Программа кружка «Удивительное рядом»
рабочая программа на тему

Программа кружка «Удивительное рядом» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_udivitelnoe_ryadom.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа кружка «Удивительное рядом» направлена на развитие  творческих способностей обучающихся, формирование социальных навыков и коммуникативных компетентностей.

Предлагаемая  программа  направлена на создание условий для совершенствования общего образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, а также на воспитание многогранной личности.

Программа предоставляет детям и подросткам возможность развивать и укреплять готовность к творческой деятельности, повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, приобрести навыки проведения здорового досуга и праздничных мероприятий, сформировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Коллективное участие детей и подростков в праздничных мероприятиях способствует их сплочению, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Новизна программы состоит в системе занятий, объединяющих различные виды искусства и направления знаний, совмещающих наблюдение и практическое применение этих знаний и навыков в социуме.

           Цель:  расширение и углубление знаний детей и подростков в рамках образовательных областей, формирование у них приёмов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

             Задачи:

  • формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • расширение, углубление и актуализация имеющихся знаний;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, речи;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей через общение со сверстниками и взрослыми, коллективно-творческую деятельность;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровых установок и навыков;
  • формирование представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности.

Программа предусмотрена для обучающихся 5-11 классов, разновозрастного коллектива от 11 до 17 лет.

Программа рассчитана на один год.

Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год.

 Продолжительность 1 занятия: 30 – 40 минут.

Формы и методы организации занятий.

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    (информация из разных областей науки и искусства, работа с различными источниками  информации, беседы, дискуссии, просмотр видеофильмов, роликов, слайдов и т.д.)

=  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    (интеллектуальные развивающие игры, викторины, стимулирующие познавательные процессы; анкетирование, индивидуальная и групповая работа, посещение музея, знакомство с различными детскими общественными объединениями)

=   ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ     (репетиции и подготовка к праздничным мероприятиям, участие в них и проведение)

 

  • основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе занятий:

В результате изучения обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • виды контроля и формы подведения итогов:

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах:

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-самоконтроль и взаимоконтроль.

Формы подведения итогов:

-круг доверия;

-выставки;

-участие в конкурсах и открытых мероприятиях;

-итоговое занятие.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

практические

1.

Вводные занятия «Познай себя и других»(инструктаж,анкетирование)

2

1

1

2

Дискуссии и беседы на тему «Экология-ЗОЖ»

5

1

4

3

Дискуссии и беседы на тему «Моё Отечество»

5

1

4

4

Интеллектуальные игры

8

2

6

5

«Киноклуб»

(просмотр и обсуждение видео-слайд-фильмов по теме; работа с фото- и видеоматериалами)

5

4

1

6

Социально-значимая деятельность

(подготовка и проведение открытых традиционных мероприятий школы, участие в игровых, театрализован ных и показательных выступлениях)

9

1

9

Всего

35

10

25

        

Календарно-тематический план на  2018-2019 уч.год

занятия

Плани

руемые

сроки

Фактич.

сроки

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

07.09.

Введение инструктаж по ТБ на начало года

1

2

14.09

 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

3

21.09

Что такое память? Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

4

28.09

Почему мы видим и слышим?

Тренировка слуховой памяти

1

5

05.10

Образ. Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6

12.10

Логика. Это доступно всем? Обучение поиску закономерностей.

1

7

19.10

Внутренний экран. Развитие воображения и наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

26.10

Весь мир театр…

1

9

02.11

Я в искусстве или искусство во мне?

1

10

09.11

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

11

16.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

23.11

Профессии в театре.  Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

30.11

Слёзы на экране. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14

07.12

Что такое сцена. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

15

14.12

История маски. Развитие быстроты реакции.

1

16

21.12

Вглядись в моё лицо…

Развитие концентрации внимания.

1

17

28.12

Главный инструмент актера. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18

18.01

Главный инструмент актера. Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19

25.01

Тренировка зрительной памяти.

1

20

01.02

Режиссерская работа. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

08.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

1

22

15.02

Самые нестандартные театры

1

23

22.02

Что происходит за кулисами. Тренировка концентрации внимания.

1

24

01.03

Почему театр начинается с вешалки? Развитие умения решать нестандартные задачи

1

25

15.03

Если на сцене висит ружьё…

1

26

22.03

По Станиславскому. Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27

29.03

Современный российский театр.

1

28

12.04

Современный российский театр.

1

29

19.04

Современный российский театр.

1

30

26.04

Подготовка выступления

1

31

03.05

Работа над текстом

1

32

10.05

Работа над текстом

1

33

17.05

Работа над текстом

1

34

24.05

Выступление по итогам практической работы

1

35

31.05

Подведение итогов.

1

итого

35

Содержание рабочей программы.

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Методическое обеспечение программы.

Литература для учителя:

  1. Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся.-М.,1993.
  3. Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
  4. Башаева Т.В. Развития восприятия у детей.- Ярославль, 1998.
  5. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
  6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.

Средства обучения:

- наглядные пособия

- подборка информационной и справочной литературы

- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

- кассеты с записями детской музыки и т.д.

- треугольники

- разрезные картинки

- книги серии “Развивающие игры”

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

- цветная и белая бумаги.

- магнитофон;

- учебная доска.

Список литературы.

  1. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
  2. ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992. Тихомирова  Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника»/ Ярославль, 1997г.
  3. Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2003.
  4. Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2007 г
  5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг: игра с упражнениями»/ М.,1998г.
  6. Афонасьев С.,Коморин С. «Триста творческих конкурсов»/ Кострома, 2002г.
  7. Геллер Е.М. «Наш друг – игра»/ Минск, 2007г.
  8. Бидюкова Г.Ф.,Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А., Ериаков Н.Ф. «Исследователи природы:  программы  для внешкольных учреждений»/ М.,1983г.
  9. Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию/Москва, 2011г.
  10. Балязин В.Н. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»/Москва, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"

Рабочая программа кружка "Удивительное рядом".  34 учебных занятия....

Программа КРУЖКА «Удивительный мир вокруг нас» 6 - 7класс

ПРОГРАММА  КРУЖКА « УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ИХ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ....

Конспект занятия кружка по биологии "Удивительное рядом"

Данное занятие разработано и проведено для учащихся 10-12 лет. Занятия построенно в форме исследования, демонстрирующего процесс осмоса....

Конспект занятия кружка по биологии "Удивительное рядом"

Данное занятие разработано и проведено для учащихся 10-12 лет. Занятия построенно в форме исследования, демонстрирующего процесс осмоса....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей "Удивительное рядом"

Программа «Удивительное рядом» относится к дополнительным  общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности. Данная программа является результатом многолетней деят...

Занятие по программе «Просто» «Удивительное рядом»

Цель: развивать познавательный интерес к природеЗадачи:- научить видеть необычное в привычном- вызвать чувство удивления, восхищения   - воспитывать любовь к окружающему миру...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Удивительный мир растений»

    В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной программы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых...