Рабочий журнал учителя по оцениванию результатов обучения в соответствии ФГОС
методическая разработка по теме
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов . В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной системах образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочий журнал учителя
5 класс
Программа «Алгоритм успеха »
ФГОС
__ /__ учебный год
Требования к ведению и заполнению журнала.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов . В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной системах образования.
5 класс. Сводная таблица комплексной оценки достижения новых образовательных результатов
| ||||||
№ п/п | Группа результатов | Сроки проведения | Вид диагностики | Предмет | Фиксирование результатов (по пятибалльной системе) | |
1 |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Педагогическая диагностика | До 15 сентября | Стартовая диагностика | 1. Русский язык | Оценочный лист (Персонифицированные) |
I полугодие | Промежуточная диагностика | 1. Русский язык | Оценочный лист (Персонифицированные) | |||
Апрель | Итоговая проверочная диагностика | 1. Русский язык | Оценочный лист (Персонифицированные ) | |||
Май | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе по окончании 5 класса | Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, географии, биологии, истории | Оценочный лист (Персонифицированные) | |||
2 | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Мониторинг | Сроки проведения | Вид УУД | Инструментарий | Фиксирование результатов |
Постоянно | Коммуникативные УУД | 1.Текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов. | Дневник | |||
1 раз в конце учебного года | 1. Лист наблюдений (ежемесячно) 2. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе по окончании 5 класса. |
Оценочный лист (Персонифицированные) | ||||
Постоянно |
Регулятивные УУД | 1.Текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов. | Дневник | |||
1 раз в конце учебного года | 1. Лист наблюдений (ежемесячно) 2. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе по окончании 5 класса. | Оценочный лист (Персонифицированные) | ||||
Постоянно |
Познавательные УУД | 1.Текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов. | Дневник проектной деятельности | |||
1 раз в конце учебного года | 1. Лист наблюдений (ежемесячно) 2. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе по окончании 5 класс. | Оценочный лист (Персонифицированные) | ||||
Накопительная оценка: портфель достижений (Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.) | ||||||
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. 1 раз в год в мае; | ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ |
Содержание курса русского языка для 5 класса
Методическое обеспечение курса: система учебников «Алгоритм успеха», учебник «Русский язык: 5 класс» под ред. А.Д.Шмелёва, М.: Вентана-Граф, 2012
Таблица 1. Распределение часов по содержательным линиям и разделам курса русского языка для 5 класса
Содержательные линии | Разделы курса | Кол-во часов |
| Язык и речь | 12 |
Текст | 17 | |
| Система языка | 78 |
Фонетика и графика | 10 | |
Морфемика и словообразование | 12 | |
Лексика | 10 | |
Синтаксис | 12 | |
Морфология | 34 | |
Правописание | 38 | |
| Язык и культура. Культура речи | 8 |
Повторение | 17 | |
Контрольные работы | 9 | |
Контрольные сочинения и изложения | 4 | |
Резервные уроки | 5 | |
Всего | 175 |
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сводный лист оценки предметных результатов
5 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
0 б. – не научился
1 б. – частично научился
2 б. – в полной мере научился
Ф.И. ученика Умения | |||||||||||||||||||||||||||
Фонетика и графика | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Различает звуки и буквы | |||||||||||||||||||||||||||
2. Характеризует звуки и буквы | |||||||||||||||||||||||||||
- гласные ударные/безударные | |||||||||||||||||||||||||||
- согласные твердые/мягкие | |||||||||||||||||||||||||||
- парные/непарные твердые и мягкие | |||||||||||||||||||||||||||
- согласные звонкие/глухие | |||||||||||||||||||||||||||
- парные/непарные звонкие и глухие | |||||||||||||||||||||||||||
3. Знает последовательность букв в русском алфавите | |||||||||||||||||||||||||||
4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму | |||||||||||||||||||||||||||
2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов | |||||||||||||||||||||||||||
Орфоэпия | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи | |||||||||||||||||||||||||||
2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников | |||||||||||||||||||||||||||
3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.) | |||||||||||||||||||||||||||
Состав слова | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Различает изменяемые и неизменяемые слова | |||||||||||||||||||||||||||
2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова | |||||||||||||||||||||||||||
3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом | |||||||||||||||||||||||||||
2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу | |||||||||||||||||||||||||||
Лексика | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения | |||||||||||||||||||||||||||
2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте | |||||||||||||||||||||||||||
2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении | |||||||||||||||||||||||||||
3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации) | |||||||||||||||||||||||||||
4. Оценивает уместность использования слов в тексте | |||||||||||||||||||||||||||
5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи | |||||||||||||||||||||||||||
Морфология | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Определяет грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение | |||||||||||||||||||||||||||
2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж | |||||||||||||||||||||||||||
3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму | |||||||||||||||||||||||||||
2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора | |||||||||||||||||||||||||||
3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах) | |||||||||||||||||||||||||||
Синтаксис | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Различает предложения, словосочетания, слова | |||||||||||||||||||||||||||
2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении | |||||||||||||||||||||||||||
3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные) | |||||||||||||||||||||||||||
4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения | |||||||||||||||||||||||||||
5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | |||||||||||||||||||||||||||
6. Выделяет предложения с однородными членами | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) | |||||||||||||||||||||||||||
2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический) | |||||||||||||||||||||||||||
3. Оценивает правильность разбора простого предложения | |||||||||||||||||||||||||||
4. Различает простые и сложные предложения | |||||||||||||||||||||||||||
Орфография и пунктуация | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Применяет правила правописания | |||||||||||||||||||||||||||
2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника | |||||||||||||||||||||||||||
3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов | |||||||||||||||||||||||||||
4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания | |||||||||||||||||||||||||||
5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки | |||||||||||||||||||||||||||
2. Подбирает примеры с определенной орфограммой | |||||||||||||||||||||||||||
3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок | |||||||||||||||||||||||||||
4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах | |||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи | |||||||||||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||
2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) | |||||||||||||||||||||||||||
3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения | |||||||||||||||||||||||||||
4. Самостоятельно озаглавливает текст | |||||||||||||||||||||||||||
5. Составляет план текста | |||||||||||||||||||||||||||
6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения | |||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||||||||||
1. Создает тексты по предложенному заголовку | |||||||||||||||||||||||||||
2. Подробно или выборочно пересказывает текст | |||||||||||||||||||||||||||
3. Пересказывает текст от другого лица | |||||||||||||||||||||||||||
4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) | |||||||||||||||||||||||||||
5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски | |||||||||||||||||||||||||||
6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи | |||||||||||||||||||||||||||
7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом | |||||||||||||||||||||||||||
8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов) | |||||||||||||||||||||||||||
9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи) | |||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ |
ДИАГНОСТИКА
Демонстрационный вариант
Стартовая диагностическая работа по русскому языку
для учащихся V классов.
1. В каком слове ударение отмечено неверно?
1) сантимЕтр 2) шОферы 3) взялА 4) прИнял
2. В каком слове есть согласный твёрдый звук [б] ?
1) изба 2) хлеб 3)берёза 4) прорубь
3.Какое слово не является синонимом к другим (отличается по значению)?
1) смешной
2) забавный
3) потешный
4) маленький
4.В какой паре образованное имя прилагательное не является однокоренным к имени существительному?
1) речь – реч.. (волна)
2) цепь – цеп.. (пёс)
3) ночь – ноч.. (тишина)
4) боль – боль.. (котёнок)
5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) забота
2) повторный
3) вырежу
4) варенье
6.Какое высказывание ошибочно?
1) В предложении существительные бывают подлежащим и
второстепенным членом.
2) Существительные изменяются по падежам.
3) Безударные окончания существительных нельзя проверить.
4) Существительные 3-го склонения имеют одинаковые окон-
чания в трёх падежах.
7.Какое из слов нельзя изменять по родам?
1) он 2) ветер 3) вырвался 4) сильный
8. Укажите название члена предложения.
1) вопросительный знак
2) подлежащее
3) глагол
4) корень
9. Найдите неправильно выписанное словосочетание из предложения:
Уставшее поле заботливо укрыл снег.
1) поле (какое?) уставшее
2) укрыл (что?) поле
3) снег (что сделал?) укрыл
4) укрыл (как?) заботливо
10.Укажите восклицательное предложение (знаки препинания в конце
предложений не поставлены).
1) Природа красива в любое время года
2) Особенно приятно пойти в лес осенью
3) Какой свежий воздух
4) Пахнет грибами и сырой землёй
11. Прочитайте текст, в котором отсутствует первое предложение.
… . Это было долгое и опасное путешествие. По Волге он добрался
до Астрахани. С большими трудностями переправился купец через
Каспий в Персию. Потом на большом судне поплыл через Аравий-
ское море в Индию.
Какое предложение должно стоять первым в этом тексте?
1) Индия – прекрасная и удивительная страна.
2) Афанасий Никитин – известный русский путешественник.
3) В Твери на берегу Волги стоит памятник отважному рус-
скому путешественнику.
4) В 1446 году русский купец из Твери Афанасий Никитин от-
правился в Индию.
12. Какое имя существительное в предложении станет подлежащим?
1) летит самолёт
2) подошёл к машине
3) идти по дороге
4) бежать по тропинке
13.Укажите прилагательное в предложном падеже.
1) густые леса
2) до густых лесов
3) нет густых лесов
4) в густых лесах
14.В каком примере на месте пропуска пишется буква И?
1) (он) покупа..т
2) (он) скле..т
3) (он) стел..т
4) (она) зелене..т
15. В каком слове буква О пропущена в корне и проверяется ударени-
ем?
1) п..друга
2) пол..скал (собаку)
3) пол..скал (бельё)
4) зелён..е (яблоко)
16.Укажите слово с непроверяемой орфограммой.
1) веч..р 2) варе..ка 3) пасс..жир 4) сер..це
Ответы на задания В1 и В2 запишите сначала в указанном
месте, а затем в бланке тестирования справа от номера зада-
ния (В1 или В2), начиная с первой клеточки. Каждую цифру
пишите в отдельной клеточке по образцу.
В1. Выберите предложения, в которых есть личные местоимения, и
обведите цифры, которыми они обозначены.
1. Тёма тяжело дышит во сне.
2. Вот-вот накатит на него холодная волна.
3. Ему снится, что он лежит на песчаной отмели моря.
4. Он видит эту зелёную холодную волну.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: __________.
В2.Обведите номера примеров, в которых на месте пропуска пишется
буква И.
1. на нижней ступен..
2. спрятались в палатк..
3. возле медвежьей берлог..
4. не дали сдач..
5. прилетели к кормушк..
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: __________.
Система оценивания диагностической работы
Верное выполнение заданий 1–16, В1–В2 оценивается 1 баллом__________. За
выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что
указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более
ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 2 | 10 | 3 |
2 | 1 | 11 | 4 |
3 | 4 | 12 | 1 |
4 | 1 | 13 | 4 |
5 | 2 | 14 | 2 |
6 | 3 | 15 | 3 |
7 | 2 | 16 | 3 |
8 | 2 | В1 | 234 |
9 | 3 | В2 | 134 |
Демонстрационный вариант
Диагностическая работа по русскому языку
I полугодия
Рыжик
Рыжик – это забавный бельчонок, который жил у Веры. Он бегал по
комнате, садился на плечо девочки, забирался на люстру.
На Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орешки, конфеты и вышла за цветными лампочками. Рыжик приблизился к ёлке, схватил один орех и спрятал его. Второй орех засунул под подушку, а третий сразу съел. С этого дня зверёк стал запасаться едой.
Папин друг сказал, что в этом году не уродились в тайге кедрОвые орешки. Белки остались без пищи, и они сразу переселились за горы.
Но как Рыжик узнал об этом?
(По Г.Снегирёву)
89 слов
Грамматические задания.
Выполните фонетический разбор слов: один (1 вариант), орех (2 вариант).
Разберите по составу слова: цветными, лампочками (1 вариант); кедровые, игрушки (2 вариант).
Выписать по одному примеру на следующие орфограммы, указав проверочные слова: а). проверяемая безударная гласная в корне
б). проверяемые звонкие и глухие согласные
Выполните синтаксический разбор предложения:
Бельчонок приблизился к ёлке, схватил один орех и спрятал его.
(1 вариант)
Он бегал по комнате, садился на плечо девочки, забирался на люстру.
(2 вариант)
Класс ________ Выполняли работу _______ чел.
Дата проведения работы « » декабря 201 г.
