Работа со сказкой «Смешные страхи» | 1 ч. | |
5. | Работа со сказкой «Игры в школе» | 1 ч. | |
6. | Работа со сказкой «Школьные правила» | 1 ч. | |
7. | Как зовут ребят моего класса | 1 ч. | |
8. | Зачем мне нужно ходить в школу. Работа со сказкой. Диагностика адаптации детей к школе. | 3 ч. | |
9. | Мой класс.Работа со сказкой. | 2 ч. | |
10. | Какие ребята в моем классе. Работа со сказкой. | 2 ч. | |
11. | Мои друзья в классе. Работа со сказкой. | 6 ч. | |
12. | Мои успехи в школе. Работа со сказкой. | 2 ч. | |
13. | Моя учебная сила. Работа со сказкой. | 2 ч. | |
14. | Работа со сказкой. «Домашнее задание», | 1 ч. | |
15. | Работа со сказкой. «Школьные оценки», | 1 ч. | |
16. | Работа со сказкой. «Ленивец», | 1 ч. | |
17. | Работа со сказкой. «Списывание», | 1 ч. | |
18. | Работа со сказкой. «Подсказка». | 1 ч. | |
Мои чувства (29 часов) | |||
19. | Что такое чувства | 1 ч. | |
20. | Делимся чувствами | 2 ч. | |
21. | Я такой разный… | 1 ч. | |
22. | Я - особенный | 1 ч. | |
23. | Радость. Что такое мимика. | 1 ч. | |
24. | Радость. Как ее доставить другому человеку. | 1 ч. | |
25. | Жесты | 1 ч. | |
26. | Радость можно передать прикосновением. Работа со сказкой | 2 ч. | |
27. | Радость можно подарить взглядом. | 2 ч. | |
28. | Грусть | 2 ч. | |
29. | Страх | 2 ч. | |
30. | Страх, и его относительность. | 1 ч. | |
31. | Как справиться со страхом. | 2ч. | |
32. | Страх и как его преодолеть | 2 ч. | |
33. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 2 ч. | |
34. | Может ли гнев принести пользу? | 2 ч. | |
35. | Обида | 2 ч. | |
36. | Разные чувства | 2 ч. | |
Дружба (10 часов). | |||
37. | О дружбе и друзьях | 1 ч. | |
38. | Такие разные друзья | 1 ч. | |
39. | Знакомство | 1 ч. | |
40. | Что мешает дружбе? | 3 ч. | |
41. | Просим прощения | 1 ч. | |
42. | Помогаем сами и принимаем помощь | 1 ч. | |
43. | Я – член команды, на меня можно положиться. | 1 ч. | |
44. | Прощальное. | 1 ч. | |
Итого | 68 ч. |
Навыки, которые формируются при работе по программе:
1. Умение справляться со своими эмоциями.
2.Умение выразить свои тёплые чувства другому.
3. Умение просить прощение.
4. Умение проявить заботу о другом.
5.Умение соблюдать правила игры.
Ожидаемые результаты.
Дети, осознав своё место в школе и изучив эмоциональный мир человека, обсудив основные детские проблемы, с которыми они сталкиваются в семье, в школе и в общении со сверстниками, освоив правила общения, в конце года способны:
- знать и применять основные школьные правила,
- рассказать и показать основные эмоции человека,
- определить их у себя, у других людей и по картинкам,
- рассказать о значимости эмоций и чувств в жизни человека,
- объяснить свои переживания,
- найти способы снижения своего негативного состояния и улучшения состояния другого,
- рассказать о своём внутреннем мире.
К концу года учащиеся должны:
Знать:
- Школьные правила.
- Основные эмоции и чувства человека.
Уметь:
- Определятьэмоциональное состояние своё и других людей.
- Выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.
- Внимательно и уважительно слушать друг друга и после этого высказывать своё мнение.
- Эффективно общаться со сверстниками и учителем.
Список используемой литературы.
1.Битянова М.Р., Адарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М. «Совершенство». 1998
2.Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М., «Генезис», 2011
3.Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе. Под ред. Кривцовой С.В. - М. «Генезис», 2008
4. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М. «Генезис»,2007
5.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб. Речь, 2007.
6.Лютова Е.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для взрослых. - М. «Генезис», 2000
7.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М. «Гном – Пресс». 2002
8. Панфилова М.А. Лесная школа. – М., «Сфера», 2002
9.Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М. «Генезис», 2004
10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М. «Генезис»,2006
11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. «Генезис», 2003
12. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися - М. «Генезис», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов «Вежливые ребята»
Рабочая программа КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...