Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал

Рыбакова Лариса Владимировна

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм.  и доп., вступ.  в силу с 31.03.2015), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I). 
  • Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина РФ.
  • Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в РФ на период до 2030 года.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_2020.docx610.57 КБ

Предварительный просмотр:

D:\01 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА  2020 - 2021\00 Воспитательная работа\СОИРО\НАТАЛЬЯ\120200925152033_001.jpg


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа духовно-нравственного развития и воспитания призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. 

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм.  и доп., вступ.  в силу с 31.03.2015), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина РФ.
  • Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в РФ на период до 2030 года.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственного развития и воспитания обучающихся.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Целью данной программы является: социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них духовно - нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

1.2. Задачи:

В области формирования личностной культуры

(1I) 1 класс-IV классы:

  • формирование мотиваций универсально – нравственных компетенций «становиться лучше», активности в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
  • формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

V-IX классы:

  • формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

X-XI классы:

  • осуществление нравственного самоконтроля, требование от себя выполнения моральных норм,
  • формирование основ морали —осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • осознание ответственности за результаты собственных действий и поступков.

В области формирования социальной культуры

(1I) 1 класс-4 классы:

  • воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование чувства причастности к коллективным делам;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

V-IX классы:

  • пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
  • формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
  • проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
  • формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.

X-XI классы:

  • формирование основ российской гражданской идентичности ―усвоенного, осознанного и принимаемого самим обучающимся образа себя как гражданина России;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
  • воспитание уважительного отношения к Закону (Основному закону - Конституции РФ, законам страны), направленности на его выполнение, на соблюдение правопорядка в обществе.

В области формирования семейной культуры

(1I) 1 класс-4 классы:

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

V-IX классы:

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.

X-XI классы:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ

 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

Общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В основе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью лежат следующие принципы:

  1. Принцип следования нравственному примеру

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

  1. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

  1. Принцип диалогического общения

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  1. Принцип ориентации на идеал

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

4.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания содержит материал, помогающий воспитанникам достичь уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество.

Содержание и используемые формы работы соответствуют ступени обучения, уровню интеллектуального развития обучающихся, а также предусматривать учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также определены условия совместной деятельности Центра с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Модуль

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ПАТРИОТИЗМ,  ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

(I1) I класс - IV классы:

«Я – ГРАЖДАНИН»

  • Любовь к близким, к своему ОУ, городу, народу, России;
  • элементарные представления о своей малой родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
  • стремление активно участвовать в делах класса, Центра, семьи, города;
  • уважение к защитникам Родины;
  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города Смоленска.

V-IX классы:

  • Представления о символах государства —Флаге, Гербе России, о флаге и гербе города Смоленска;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному;
  • начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

X-XI классы:

  • Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

  • Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
  • Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.
  • Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России.
  • Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
  • Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.
  • Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, ее природе, людях, истории; этика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий); индивидуальные и групповые проекты; музейные уроки.

Внеурочная деятельность: познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, классный час, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра, театра, КТД. 

Формы работы:

Урочная деятельность:

  • Проектная деятельность: Исследовательские проекты «История появления Гимна России»; творческий проект-конкурс «Герб нашего города»; творческий проект «Охрана природы»; исследовательский проект «Достойное поколение».
  • Месячник гражданско-патриотического воспитания: Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне»; уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»; групповой проект «Звезда».