ФИ задание | ||||||||||||
Орфография | ||||||||||||
1. Безударные проверяемые гласные в корне слова | ||||||||||||
2. Заглавная буква в именах собственных | ||||||||||||
3. Проверяемые согласные в корне слова | ||||||||||||
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | ||||||||||||
5. Гласные и, а, у после шипящих | ||||||||||||
6. Безударные гласные в окончаниях существительных | ||||||||||||
7. Безударные гласные в окончаниях прилагательных | ||||||||||||
8. Правописание разделительных Ь и Ъ | ||||||||||||
9. -Тся и -ться в глаголах | ||||||||||||
10. Не с глаголами | ||||||||||||
11. Правописание приставок | ||||||||||||
12. Раздельное написание предлогов со словами | ||||||||||||
Пунктуация | ||||||||||||
Знаки препинания при однородных членах | ||||||||||||
Знаки препинания в сложном предложении с союзом И | ||||||||||||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||||||||||||
Знаки препинания в сложном предложении с союзами КОТОРЫЙ, ЧТО | ||||||||||||
Знаки конца предложения | ||||||||||||
Грамматические задания | ||||||||||||
Фонетический разбор | ||||||||||||
Морфемный разбор | ||||||||||||
Орфографический разбор | ||||||||||||
Синтаксический разбор | ||||||||||||
Итоговая отметка |
РЕЗУЛЬТАТЫ
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||
грамотность | грамм. задан. | грамотность | грамм. задан. | грамотность | грамм. задан. | грамотность | грамм. задан. |
Демонстрационный вариант
Итоговая диагностическая работа по русскому языку для учащихся 5 классов
Часть 1
Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа. |
А1 Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:
1) | торты | 2) | столяр | 3) | понял | 4) | банты |
А2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?
1) ко…ьба, бли…кий, бере…ка
2) пол…ти, мер…кий, поло…ка,
3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий
4) сколь…кий, зама…ка, ре…кий
А3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:
от…езд, с…ябедничать, неб…ющийся
об…единение, из…ясняться, раз…яриться
под…ём, солов…и, об…ёмный,
об…явление, обез…яна, сер…ёзно
А4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:
бе…чувственный, …горбиться, не...говорчивый
чере…чур, бе…заботный, бе…брежный
бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный
в…помнить, не…держанность, ...бить
А5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:
трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…
быть в смущени…, жить в Казан…, расписаться в получени…
выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…
играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…
А6 В каком слове следует писать букву И?
1) | смуглолиц…й | 2) | на ц...почках | 3) | цариц…н | 4) | традиц…я |
А7 В каком случае НЕ пишется слитно?
1) | (не)здоровится | 2) | (не)буду | 3) | (не)могли | 4) | (не)видеть |
А8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:
1) В городе есть магазины и водокачки.
2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.
3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.
4) Бабочки толклись вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.
А9 Укажите сложное предложение:
1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.
2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.
3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.
4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.
А10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) «Для молодого человека», - сказал он.
Б) Сереже понравилось, что его так назвали, но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец, и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) Г, В, А, Б
Часть 2
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
(В1-В6) на основе прочитанного текста.
1) Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. 2) Приезжали все новые и новые гости. 3) Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. 4) Взрослых приглашали в гостиную, а маленьких завлекали поиграть в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. 5) В зале еще никто не зажигал огня. 6) Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. 7) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей.
В1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5.
Ответ: ___________________________.
В2 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В3 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием. В ответе укажите только букву, под которой оно указано.
А) новые гости Б) ещё не зажигали В) приезжали гости Г) позолота цепей
Ответ: ___________________________.
В5 В предложении 4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В6 Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. В ответе укажите его номер.
Ответ: ___________________________.
С1 Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание типа «А» или «В» оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (С1) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
В1 | повествование | ||||||||
В2 | художественный | ||||||||
В3 | никто не зажигал | ||||||||
В4 | В | ||||||||
В5 | завлекали | ||||||||
В6 | 3 |
Критерии оценивании ответов на задание С1
№ | Критерий | Градация критерия | Баллы |
К1 | Соответствие созданного текста коммуникативной задаче данного текста | Текст соответствует коммуникативной задаче | 1 |
Текст не соответствует коммуникативной задаче | 0 | ||
К2 | Логичное построение текста | Логические ошибки отсутствуют | 1 |
Наличие 1 логической ошибки | 0 | ||
К3 | Орфографическая и пунктуационная грамотность | Грубые орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют | 1 |
Наличие 1 грубой орфографической или 1 грубой пунктуационной ошибки | 0 | ||
Максимальный балл: | 3 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 19-17 | 16-13 | 12-10 | 9 и менее |
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
Приложение
План итоговой диагностической работы по русскому языку
для учащихся 5-х классов
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по русскому языку
№ | Обозначение задания в работе | Примерное время на выполнение задания, мин. | Макс. балл за задание |
1 | А1 | 2 | 1 |
2 | А2 | 2 | 1 |
3 | А3 | 2 | 1 |
4 | А4 | 2 | 1 |
5 | А5 | 2 | 1 |
6 | А6 | 2 | 1 |
7 | А7 | 2 | 1 |
8 | А8 | 2 | 1 |
9 | А9 | 2 | 1 |
10 | А10 | 2 | 1 |
11 | В1 | 2 | 1 |
12 | В2 | 2 | 1 |
13 | В3 | 2 | 1 |
14 | В4 | 2 | 1 |
15 | В5 | 2 | 1 |
16 | В6 | 2 | 1 |
17 | С1 | 13 | 3 |
45 | 19 баллов |
УУД
Материалы для сравнения УУД, формируемых в начальной школе и основной школе
Виды УУД | Начальная школа | Основная школа |
Личностные | Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающее личностный моральный выбор. | Приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют: • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; • реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях); • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения; • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. |
Регулятивные | Обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того. Что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий лт эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. |
Познавательные | Включают общеучебные, логические, постановка и решение проблемы общеучебные логические постановка и решение проблемы Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследова-тельской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; поиск информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, Интернете, школьном информационном сообществе, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска; первичные навыки формирования и организации собственного о информационного пространства; умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами); использование информации для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования; возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. |
Коммуникативные | Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта. Принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. | Приоритетное внимание уделяется: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. |
Уровневые показатели универсальных учебных действий
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются материалы для проведения мониторинга сформированности УУД учащихся. Проведение и обработка результатов данного исследования поможет вам определить уровень УУД и поможет спланировать дальнейшую работу. Желаем удачи!
Познавательные учебные действия
ФИ__________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Восприятие информации Устную инструкцию воспринимают: | |
4 | С первого предъявления |
3 | Нуждаются в дополнительных разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает устную инструкцию |
Письменную инструкцию (в учебнике, на карточке и т.п.) воспринимает: | |
4 | Самостоятельно |
3 | Нуждается в разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает письменную инструкцию |
Интеллектуальная обработка информации Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах) |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в помощи |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Темп интеллектуальной деятельности | |
3 | Выше, чем у других учащихся класса |
2 | Такой же, как у других учащихся класса |
1 | Значительно снижен |
Результативность интеллектуальной деятельности Результат получает: | |
4 | Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм |
3 | Оригинальным, творческим способом |
2 | Нерациональным путем |
1 | Путем подгонки под ответ (методом «тыка») |
Предъявление результата: | |
4 | Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение |
3 | Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать |
2 | Приходится «вытягивать» ответы |
1 | Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения |
Самооценка результата работы: | |
3 | Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок |
2 | Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки |
1 | Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки |
Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения | |
3 | Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки |
2 | Для освоения программы требуется система дополнительных занятий |
1 | Освоение программы по различным причинам затруднено |
Общий балл: |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (9-15 баллов) C | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы, чаще всего, получает путем подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа (16 – 23 балла) B | Воспринимая учебную информацию (как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | Нужно оказать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. |
Сильная группа (24 – 31 балл) A | Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную так и устную, с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает сыть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Регулятивные учебные действия
ФИ______________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Получив задание | |
3 | Планирует работу до ее начала |
2 | Планирует действия в ходе работы |
1 | Вообще не составляет плана |
Вопросы, уточняющие задания | |
4 | Не нуждается в дополнительных пояснениях |
3 | Задает вопросы до начала работы |
2 | В ходе работы |
1 | Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи |
Выполняя задание | |
4 | Точно придерживается плана |
3 | Отступает от плана в деталях |
2 | Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий |
1 | Работает хаотично, без плана |
Завершая задание | |
3 | Обязательно добивается запланированного результата |
2 | Не доводит работу до логического завершения |
1 | Довольствуется любым результатом |
Закончив работу | |
4 | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки |
3 | Результат не проверяет |
2 | Результат не проверяет, так как убежден в его правильности |
1 | Результат проверяет, но ошибок не видит |
Помощь в работе | |
4 | Не нуждается |
3 | Нуждается и принимает |
2 | Нуждается, но не умеет пользоваться |
1 | Нуждается, но не обращается |
Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (6-10 баллов) C | Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью. | Необходимо обучать умению ставить цель своей деятельности, разрабатывать шаги ее достижения, сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать уч-ся сравнивать результат с эталоном, находить и исправлять ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать уч-ся, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. |
Средняя группа (11 – 16 балла) B | В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. | Нужно оказать уч-ся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования своей деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. |
Сильная группа (17 – 22 балла) A | Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею. | Следует развивать самостоятельность в учебной деятельности, поощрять найденные уч-ом рациональные способы организации своей работы. |
Коммуникативные учебные действия
ФИ_______________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Изложение собственных мыслей | |
3 | Может самостоятельно донести свою мысль до других |
2 | Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов |
1 | Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов |
Ведение дискуссии Способность отвечать на вопросы | |
4 | Отвечает развернутым ответом |
3 | Дает краткий (неполный) ответ |
2 | При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов |
1 | Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы |
Способность задавать опросы | |
3 | Самостоятельно формулирует корректные вопросы |
2 | Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений |
1 | Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику |
Способность корректно возражать оппоненту | |
3 | Возражает оппоненту корректно |
2 | Не всегда корректно |
1 | Как правило, не соблюдает корректность |
Взаимодействие в учебной группе Способность аргументировано отстаивать собственную позицию | |
3 | Аргументировано отстаивает свою позицию |
2 | Не всегда аргументировано |
1 | Не может аргументировать |
Способность гибко менять свою позицию | |
4 | Может гибко менять свою позицию в случае необходимости |
3 | Не всегда может менять свою позицию |
2 | Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость |
1 | Не понимает необходимости менять свою позицию |
Способность подчиняться решению группы для успеха дела | |
3 | Может подчиняться решению группы |
2 | Не всегда может подчиняться |
1 | Не подчиняется |
Соблюдение социальной дисциплины | |
3 | Удерживает социальную дисциплину в ходе общения |
2 | Не всегда удерживает |
1 | Игнорирует |
Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (8-13 баллов) C | Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении. | Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы, действовать в соответствии с ней, поддерживать социальную дистанцию в ходе общения. |
Средняя группа (14 – 20 балла) B | Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей, ответах на вопросы в связи с ограниченным словарным запасом или волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину. | Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на поставленные. Желательно помочь в формировании умения отстаивать свою позицию, работать над умением соблюдать социальную дисциплину. |
Сильная группа (21 – 26 балла) A | Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на вопросы, формулировать вопросы и отвечать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию и менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы. Всегда удерживает социальную дисциплину. | Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков. |
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
(Русский язык, естествознание, литература, УУД)
Комплексное задание «Цветок кактуса»
Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.
ЦВЕТОК КАКТУСА
Мария Скребцова
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребёнком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.
Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слёзы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!”
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождём, а ночами — с далёкими звёздами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: весёлые и печальные, тревожные и даже страшные.
“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.
“Ха-ха-ха”, — смеялись звёзды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда”, — так говорили звёзды.
“Пески рассказывают, что люди знают всё на свете. Они не молчат, как мы...”, — размышлял кактус.
“Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звёзды.
“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...”
Кактус понял, что говорят о нём. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нём действительно выступили капли слёз, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звёздами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звёздном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звёзды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив”.
Ответь на вопросы и выполни задания.
1 задание:
а) К какому жанру ты отнесёшь это произведение? Выбери ответ. Отметь его V.
- рассказ
- сказка
- быль
б) Докажи свой ответ. Запиши свое доказательство.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 задание:
Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Отметь один верный ответ V.
- С кактусом в пустыне никто не разговаривал.
- Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других…
- Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел, что люди уходят из пустыни.
- Все кактусы в пустыне были с мягкими нежными иглами.
3 задание:
В сказке главный герой – Кактус. Автор называет его разными словами. Попробуй продолжить этот ряд. Найди в тексте еще 2 слова.
Кактус, ___________________________________________________________
4 задание:
Выпиши из текста предложение, которое подтверждает, что кактусы воспитывались в строгости.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5 задание:
Какими были люди в представлении песков, звёзд, кактуса? Соедини части высказывания, чтобы они соответствовали тексту.
