Занятие по программе «Просто» «Удивительное рядом»
план-конспект на тему

Палицына Светлана Феликсовна

Цель: развивать познавательный интерес к природе

Задачи:

- научить видеть необычное в привычном

- вызвать чувство удивления, восхищения  

 - воспитывать любовь к окружающему миру

 воспитывать потребность в сохранении природных богатств

Оборудование: словарь Ожегова (слово «синоптик») , иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.),  письмо-просьба от цветов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivit._ryadom.docx116.23 КБ
Файл klchas_udivittelnoe_ryadom.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ   ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

"РОЖДЕСТВЕНСКИЙ"

                                                                                     

Занятие по программе «Просто»

«Удивительное рядом»

http://xn----7sbbtmmdimpiudh8b0a8a3g0a.xn--p1ai/ris-dok/734013.jpg

                                                                                         

                                                                                                                        Воспитатель: Палицына С.Ф.                                                                                                               

                                                                                                        2017 г.

Цель: развивать познавательный интерес к природе

Задачи:

- научить видеть необычное в привычном

- вызвать чувство удивления, восхищения  

 - воспитывать любовь к окружающему миру

 воспитывать потребность в сохранении природных богатств

Оборудование: словарь Ожегова (слово «синоптик») , иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.),  письмо-просьба от цветов.

Воспитатель:

- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде  отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает

И бормочет, поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)

- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? 

(Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем тонное толкование этого слова: «Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

   Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. (Показ иллюстраций по ходу беседы.)

  Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды.          Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли?

 Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наше занятие так и называется «Удивительное -  рядом».

Животные-синоптики.

- Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья)

    Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если  они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём – миллион. (Муравейник).

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки.

- Ещё одна загадка.

Восемь ног, восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи шёлк! (Паук).

  Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток? (Рыбы).

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

  Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – пред дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

Растения – синоптики.

- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком растении пойдёт речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нём платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик).

  Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слёзы» при  хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательными, ребята, расскажите друзьям  о своих наблюдениях в природе.

- Есть ещё одно удивительное свойство у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое это свойство.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым  – светло.

Можешь смело здесь играть

Не бойся опоздать.

Вовремя придёшь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счёт часам ведут часы.

На всё лето каждый год

Солнце им даёт завод.

 Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться по времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Демонстрация иллюстраций различных цветов.)

- Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь, в уединении!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.)

- Среди них есть такие, которых на Земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик.

У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик –

Зазвенит бубенчик!

 Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Воспитатель показывает письмо, и один из воспитанников  читает его.)

   - Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам?

   Ответы детей

Игра «Спорим».

    Воспитатель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений.

Осенью идут дожди.

Ждёт весна нас впереди.

Целый день мели метели.

Птицы с юга прилетели.

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде лишь – бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдём гурьбою.

Ждёт экзамен нас с тобою.

Дни становятся  длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

Молодцы! А теперь ответьте, какое отношение наша игра имела к миру природы?

 - Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и  помощниках.

-  У нас еще осталось немного времени,  и мы поработаем дополнительно.

Викторина «Деревья и травы».

  1. Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Лиственницы)
  2. Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать -  и – мачеха, зверобой, душица, листья земляники и т. д.)
  3.  Какое дерево  поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)
  4. Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая, ландыш)
  5. В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье (Сирень.)
  6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)
  7. Дерево это быстро оживает весной. Считается,  что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.)

Знаешь ли ты, что…

Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.)

Лягушка может пить ногой.

Пингвин – это птица.

Есть сладкое дерево в наших лесах (Липа.)

В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)

Выше всех летает орёл.

Самая маленькая птица в нашей стране – королёк.

Самая маленькая птица в мире – колибри.

Летучая мышь спит вниз головой.

Самая высокая трава – бамбук.

Страус – самая большая птица в мире.

Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)

Ухо у кузнечика на ноге.

 

 Рефлексия

   Прием «Комплимент»

Для того, чтобы закончить  занятие  на положительной ноте воспитанникам предлагается  оценить работу и вклад друг друга в занятие и поблагодарить друг друга и воспитателя за проведенное занятие.

 Такой вариант окончания  занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

Удивительное р ядом .

Слайд 3

Загадки .

Слайд 5

Синоптик.

Слайд 6

Животные- с иноптики .

Слайд 7

Загадки .

Слайд 8

пчела пчеловод

Слайд 9

Бабочка-крапивница

Слайд 10

муравей муравейник

Слайд 11

Пауки и паутины.

Слайд 12

Рыбы и рыбак .

Слайд 13

Физкультминутка .

Слайд 14

Растения- синоптики .

Слайд 15

одуванчик

Слайд 16

ландыш

Слайд 17

колокольчик первоцвет

Слайд 18

Игра : « Спорим !»

Слайд 19

Викторина .

Слайд 23

Итог занятия Молодцы! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие по гласным I - II ряда

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных IIряда....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Конспект занятия кружка по биологии "Удивительное рядом"

Данное занятие разработано и проведено для учащихся 10-12 лет. Занятия построенно в форме исследования, демонстрирующего процесс осмоса....

Конспект занятия кружка по биологии "Удивительное рядом"

Данное занятие разработано и проведено для учащихся 10-12 лет. Занятия построенно в форме исследования, демонстрирующего процесс осмоса....

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Программа кружка «Удивительное рядом»

Программа кружка «Удивительное рядом»...

Методическая разработка занятия " Итоговое занятие по программе "Юный художник"для дистанционного обучения.

Разработка предусматривает наличие в плане вопросов для самоконтроля по итогам учебного года....