Внеурочная деятельность:

  • Познавательные беседы, классные часы: «День флага», «День народного единства», «16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности)», «День Героев России», «Символы президентской власти», «Гражданин и обыватель», «Разрешение конфликтов без насилия», «Что значит быть культурным?», «От правовых знаний к гражданской позиции», «Великие русские полководцы», «С чего начинается Родина?», «Мой район, мой дом», «День города», «День России».
  • Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали: Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ»; организация и проведение спортивной военно-патриотической игры «Зарница», конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели».
  • Досугово-развлекательная деятельность: Школьные праздники на военно-патриотическую тематику, проведение уроков воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».
  • Игровая деятельность: Творческая ролевая игра «Машина времени», цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения, ролевые игры: «Остров радости и успеха», «Мой мир», правовая игра «Дебаты», конкурсы знатоков «Я знаю Конституция РФ», «Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека».
  • Социальное творчество (акции): «Мое Отечество», «Родной край», «Письмо сверстнику – воспитаннику детского дома», «Пятерка для мамы», «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда), «Вспомним всех поименно» (изготовление флажков с именами родственников – участников Великой Отечественной войны», «Солдатский каша», «Забота», «Волна памяти», «Пока горит свеча», «Гражданин России», КТД «Помним, любим, гордимся».

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Цель: возрождение нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

«Я – ЧЕЛОВЕК»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

(I1) I класс - IV классы:

  • Различие хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;
  • представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
  • правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских отношений в коллективе;
  • бережное гуманное отношение ко всему живому;
  • представления о недопустимости плохих поступков;
  • знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых  нецензурных слов и выражений.

V-IX классы:

  • стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
  • представления о правилах этики, культуре речи;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

X-XI классы:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • применение усвоенных этических норм и правил в повседневном общении; взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
  • Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе.
  • Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учебе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
  • Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье.
  •  Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.

Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории и т.д.); экскурсии, посещение исторических и памятных мест, музейные уроки.

Внеурочная деятельность: познавательные беседы, проблемно-ценностное общение, классные часы, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, посещение кинотеатра, театра, КТД.

Формы работы:

  • Классные часы, беседы:
  • «Давайте жить дружно», «День рождения класса», «Голубая планета Земля», «В человеке должно быть все прекрасно…», «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества».
  • Творческая деятельность:
  • «День Знаний», «День пожилого человека», «День Учителя», «День матери», мероприятия ко Дню защитника Отечества, праздничные мероприятия, посвященные 8 марта.
  • Игровое моделирование речевых ситуаций: «Помощь окружающим», «Взаимное уважение», «Как бы ты поступил, если…».
  • Проблемно-ценностное общение: Диспуты «Надо ли любить всех?», «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Почему важно беречь честь?», «Может ли доброта исцелить человека?».
  • Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады: «Конкурс вежливости», КВН, посвященный правилам поведения в Центре, олимпиада «Самый воспитанный», конкурс плакатов, рисунков.
  • Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): «Урок Доброты», благотворительные акции «Ты не один», «Улыбнись, малыш», «От сердца – к сердцу», «Помогай ветеранам», «Подари улыбку», «Зеленый кошелек» (развитие потребности в совершении нравственных поступков), «Помоги библиотеке», КТД «Новогодний праздник», «В Центре должно быть все прекрасно».
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»; «Широкая Масленица», «Рождество Христово»; (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).
  • Работа с родителями: Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья», совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры, конкурсы стихотворений, о семье, родителях или прародителях.
  • Посещение и обсуждение содержания фильмов на нравственные темы.
  • Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

 

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

МОДУЛЬ «Я И ТРУД»

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

«Я И ТРУД»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

(I1) I класс - IV классы:

  • Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и Центру;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • навыки коллективной работы;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте.

V-IX классы:

  • элементарные представления об основных профессиях;
  • уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
  • проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

X-XI классы:

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении трудовой деятельности в жизни человека и общества.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.
  • Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».
  • Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
  • Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (работа в учебно-производственных мастерских, трудовые акции).

Урочная деятельность: уроки трудового обучения, социально-бытовой ориентировки, работа творческих и учебно-производственных мастерских, беседы, встречи с интересными людьми.

Внеурочная деятельность: классные часы, экскурсии по городу, в ходе которых знакомство с различными видами труда, встречи с представителями разных профессий, сюжетно-ролевые экономические игры, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), проведение субботников, участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования.

Формы работы:

  • Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением родителей разных профессий: «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей», «Воспитываю себя сам», «Деньги в доме - результат труда родителей», «Товар, рынок, купля-продажа».
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): Ярмарка сельскохозяйственной продукции «Дары осени», «Мамин праздник», «Хлеб – всему голова», акция «Мастерская Деда Мороза», выставки декоративно-прикладного творчества.
  • Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали: Конкурсы: «Все профессии важны», «Ученье – труд», «Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами».

Конкурс рисунков: «Наши родители на работе», «Как стать дисциплинированным?», «Наши достижения», фестиваль «Все работы хороши – выбирай на вкус».

  • Игровая деятельность: Игровые ситуации: «Самообслуживание в семье и в Центре», «Воспитывай самостоятельность», игровые ситуации по мотивам различных профессий, подвижные игры, игровые и тренинговые упражнения, прогулки, викторины «Юные знатоки экономики».
  • Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территории (акция «Осенний лист»); оформление класса и школьного двора, изготовление кормушек и подкармливание птиц, изготовление различных игрушек к праздникам, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; акции по сбору макулатуры «Помоги библиотеке»,
  • Проектная деятельность: Проект «Для чего нужно быть настойчивым?», «Как стать дисциплинированным?», презентации учебных и творческих достижений, конкурс презентаций «Труд нашей семьи», «Мир профессий», «Ученье – труд».
  • Видеоэкскурсии и путешествия: Ознакомительные видеоэкскурсии на предприятия, в общественные места: «Какие бывают виды труда», «Виды профессий».
  • Трудовая деятельность: Занятия в кружках и спортивных секциях, клубах и других учреждениях дополнительного образования, природоохранительная деятельность, трудоустройство несовершеннолетних, экскурсии на предприятия города, посещение Ярмарки профессий, конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия, встречи с людьми разных профессий.

Направление 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

«Я И КУЛЬТУРА»

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

(I1) I класс - IV классы:

  • Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
  • формирование элементарных представлений о красоте;
  • формирование умения видеть красоту природы и человека;
  • интерес к продуктам художественного творчества;
  • представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

V-IX классы:

  • формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
  • формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
  • развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
  • закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • стремление к опрятному внешнему виду;  
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

X-XI классы:

  • формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
  • формирование интереса к занятиям художественным творчеством.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России.
  • Знакомятся с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
  • Участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.
  • Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
  • Участвуют вместе с родителями в реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
  • Участвуют в оформлении класса и Центра, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.

Урочная деятельность: предметные уроки, просмотр учебных фильмов, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, посещение музеев, выставок.

Внеурочная деятельность: проведение выставок семейного художественного творчества, посещение театров, конкурсов и фестивалей, посещение выставок, участие в художественном оформлении помещений, подготовка и проведение праздников, классные часы, акции, КТД.

Формы работы:

  • Познавательные беседы: «Как видит и отображает мир художник», «В мире красоты музыкальных звуков», беседы на основе просмотренных видео и кинофильмов и их обсуждение (по выбору обучающихся).
  • Беседы-размышления: «Кого мы называем добрыми?», «Все, что волшебно, то манит» и др., «Симпатия и антипатия», «Чувства».
  • Игровая деятельность: «Школа Волшебных чувств», «Пишем письмо литературному герою», Психотехнические игры «Передача доброты своего сердца», игры-тренинги духовного содержания, сюжетная игра «Школа, которую мы строим».
  • Проблемно-ценностное общение: Диспуты: «Красота сердца дорого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев), «Красота тела или чистота сердца…?».
  • Проектная деятельность: Коллективный творческий проект «Рукотворное чудо».
  • Творческие конкурсы: «А ну-ка мальчики!», «А ну-ка, девочки!».

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Для формирования духовно-нравственных норм и ценностей у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) педагогам в своей деятельности необходимо владеть информацией о психофизических особенностях своих воспитанников, знать мотивацию их поступков и действий, иметь рекомендации по их коррекции. Поэтому, важное значение имеет тесное сотрудничество педагогов и психологов Центра.