люди в представлении песков
люди в представлении звёзд
люди в представлении кактуса
6 задание:
«Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми… (кактусами)».
Такими словами встретили люди пустыню и ее жителей. Попробуй и ты вспомнить признаки этих природных сообществ: пустыни и луга. Прочитай каждое высказывание и запиши его номер под нужной иллюстрацией.
- Растения имеют толстые, мясистые стебли и колючки вместо настоящих листьев.
- Способность всех без исключения животных, долгое время обходиться без воды.
- Обилие растительной пищи и насекомых.
- Обильные осадки.
- Температура на солнце достигает + 60 С .
- Ярко выражены времена года.
- На карте она обозначается оранжевым цветом.
- Животные ведут ночной образ жизни.
- Прекрасное место для выпаса скота.
- Осадки редки.
7 задание:
«А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?» О чем идет речь в этих строках? Запиши свое предположение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8 задание:
а) Рассмотри иллюстрации. Узнал ли ты эти растения?
Впиши их названия.
1 растение _______________________________________________________
2 растение _______________________________________________________
3 растение________________________________________________________
б) Вспомни основные части растения. Представленные на фото растения очень похожи друг на друга одной из своих частей. Чем они похожи? Выбери ответ, отметь его V.
- корень;
- стебель;
- листья;
- цветы;
- плоды;
- семена.
9 задание:
Восстанови правильный порядок событий сказки. Расставь цифры в плане.
Разговоры кактуса с обитателями пустыни.
Душа кактуса.
Кактус и люди.
Семья кактуса.
10 задание:
Автор говорит: «Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей». Замени выделенные слова словом, подходящим по смыслу. Свой ответ отметь V.
- обрадовался
- испугался
- побледнел
- развеселился
11 задание:
Перед тобой слова, взятые из текста произведения. Распредели эти слова в предложенные группы. Попробуй дополнить каждую группу своими примерами. Допиши в каждую группу по 2 слова.
Семья, сердце, редко, песок
- проверяемая безударная гласная в корне слова:____________________
- непроверяемая безударная гласная в корне слова:___________________
- парная согласная в корне слова: _________________________________
- непроизносимая согласная в корне слова: ________________________
- другое (укажи название орфограммы): ___________________________
12 задание:
В каких случаях, оценивая поведение человека, говорят, что он колючий, как кактус? Выбери подходящий ответ из списка. Отметь его V.
- когда человек не брит;
- когда человек сделал такую причёску, которая напоминает иглы кактуса;
- когда человек на добрые слова других людей сердится, отвечает резко, старается обидеть своего собеседника;
- когда человек надевает одежду зелёного цвета.
13 задание:
В сказке цветок кактуса люди назвали белоснежным чудом.
а) Разбери по составу слово белоснежное, определи часть речи, к которой относится это слово.
__________________________________________________________________
б) подбери ещё одно слово с таким же составом, но другой части речи.
__________________________________________________________________
в) составь и запиши предложение со словом, которое ты подобрал.
__________________________________________________________________
14 задание:
Перечитай последний абзац произведения. Звёзды объяснили кактусу, что теперь он стал счастливым. Почему это произошло, выбери один ответ. Пометь его V.
- кактус помирился со своей семьей;
- кактус видел людей и открыл им свою душу;
- в пустыне пошёл дождь;
- звёзды рассказали ему новую историю о людях.
15 задание:
а) Кактус задает вопрос: «Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!». Смог ли кактус ответить на эти вопросы? Выбери ответ, отметь его V.
- да
- нет
б) В чем заключалась душа кактуса? Как ответишь ты на этот вопрос? Выбери ответ, отметь его V.
