Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка
статья по русскому языку

Побызакова Элла Леонидовна

Статья о роли духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Побызакова Элла Леонидовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»,

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ

Нравственное воспитание является одним из ключевых элементов в воспитательном и образовательном процессе современной школы.

Для детей с ОВЗ важно формирование четких духовно-нравственных ориентиров: понятий о «добре» и «зле», морали и нравственных нормах, а также правилах поведения в современном обществе. Подрастающее поколение нуждается в том, чтобы школа и семья подготовила их тем вызовам, перед которыми стоит подрастающее поколение [2, C.234].

Достичь это можно путем полноценного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которое основано на многовековых традициях российского образования и воспитания, на нравственных и этических ценностях человечества. Духовно-нравственное воспитание – одна из важных ежедневных задач любого занятия образовательного учреждения [1, C.19].

Образовательные учреждения, реализующие адаптированные общеобразовательные программы, готовят учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественной социальной среде. Это означает, что учащимся с интеллектуальными нарушениями необходим определенный метод обучения, при котором их независимое поведение в жизненных ситуациях соответствовало бы существующим социальным нормам. Положительные результаты интеграции обучающихся в полезную общественную деятельность в конечном итоге определяется их усвоением необходимых для этого нравственных качеств.

Наличие интеллектуальных нарушений существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения. Важно организовать систематическое, целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка в учебном процессе таким образом, чтобы у него развивались определенные нравственные качества. Обучение в соответствии с нормами поведения начинается с младших классов. При формировании дисциплинированности возможно добиться сознательного соблюдения дисциплинарных требований и простого послушания различными категориями обучающихся.

Важным в решении задач нравственного воспитания является формирование трудолюбия, которое помогает преодолеть такие специфические особенности аномального ребёнка, как слабая воля, чрезмерная возбудимость или заторможенность, которые мешают, даже при наличии искреннего желания, трудиться хорошо. Уроки русского языка позволяют воспитывать у детей аккуратность, терпение, настойчивость, самостоятельность в учебном труде.

Именно русский язык помогает обучающимся видеть хорошее и плохое в жизни и делать верный выбор. Урок русского языка, безусловно, играет важную роль в обретении духовности, потому что на нем раскрывается содержание таких понятий, как милосердие, сострадание, доброта, любовь и т. п. Говоря о богатстве и красоте русского языка, можно вспомнить слова К.Г. Паустовского: «Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…» [1, C.20].

Эти уроки дают множество возможностей для воспитания положительных качеств в учащихся с умственными нарушениями, такие как честность, смелость, уважение, доброта и т. д. Многие упражнения в учебниках по русскому языку предлагают различные аналитические ситуации – рассказы с нравственным содержанием. Например, сравнение, подбор имен, обобщение, поиск аналогий, доказательства, оценка, установление причинно-следственных связей – все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка.

Огромной возможностью для духовно-нравственного воспитания являются русские народные пословицы и поговорки, фразеологизмы и крылатые выражения, знание которых обогащает словарный запас учеников, формирует соответствующий свод правил поведения. Предложения небольшие по объему, но они имеют столько смысла, а также позволяют провести различные виды разбора на уроке (Например, «Жить – Родине служить», «Не красна жизнь днями, а красна делами», «Жизнь дана на добрые дела» и др.). Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. Работа с пословицами позволяет обогащать активный словарный запас учащихся. К примеру, анализируя пословицу «Подал ручку, подставил ножку», происходит ознакомление детей с выражения «двуличный человек», а пословица «Ради нового дружка не покидай старого» определяет значимость личностных отношений.

При изучении слов близких и противоположных по значению подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими. Безусловно, учитель должен проделать эту работу, выстроив своеобразный ряд синонимов. Например, сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, порядочность и т.д. [3, C.84]. Работа с синонимами и антонимами помогает учащимся стимулировать их речевую активность, задействовать словарный запас.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся играют их собственные творческие работы: сочинения, изложения, сочинения-миниатюры. [4, C. 168].

Нарушение самокритики у учащихся с умственной отсталостью негативно влияет на возможности приобщения их к самовоспитанию, что требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий по преодолению собственных недостатков. В процессе обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями сочетаются упорная работа по формированию в них социально-ценных личностных качеств, со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения, возникших в результате неправильного воспитания и несовершенного жизненного опыта.

Для части обучающихся характерно девиантное поведение. Детям трудно оценить свое поведение и действия, но они чувствуют, что нуждаются в такой оценке. Учитель выносит объективные оценочные суждения о деятельности и поведении ученика и постепенно приучает детей к нравственному поведению. Поэтому на уроках русского языка проходит обучение в оценивании проделанной работы, сравнении различных примеров и т.д.

Дети с умственной отсталостью легко поддаются внушению и могут повторять неправильное утверждение. Учащиеся должны научиться видеть интересы общего дела. На уроках прививается умение работать, следуя пословице: «Семеро одного не ждут», чувство товарищества – «Старый друг лучше новых двух», взаимопомощи, взаимоуважения и доброжелательности.

К числу задач воспитания положительных качеств личности относиться задача формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Например, в 6 классе - упражнение «Учись беседовать», а в 9 классе – упражнение «Учимся общению», работа с синонимами «шептать», «говорить», «кричать», «орать» («Как же надо поступать? Почему?), работа с фразеологизмами (водить за нос, перемывать косточки, обвести вокруг пальца и др.)

Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна доброты, которые прорастают не сразу, не скоро, но если после наших занятий ученики станут хоть немного добрее друг к другу и окружающим людям, если понятия честь, порядочность, достоинство, долг, ответственность не останутся для детей обычными словами, то учитель может считать свою задачу выполненной.

Библиографический список

1. Велиева, Э. А. Вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы / Э. А. Велиева // Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения – Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2020. – С. 19-22. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45683890 

2. Державина, В. В. Нравственное воспитание на уроках родной (русской) литературы в рамках инклюзивного образования / В. В. Державина, С. А. Сизая // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – С. 231-236. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=50182011 

3. Пастухова, С. А. Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы / С. А. Пастухова // К.Д. Ушинский и образование в XXI веке. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. – С. 81-87. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=53762976 

4. Пасюк, Л. А. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время средствами предметов "Русский язык" и "Литература" / Л. А. Пасюк, Т. И. Круглова // Семья и школа в духовно-нравственном воспитании. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. – С. 167-171. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41305756


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку

В статье представлен опыт работы учителя по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Делается попытка выявить влияние учебного материала на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся....

АООП образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс

Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс...

Статья "Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка"

Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка                              ...

Адаптированная рабочая программа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по предмету "Русский язык"

Адаптационная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая...