АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал на тему
Анализ воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_vospitatelya_semi_no5.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Мордовия «Ялгинский детский дом – школа»
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитателя Енгуразовой Л.И.
ВЫПОЛНЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в условиях детского дома является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение государственного воспитания из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значения чистоте, гигиене и самостоятельному уходу.
Развитие навыков и привычек у детей должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий своевременности начала этой работы, эмоционального отношения воспитанника к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Одной из приоритетных задач для того, чтобы вырастить здоровое поколение, является формирование навыков здорового образа жизни и физическое воспитание. Большинство детей воспитываются в семье уже несколько лет. Такие как: Полковникова Галя, Илларионова Юля, Лебедев Андрей. А остальные – воспитываются по два года и т.д. Все дети соблюдают культурно – гигиенические навыки, кроме Саши Палаткина. Ему приходится напоминать по – несколько раз, что бы он вымыл ноги, выстирал носки и д.т. В течение года велась упорная работа по привитию детям культурно – гигиенических норм. Дети выполняют все правила личной гигиены: регулярно и правильно чистят зубы, чисто и тщательно умываются по утрам и вечерам. Пользуются только личным полотенцем для лица и ног. Каждый вечер моют с мылом ноги, два раза в неделю моют голову, по субботам ходят в баню, стирают личные мелкие вещи. Самостоятельно следят за состоянием чистоты тела, не требуя помощи взрослых. Большое внимание уделяется проведению утренней зарядки, прогулки на свежем воздухе, и не только как способу закаливания детского организма, но и методу воспитания воли и организованности.
Развитие культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Мы добиваемся от воспитанников точного и чёткого выполнения действий из правильной последовательности:
- ухаживать за телом (гигиена юноши, гигиена девушки)
создавать индивидуальный стиль в одежде, учатся быть опрятными
пользоваться различными косметическими средствами.
Необходимо добиваться того, чтобы воспитанники детского дома соблюдали все гигиенические нормы и правила, с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. Поэтому значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья разъясняем детям в доступной форме.
Для достижения высоких результатов работы, в ходе реализации данных мероприятий в семье №5 использовались различные формы работы: беседы, викторины, час общения, игры, конкурсы, чтение художественной литературы и фольклора, упражнения в действиях. С воспитанниками были проведены мероприятия по программе «Тайны пирамиды здоровья», по которой я работаю:
- Беседа: «Для чего моем руки?
- Час общения «Здоровье погубишь – новое не купишь!»
- Беседа «Вредные привычки»
- Викторина «Лекарственные растения»
- Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при ожогах».
- Беседа «Чистота-залог здоровья»
- Час общения «Если хочешь быть здоров»
- Беседа «О вреде алкоголя»
- Час общения «Глаза – главные помощники человека»
- Беседа «Как уберечься от простуды?»
- Беседа «Чудодейственная сила воды»
- Час общения «Просто скажи – нет!» (о вреде наркомании)
- Игра - упражнение «Кто долго жуёт, тот долго живёт»
- Советы и рекомендации «Здоровые зубы – красивая улыбка» (уход за зубами)
- Беседа «Красота и грация!» (о пользе танцев на человека)
- Практикум «Первая помощь при укусах насекомых»
- Беседа «Соблюдение режима дня »
- Час общения «Пусть всегда будет завтра!» (о вреде курения)
- Конкурс рисунков «Спорт – залог здоровья»
- Час общения «Как уберечься от ушибов и порезов во время игр на спортплощадке» и т.д.
- Практикум «Если солнечно и жарко» (первая помощь при солнечном ударе)
- Беседа «Если хочешь быть здоров» (о закаливании организма)
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Использование в профессионально-педагогической деятельности различных форм, приемов и методов работы, применение средств поощрения и наглядных средств оказало существенное влияние на повышение заинтересованности воспитанников к формированию культурно-гигиенических навыков и побудило к активному участию детей на занятиях. В результате реализации занятий, наметилась положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей.
В семье №5 организовано дежурство среди воспитанников по уборке в комнатах и в общественных местах.
Развитие социально-бытовых умений.
Дети учатся:
ухаживать за жилищем, создавать интерьер комнаты
ухаживать за одеждой и обувью (правила чистки, хранения, ремонта)
сервировать стол, пользоваться столовыми приборами (техникой)
умение вести домашнее хозяйство
готовить ежедневный и праздничный обед
убираться в своих комнатах и в общественных местах.
раз в неделю производить генеральную уборку в комнатах.
Целенаправленная работа по развитию навыков личной гигиены позволяет воспитанникам детского дома быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Очень важно, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Ежедневно с детьми проводится зарядка, которая является средством закаливания. Прогулки, также, являются ежедневным атрибутом здоровья.
Зимой с детьми ходим на большую горку кататься на ледянках. При выходе на улицу, во время гололеда все дети предупреждены об осторожном поведении на улице. Дети знают правила дорожного движения. При выезде в город на маршрутном такси, они применяют эти правила на практике.
Мероприятия по духовно - нравственному воспитанию
В целях патриотического, духовно-нравственного воспитания, с детьми младшей группы были проведены такие мероприятия:
- Беседа «Национальные традиции модвы – эрзи»
- Урок культуры «Мордовский народный костюм»
- 4 ноября Праздник Иконы Казанской Божией Матери
- Беседа «Символика Республики Мордовия»
-Круглый стол «Моя малая Родина» (знать свои корни)
- Беседа «Я – гражданин России»
- Конкурс рисунков «Будем братьями друг другу»
- Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»
- Урок – рассуждение «Можно ли словом помочь человеку?»
- Беседа «Масленница для детей» (обычаи и традиции)
- Час общения «Мы помним, мы гордимся!»
- Конкурс рисунков «С днем Победы!»
- Экскурсия к вечному огню. Возложение цветов к памятнику «Погибшим воинам»
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Существенный элемент воспитательной системы в семье является формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом мы видим залог будущего семейного благополучия своих подопечных. В семье часто проводились практические занятия, в которых дети с большим удовольствием принимают участие. Всем детям нравится сидеть за общим, красиво сервированным столом. Здесь съедается всё, даже нелюбимые блюда. В течение года были проведены такие практические занятия:
-«Ворот, ворот, воротничок» - учимся пришивать воротнички.
- Практическое занятие ««Учимся правильно гладить свои вещи»
- «Рыба под маринадом» - ужин в семье.
- «Пицца» - ужин в семье.
- «Борщ – мое любимое блюдо» - ужин в семье.
- «Блюда из картофеля»-ужин в семье.
- «Выпечка к чаю» - ужин в семье.
- «Блюдо из курицы» - ужин в семье.
- «Праздничные салаты» - новогодний стол.
- «Оладьи, оладушки» - ужин в семье.
- «Любимое блюдо из рыбы» - ужин в семье.
- «Блюдо из творога» - ужин в семье.
- «Пасхальное угощение» - ужин в семье.
- Практическое занятие «Учимся клеить обои»»
- «Самая чистая тумбочка»-генеральная уборка в комнате.
- «Озеленение семьи» - посадка цветов.
- «Уход за комнатными растениями» - как правильно поливать цветы.
- «Как правильно ухаживать за обувью» - практикум .
- «Учимся правильно пришивать пуговицы» и т. д.
При подготовке школьной формы к занятиям, детей постоянно учим как правильно пользоваться иголкой и ножницами. Дети знают, как пользоваться утюгом. Под руководством воспитателя дети пользуются стиральной машинкой. Под присмотром воспитателей, взрослые дети пользуются электрической плитой, готовят по субботам ужин в семье, кипятят чай.
Воспитатели учат детей правильно распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких.
Важнейшим элементом воспитательной системы является целенаправленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы – вовлечь их в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. Это особенно важно для детских домов, где дети живут на всём готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают. Неоднократно вместе с детьми мы посещали точки торговли в Ялге. Дети самостоятельно покупали сладости, канцтовары. Также, мы вместе с детьми посещали сбербанк, почту, аптеку. Такие формы работы должны стать нормой повседневной жизни детей.