В ходе работы по формированию социальных компетенций в рамках реализации программы духовно-нравственного развития педагогом-психологом используются методы изучения индивидуальных особенностей детей, занятия в тренинговых группах, позволяющие обучающимся самостоятельно принимать решения, справляться со своими страхами, стрессами, формировать в себе толерантное отношение к жизненным ситуациям и окружающим людям.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 (интеллектуальными нарушениями)

5.1. Реализация программы духовно-нравственного развития

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной работе педагогов Центра, семьи и других институтов общества. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по чтению, окружающему миру, истории, этике и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе внеклассных занятий в ГПД, проводимых в форме бесед, игр, тренингов, экскурсий и так далее; участия в праздниках, подготовленных педагогом – организатором, музыкальным руководителем, и в подготовке к этим праздникам; участие в работе кружков, спортивных секций и т.д.

3) Внешкольная деятельность –  начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее).

5.2. Совместная деятельность Центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию обучающихся

Важным условием реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия образовательной организации с семьей, внешкольными организациями - представителями традиционных религиозных организаций, общественными организациями, организациями детского и молодежного движений, опирающихся в своей деятельности на базовые национальные ценности.

Такое сотрудничество строится на использовании различных форм взаимодействия при ведущей роли педагогического коллектива Центра. Различные мероприятия, акции с участием представителей общественных, внешкольных организаций, молодежных волонтерских объединений и других социальных институтов, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) могут включать проведение бесед, праздников, экскурсий, посещение православных храмов, воскресной школы, чтение литературы духовно-нравственного содержания, выставки, концерты, конкурсы. Проведение мероприятий можно проводить как в стенах Центра, так и в организациях культуры, образования и т.д.

Особо важное значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся имеет взаимодействие Центра с семьей.

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, находится в сложной ситуации: многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной поддержки семье со стороны образовательной организации.

Центр, обеспечивая образовательный процесс и реальное взаимодействие учащегося, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Только при условии существования тесного деятельного союза с семьей ребенка, возможно, осуществлять его адаптацию и интеграцию в общество, развивать духовный мир, формировать готовность к самостоятельной жизни, к выбору в пользу нравственных ценностей.

Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед образовательной организацией, в направлении наиболее полной их реализации для полноценного формирования личности ребенка, социальной адаптации и интеграции в общество.

В рамках реализации данной программы сотрудничество Центра и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), как действенного фактора духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию деятельности «Школы для родителей».

В рамках «Школы для родителей» осуществляется система мероприятий по педагогическому просвещению родителей: родительские конференции, родительский лекторий, выпуск информационных и методических материалов, публичных докладов Центра по итогам работы за год, встреча за круглым столом с представителями государственных, общественных, традиционных религиозных организаций, вечер вопросов и ответов; общешкольные родительские собрания.

  • Совершенствование межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных мероприятий, праздников, акций и работы родительского клуба;
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями, привлечение их к активной деятельности в составе Совета Центра, активизация деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, организация и проведение совместных школьных мероприятий, акций.

5.3. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Система работы образовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

  • взаимного доверия и уважения друг к другу;
  • педагогического сотрудничества семьи и Центра по всем вопросам образования, воспитания и развития детей, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
  • сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • приоритетности интересов детей, признания уникальности каждого ребенка;
  • поддержки, помощи и индивидуального сопровождения по формированию педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействия родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опоры на положительный опыт семейного воспитания;
  • открытости, обеспечивающей доступность для родителей (законных представителей) информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка;
  • преемственности, сохранения и развития лучших   традиций духовно-нравственного воспитания;
  • системности в организации жизнедеятельности детей, комплексности воспитания и целостности становления личности ребенка.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы и методы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. 

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласуются с планами воспитательной работы.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Повышение компетентности родителей в области воспитания духовно-нравственной личности ребенка, становление их участниками образовательной и воспитательной работы Центра – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы.

Беседы

Консультации

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями)

И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЕЙ

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • приобретение обучающимися представлений и знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах социально одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, Центра и за его пределами);
  • приобретение обучающимися нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
  • развития обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т.д.

При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

(I1) I класс-IV классы:

  • положительное отношение и любовь к близким, к своему Центру, своему селу, городу, народу, России;
  • опыт ролевого взаимодействия в классе, Центре, семье.  

V-IX классы:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • опыт социальной коммуникации.

X-XI классы:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры;
  • опыт реализации гражданской, патриотической позиции;
  • представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я – ГРАЖДАНИН»

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

(I1) 1 класс-IV классы:

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

V-IX классы:

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.

X-XII классы:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослым и в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я – ЧЕЛОВЕК»

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

(I1) I класс-IV классы:

  • положительное отношение к учебному труду;
  • первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.

V-IX классы:

  • элементарные представления о различных профессиях;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

X-XII классы:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я и ТРУД»

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 

(I1) I класс-IV классы:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

V-IX классы:

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

X-XII классы:

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • формирование потребности и умения выражать себя в различных доступных видах деятельности;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве общеобразовательной организации и семьи.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я и КУЛЬТУРА»

Примерные результаты духовно-нравственного развития обучающихся имеют рекомендательный характер и могут уточняться классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся, а также являются ориентировочной основой для проведения оценочной экспертизы общеобразовательной деятельности Центра в части духовно-нравственного развития, осуществляемой при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.  

7. МОНИТОРИНГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Эффективное воспитание, формирующее социально активную, культурную, нравственную, творческую и социализированную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого обучающегося и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг уровня духовно - нравственного развития обучающихся ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» разработан в соответствии с ФГОС О с у/о, с учетом планируемых личностных результатов, позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания, но и создать условия для самореализации обучающихся во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах развития.

Мониторинг позволяет педагогическому коллективу и родителям (законным представителям):

1) отслеживать динамику духовно - нравственного развития обучающихся в течение учебного года;

2) сравнивать результаты воспитательной деятельности между классами;

3) отслеживать динамику развития обучающихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии Центра с семьями обучающихся с 1 по 11 класс.

Программа мониторинга отвечает этическим принципам охраны и защиты интересов воспитанников и конфиденциальности. Предлагаемые формы предоставления результатов исследования не представляют угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу обучающегося.

7.1. Цель и задачи мониторинга

Цель: определить эффективность деятельности педагогического коллектива по конкретным результатам развития личности обучающихся, на основе выявленных тенденций, построить систему работы по эффективному социально-педагогическому сопровождению. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • проследить динамику развития личности обучающихся в соответствии с критериями уровня готовности;
  • сформировать информационную базу уровня развития личности каждого ребенка;
  • выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;
  • определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности обучающегося, зоны его ближайшего развития, наметить пути их реализации.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущим методом будет педагогическое наблюдение в естественных условиях в совместной с педагогами и сверстниками деятельности обучающихся.

 При подборе критериев и показателей уровня духовно-нравственного развития воспитанников Центра использовался системный подход, позволяющий установить взаимосвязь с целями, содержанием, способами воспитательного воздействия и планируемыми результатами реализации

Программы духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.  

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Что учитывается при организации процесса воспитания и социализации обучающихся.

7.2. Принципы диагностической деятельности

Деятельность по реализации программы мониторинга духовно - нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подчиняется основным законам диагностического исследования. Психика ребенка находится в процессе становления, поэтому при ее изучении необходимо руководствоваться следующими принципами, каждый из которых имеет свое назначение и цель:

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма нацеливает на осознание того, что любое исследование должно способствовать развитию обучающегося, а не тормозить его. Результат диагностики –это не только установление существующего уровня развития обучающегося, но и выявление его потенциальных возможностей. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: «Не навреди!»

2. Принцип объективности предполагает, что уровень развития обучающегося должен быть раскрыт в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии, а не по аналогии с психическими особенностями взрослого

3. Принцип детерминизма означает, что всякое поведенческое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных особенностей обучающегося.

4. Принцип развития личности в деятельности требует осознания того, что все личностные особенности находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность - это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов ее изучения.

5. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы личностного развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

6. Принцип системности и систематичности предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры - должны прослеживаться все стороны развития обучающегося, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.

7.3. Технология мониторинга

Педагогический мониторинг представляет собой стандартную процедуру повторяющихся ежегодных обследований обучающегося, которые позволяют проследить динамику его личностного развития. По результатам мониторинга педагог сможет проследить динамику, определить возможности, способности, интересы не только каждого обучающегося, но и класса в целом, наметить «траекторию» дальнейшего развития каждого обучающегося, а также, внеся корректировки в свою воспитательную Программу, дополнив ее методами и формами работы, предупредить проявления нежелательных, негативных поступков у обучающихся.

Периодичность проведения мониторинга: ежегодно для всех обучающихся Центра: входной и контрольный. Проводят мониторинг классные руководители совместно с педагогом-организатором.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов, позволяющих получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей школьного возраста.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлен на выявление следующих параметров:

  • уровень нравственного развития обучающихся;
  • уровень воспитанности;
  • уровень сформированности семейной культуры.

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания школьников, выявляют три уровня нравственного воспитания:

Высокий: характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией стремлением детей положительно влиять на других.

Средний: активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий: слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.

7.4. Предмет мониторинга

1. Уровень нравственного развития и воспитания учащихся (Субъективный тест классного руководителя по М. И. Шиловой)

Процедура предусматривает анализ поступков и мотивов поведения:

  • знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;
  • мотивации, отражающей отношение учеников, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
  • способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации. (Приложение 1).

2. Оценка уровня воспитанности учащихся. (Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся по Н.Г. Анетько). Процедура направлена на анализ и оценку уровня воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре. (Приложение 2).

3. Уровень сформированности семейной культуры. (Анкета: «Я и моя семья»). Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни обучающегося. (Приложение 3).

Способами получения информации могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами-психологами, учителями предметниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуру, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.  

Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся состоит, таким образом, в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса воспитанников по всем направлениям и формам деятельности. Итоги мониторинга оформляются в виде таблицы на каждого обучающегося в планах воспитательной работы классного руководителя, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации, педагога-организатора.

Результаты мониторинговых исследований заслушиваются на методических объединениях классных руководителей, методических и педагогических советах. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется перспективное планирование и прогнозирование.

Приложение 1

Уровень нравственного развития и воспитания учащихся

(Субъективный тест классного руководителя по М. И. Шиловой)

Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания школьников.

Процедура (диагностику проводит классный руководитель):

- анализирует поступки, мотивы, поведение школьников,

- сравнивает с диагностической картой показателей,

- регистрирует результаты наблюдений в таблицу:

класс ________

ФИ учащегося ____________________________________

Показатели

Критерии

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются

1 балл,

отсутствуют

0 баллов

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

Трудолюбие

Дисциплинированность, отношение к учебе

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Уважение, забота о родителях

Авторитет семьи

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Честность

Милосердие

Диагностическая карта показателей:

Показатели

Критерии

Признаки проявляются

Ярко 3 б.

Средне 2 б.

Слабо 1 б. 

отсутствуют 0 б.

Социальная

культура

Долг, товарищество ответственность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других.

Без особого желания выполняет, необходим контроль учителя.

Уклоняется от поручений, безответственный

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, организует других.

Трудиться при наличии соревнования, конкуренции.

Уклоняется от труда.

