Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций
статья на тему
Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_1.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей в какой-то мере искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. А ведь детство – это период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования духовных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей.
Семья и образовательная организация – вот две составляющие, играющие определяющую роль в определении у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества, обладающего духовно-нравственными личностными качествами.
Воспитательный процесс, как в общеобразовательном учреждении со здоровыми детьми, так и в специальных учреждениях образования для детей с психофизическими особенностями имеет общую направленность, но в то же время, имеет и свою специфику, поскольку коррекционная педагогика понимает воспитание как процесс компенсации и коррекции аномального развития личности. Этический опыт, который сравнительно легко приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее усваивается детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ограниченность социальных контактов и отношений значительно сужает возможность для приобретения детьми морального опыта и подражания. Все это представляет серьезное затруднение для усвоения содержания моральных понятий, принципов, критериев, а соответственно и для формирования морального мировоззрения. Именно потому, дети с особыми образовательными потребностями наиболее нуждаются в специальной работе по формированию у них моральных норм, нравственных ценностей, духовного здоровья.
Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня с современными школьниками — это Родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков, православным ценностям.
Большое значение в формировании духовно-нравственной личности имеет изучение православных традиций. В условиях образовательной организации это позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность.
Нами разработаны различные программы, направленные на воспитание уважения к нравственным нормам, христианской морали, любви к Родине. Это Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся центра, «Школа толерантности», «Основы православной культуры», «Жизнь в многоликом мире». Их реализация предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование духовной, глубоко нравственной личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Наш опыт работы с детьми в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих мастерских, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов, оформлением стенда, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания воспитанников в условиях структурного взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – семья». Большую лепту в формирование нравственных норм и ценностей у наших обучающихся вносят, проводимые педагогами и специалистами центра, «Уроки милосердия» иарттерапии.
Следует отметить, что в центре создан молельный уголок. Имеется небольшой иконостас с иконами, который создавался и был освещен приглашенным священником, представителем Тамбовской епархии. Здесь проводятся встречи с представителями духовенства, служатся молебны, проводятся беседы по истории православной культуры, по ознакомлению с православными праздниками, обрядами.
В центре для детей организуются праздничные мероприятия, связанные с православными традициями русского народа. Дети являются участниками традиционных праздников на Руси, поют песни, водят хороводы, играют в любимые народные игры.
Завершается проведение такого мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок принимает активное участие вместе с взрослыми. Праздник не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием.
Перед проведением праздников большую помощь педагогам оказывает сотрудник библиотеки. В библиотеке создан книжный уголок и выставка «Азбука православия», где дети знакомятся с художественными произведениями, с русским народным творчеством, с традициями Православных праздников. Организуются просмотры детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах.
В практике работы нашего центра по духовно-нравственного воспитания большое значение мы отводим формированию гражданского и патриотического сознания учащихся, интереса детей к изучению истории и культуры страны, привитию чувства гордости и любви к родному краю. Наши воспитанники участвовали в поездках в Мамонтову Пустынь, Трегуляевский монастырь, посещали храмы Тамбова, Мичуринска, Мордова, монастыри и другие православные и исторические места родной Тамбовщины.
С большим удовольствием дети центра встречались с обучающимися воскресной школы, а также с волонтерами из ТГУ им. Г.Р. Державина, которые приходили к ним с подарками и готовили для них театральные представления на нравственные темы к Рождеству и другим православным праздникам, историческим событиям.
Эти поездки и встречи оставляют неизгладимые впечатления у наших детей. Воспитание на народных традициях несёт воспитанникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.
Свои впечатления, эмоции дети воплощают в творческих работах, которые становились основой выставок рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества. Лучшие работы отправляются на региональные, всероссийские и даже международные конкурсы.
Так, двое наших воспитанников стали призерами Международных конкурсов «Пасхальное яйцо - 2014»и «Пасхальное яйцо - 2015» и были удостоены дипломов I степени за свои работы в технике «изонить».
Работая по духовно-нравственному развитию наших детей, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями.
Проводим
-родительские собрания на нравственные темы;
-открытые показы мероприятий и проведение совместных мероприятий и праздников;
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.
-совместные экскурсии;
- посещение семей на дому;
-тематические заседания родительского клуба «Островок»;
-создание и наполнение сайта этого клуба
Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций, несомненно, формирует ядро личности ребенка, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений его с миром.
Главный результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла. Мы уверены, что в каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности. Надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия.
И самое главное, целенаправленная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ по духовно – нравственному воспитанию помогает успешной социализации, нормализации психологической комфортности, становлению их личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), на основании норма...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка
Статья о роли духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка...
- Мне нравится (1)