Трудовое воспитание
В условиях детского дома трудовое воспитание тесно связано с понятием социально - трудовой готовностью воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. Формирование необходимых умений и навыков происходит через:
- практические занятия по приготовлению пищи, ремонт одежды, ремонт помещений;
- привитие навыков самообслуживания и личной гигиены;
- коллективные трудовые дела;
Всё это позволит воспитанникам безболезненно адаптироваться к самостоятельной жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях.
Мероприятия по подготовке воспитанников к проживанию в приемных семьях.
Упражнение « Строим дом. Зачем человеку дом?»
Конкурс рисунков «Дом моей мечты»
Беседа «Семья. Как вы это понимаете?»
Беседа «Мое представление о приемной семье»
Ролевая игра «Роль мамы и отца в семье»
Игра – упражнение «Сценки из семейной жизни»
Беседа «Здоровое питание в семье»
Коррекционное занятие «Все вместе»
Упражнение «Рассказы по фотографиям»
Занятие «Я пришел к тебе в гости»
Конкурс рисунков «Мое настроение»
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ.
Особенностью организации учебно – воспитательного процесса в детских домах является самоподготовка. Основная функция воспитателя – оказание помощи в выполнении домашних заданий. Вошло в практику перед самоподготовкой проводить « гимнастику ума» - несколько упражнений на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Перед самоподготовкой класс проветривается, черновики, дневники, учебники, тетради, ручки и карандаши.
Начинаю самоподготовку с того, что опрашиваю детей, какие оценки получили в классе. После этого дети переходят к выполнению домашнего задания.
После выполнения задания по одному предмету проводится физкультпауза.
ИлларионоваЮля, Юфкина Регина, Прошина Вика, Полковникова Галя, Ионина Настя – домашнее задание выполняют самостоятельно. Лебедеву Андрею, Пакшину Диме, Палаткину Саше - нужна помощь . Очень уж трудно им дается учение. На самоподготовке организую – самоконтроль, взаимопроверку, работу консультантов. Илларионова Юля и Юфкина Регина раньше всех готовят уроки, поэтому они являются консультантами. Со слабыми детьми воспитателем проводится индивидуальная работа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
В воскресенье и каникулярные дни с младшей группой провожу «Час тихого чтения». Затем, дети пересказывают содержание книги. Активно с детьми используем компьютер, ДВД. Дети печатают доклады и сообщения для уроков. Учу детей правильно пользоваться компьютером.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
В любой семье дети занимаются творчеством. Это вышивание, вязание, шитье, рисование, танцы и др. Несколькими видами творчества занимаются Лебедев Андрей, Юфкина Регина, Прошина Вика и т.д. Все девочки и Мазов Никита занимаются в танцевальном кружке. Пакшин Дима,Палаткин Саша посещают спортивные секции по футболу , волейболу и кружок рисования. С большим увлечением дети делают разные поделки, участвуют как общешкольных, так и в городских конкурсах. Вместе с воспитанниками были проведены конкурсы рисунков: «О вреде курения», «Осеннее настроение», «Зимние зарисовки» , «Война глазами детей»,Пасхальный перезвон», «С праздником 8 марта!», «С Днем космонавтики», «Я не один» - телефон доверия, «Ура! Каникулы!». Вместе с детьми изготавливали поделки «Мордовия, ты России частица», «Фабрика Деда Мороза», «Осенние цветы», «Букет к 8 марта», «С Пасхой Христовой!».
Каждую неделю в семье проводились собрания, где дети открыто общаются, критикуют друг друга, болеют за честь семьи.
Мне хотелось, чтобы они вышли из детского дома начитанными, грамотными, умели вести себя в обществе, приспособленными к жизни, готовыми к любым трудностям, создали правильную семейную жизнь и не забывали своих воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ воспитательной работы
Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...
Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.
полный анализ воспитательной работы по школе...
Анализ воспитательной работы
Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...
Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы
Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...
Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы
Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...