Дисциплинированность, отношение к учебе

Примерно ведёт себя в общественных местах, семье, призывает к этому других.

Соблюдает правила при контроле старших.

Нарушает дисциплину.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре.

Знает ценности семьи.

Ценности не интересуют.

Авторитет семьи

Уважает семью, побуждает других.

Ситуативно уважает семью.

Не признаёт авторитет старших.

Уважение, забота о родителях

Уважает родителей, проявляет заботу.

Проявляет уважение, иногда заботу.

Считает, что родители должны заботиться о нём.

Личностная культура

Доброта,

отзывчивость

Помогает другим, оказывает помощь.

Помогает, если просят.

Недружелюбен, груб.

Честность

Верен слову, правдив, отвечает за свои поступки.

Не всегда честен, не всегда выполняет поручения.

Обманывает, лжив.

Милосердие

Внимателен, готов прийти на помощь, проявляет сострадание.

Может помогать, но не проявляет инициативу.

Высокомерен.

Приложение 2.

Оценка уровня воспитанности учащихся

(Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько).

Проанализировать и оценить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.

(I1) I класс - IV классы:

Качества личности

Я и Я

Старается учиться как можно лучше, на уроках активен и внимателен, регулярно и качественно выполняет домашнее задание, читает (любит, когда ему(ей) читают.

Является правдивым человеком, всегда поступает справедливо, по совести, умеет признавать свои ошибки, стремиться быть лучше.

Умеет прощать причиненные ему обиды, дружелюбно относится к одноклассникам.

Имеет любимое полезное увлечение, свободное время проводит с пользой, не тратит его на безделье.

Я и ОБЩЕСТВО

Интересуется событиями, происходящими вокруг него, смотрит телепередачи, участвует в информационных классных часах.

Активно участвует в конкурсах, делах класса и школы, добросовестно выполняет поручения.

Выполняет свои обязанности, правила поведения в школе и общественных местах, не нарушает дисциплину.

Знает свои права ребенка, знает, что нужно делать и к кому обратиться за помощью, в случаях их нарушения.

Я и СЕМЬЯ

Знает историю и традиции своей семьи.

Уважает старших членов семьи (родителей, бабушек и дедушек), заботится о младших (братьях, сестрах), помогает по дому.

Участвует в планировании семейных дел, семейных праздниках, любит отдыхать и трудиться вместе с членами своей семьи.

Всегда говорит правду родителям, рассказывает им о своих успехах и неудачах, интересуется их делами.

Я и ЗДОРОВЬЕ

Соблюдает правила личной гигиены, имеет опрятный внешний вид.

Выполняет режим дня, правильно и регулярно питается, умеет распределять время учебы и отдыха.

Регулярно делает зарядку, посещает уроки физкультуры, принимает участие в спортивных праздниках, конкурсах, проводит много времени на свежем воздухе, любит подвижные игры.

Отсутствуют вредные привычки (длительные компьютерные игры, длительный просмотр телепередач, переедание, курение и др.).

Я и КУЛЬТУРА

Интересуется историей и культурой своей страны.

Всегда вежлив(а), знает и соблюдает правила поведения и речи, правила этикета.

Любит заниматься творчеством (петь, рисовать, танцевать и др.), посещает кружки, секции.

Любит и бережет природу (растения, животных), экономит электричество, воду, тепло и побуждает к бережному и экономному отношению других людей.

(Да -3; Не всегда – 2; Нет – 1 балл) (Приложение 3).

V класс - XI классы:

Качества личности

Я и Я

Имеет представление о том, как хотел(а) бы жить, и каким человеком хотел(а) бы стать в будущем, когда вырастет и станет взрослым(ой).

Ответственно относится в учебе, регулярно делает домашнее задания, читает литературу.

Знает свои достоинства и недостатки, работает над собой, стремиться стать лучше.

Уважает чужое мнение, считается с ним, терпимо относится к недостаткам других людей, умеет прощать обиды и чужие ошибки.

Имеет увлечения, умеет рационально использовать свободное время, проводить его с пользой.

Я и ОБЩЕСТВО

Интересуется историей своего народа, событиями, происходящими в стране, смотрит телепередачи, участвует в подготовке и проведении информационных классных часов.

Принимает участие в государственных праздниках, оказании шефской помощи, общественно полезном труде.

Регулярно и добросовестно выполняет свои обязанности, Устав школы, правила школьной жизни, соблюдает дисциплину.

Знает свои права, умеет ими пользоваться, знает, что необходимо делать и к кому обратиться за помощью, в случаях их нарушения.

Принимает активное участие в общественной жизни класса и школы, готов(а) пренебречь своими личными интересами ради интересов коллектива, других людей, общества.

Я и СЕМЬЯ

Знает свою родословную, историю и традиции своей семьи.

С уважением относится к старшим членам семьи, заботится о младших, имеет домашние обязанности и поручения, регулярно и добросовестно их выполняет.

Принимает активное участие в семейных делах и традициях, в планировании семейного досуга, в совместном труде и отдыхе.

Имеет доверительные отношения с родителями, обсуждает с ними свои успехи, проблемы, прислушивается к их советам, рекомендациям, замечаниям, интересуется их делами.

Имеет представление о том, каким(ой) нужно быть мужем (женой), отцом (матерью), чтобы в будущем, у него(нее) была крепкая семья.

Я и ЗДОРОВЬЕ

Регулярно соблюдает правила личной гигиены, следит за состоянием своего организма, своим внешним видом.

Соблюдает режим дня, правильно и регулярно питается, умеет планировать свои дела, грамотно распределять время учебы и отдыха.

Регулярно делает зарядку, посещает уроки физкультуры, принимает участие в спортивных праздниках, конкурсах, проводит много времени на свежем воздухе, любит подвижные игры.

Отсутствуют вредные привычки (переедание, курение, употребление спиртных напитков, компьютерная зависимость и др.).

Сознательно отказывается от неразумных желаний, действий и поступков, если знает, что они могут нанести вред его здоровью.

Я и КУЛЬТУРА

Интересуется историческим прошлым, национальной  и культурой своей страны.

Не остается равнодушным, следит за событиями современной жизни страны, своего города, принимает в них посильное участие, читает художественную литературу.

Вежлив(а), тактичен(а), всегда соблюдает культуру поведения и речи, умеет управлять своими эмоциями настроением, знает и соблюдает правила этикета.

В свободное время занимается творчеством, посещает кружки, клубы, секции.

Любит и бережет природу (растения, животных), экономит электричество, воду, тепло и побуждает к бережному и экономному отношению других людей.

Приложение 3.

Уровень сформированности семейной культуры

Анкета «Я и моя семья»

Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника. Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?  
  • Нравится.
  • Не очень нравится.
  • Не нравится.

  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
  • Да.
  • Бывает по-разному.
  • Нет.

  1. Тебя часто наказывают за проступки?
  • Да.
  • Бывает по-разному.
  • Нет.

  1. Тебе нравится ухаживать и помогать родителям, младшим братьям или сестрам?
  • Да.
  • Бывает по-разному.
  • Нет.

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?
  • Хотел бы.
  • Не знаю точно.
  • Не хотел бы.

  1. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
  • Да, делаю сам без просьб.
  • Не всегда.
  • Нет.

  1. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
  • Часто.
  • Иногда.
  • Почти никогда.
  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
  • Да.
  • Бывает по-разному.
  • Нет.

  1. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
  • Часто.
  • Иногда.
  • Почти никогда.

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

  • Высокий – у учащихся сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
  • Средний  существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
  • Низкий  школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учител...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Насто...

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...

Рабочие программы учебного предмета математика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс, 6 класс, 7 класс

На сегодняшний день в классах появляются дети с нарушениями интеллекта и программы по математике необходимы при работе с ними....