- в его колючках;
- в его благоухающем цветке;
ни в чём, в сказке нет ответа на этот вопрос
Критерии оценивания комплексной работы для учащихся 5 класса
№ задания | Объект оценки, умения | Тип задания | Максимальный балл |
1 а) | Предметные умения: определять жанр литературного произведения. Общеучебные умения: Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл |
1 б) | Предметные умения: Формулировать, основываясь на тексте простые выводы. Понимать текст, опираясь на его жанр. Общеучебные умения: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждение в форме простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла |
2 | Предметные умения: Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл |
3 | Предметные умения: Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | КО | 1 балл |
4 | Предметные умения: Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста. Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. Понимать информацию, представленную в неявном виде. | РО | 2 балла |
5 | Предметные умения: Интегрировать, содержащиеся в разных частях текста детали сообщения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | КО | 2 балл |
6 | Предметные умения: Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы. Общеучебные умения: Осуществлять классификацию по заданным критериям. Работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок. | РО | 1 балл |
7 | Предметные умения: Узнавать изученные объекты неживой природы. Общеучебные умения: Понимать информацию, представленную в неявном виде. Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла |
8 а) | Предметные умения: Узнавать изученные объекты живой природы. Общеучебные умения: Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его существенных признаков и их синтеза. | ВО | 1 балл |
8 б) | Предметные умения: Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Обобщать объекты на основе выделения сущностной связи. | ВО | 1 балл |
9 | Предметные умения: Делить текст на части и составлять простой план. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. | РО | 2 балла |
10 | Предметные умения: Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балл |
11 | Предметные умения: Применять правила правописания (в объеме содержания курса). Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить классификацию по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | КО | 2 балла |
12 | Предметные умения: Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балла |
13 а) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | РО | 1 балл |
13 б) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | РО | 1 балл |
13 в) | Общеучебные умения: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
14 | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл |
15 а) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл |
15 б) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1балл |
Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексного задания
«Цветок кактуса»
№ задания | Критерии оценивания |
1 а) | 1 балл, если ученик выбрал ответ «сказка» 0 баллов, если выбраны любые другие случаи. |
1 б) | 1 балл, если ученик дает развернутое доказательство того, что данный текст является сказкой (указываются признаки жанра сказки: неодушевленные предметы разговаривают, размышляют, плачут). 0 баллов, если ученик не смог привести аргументированные доказательства своего выбора. |
2 | 1 балл, если ученик выбрал ответ: Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других… 0 баллов, если выбраны любые другие ответы. |
3 | 2 балла, если ученик нашел все слова называющие кактус: десятый ребенок, мечтатель 1 балл, если ученик нашел 1 слово из двух: десятый ребенок или мечтатель, или он выписал такие слова: цветок, мечтатель; или такие слова: цветок, десятый ребенок. 0 баллов, если ученик нашел слово цветок, или не нашел таких слов, или выписал любые другие варианты. |
4 | 2 балла, если ученик выписал следующее предложение: Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. 1 балл, если ученик, не искажая смысла данного предложения, записал его своими словами. 0 баллов, если ученик выписал любые другие варианты предложений или сделал свои записи. |
5 | 1 балл, если ученик соединил все правильно: Люди в представлении песков (Люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…); люди в представлении звёзд (Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто им делает больно…); люди в представлении кактусов (Люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении.) 0 баллов, если допущены ошибки. |
6 | 3 балла, если ученик указал правильную последовательность чисел: луг – 3, 4, 6, 9; пустыня – 1, 2, 5, 7, 8, 10. 2 балла, если ученик допустил по одну ошибку в последовательности чисел. 1 балл, если ученик допустил две ошибки в последовательности чисел. 0 баллов, если ученик допустил более 2-х ошибок в последовательности чисел. |
7 | 1 балл, если предположение ученика верно: речь идет о дожде. 0 баллов, если ученик написал любые другие варианты. |
8 а) | 1 балл, если ученик верно опознал все растения: кактус, сосна, ель. 0 баллов любые другие варианты. |
8 б) | 1 балл, если ученик верно сделал выбор: листья. 0 баллов любые другие варианты. |
9 | 2 балла, если ученик записал следующую последовательность чисел: 2, 4, 3, 1 1 балл, если ученик допустил 1 ошибку в расстановке чисел. 0 баллов, если допущено более 2-х ошибок. |
10 | 1 балл, если ученик выбирает слово «обрадовался» 0 баллов любые другие варианты. |
11 | 3 балла, если ученик правильно распределил слова по группам: проверяемая безударная гласная в корне слова – семья непроверяемая безударная гласная в корне слова – песок парная согласная в корне слова – песок, редко непроизносимая согласная в корне – сердце другое – семья (разделительный ь); если правильно дописал по два примера в каждую группу. 2 балла, если ученик, выполняя действия, перечисленные выше, допустил одну ошибку, независимо от места выполняемого задания. 1 балл, если ученик допустил две ошибки, независимо от места выполнения задания. 0 баллов, если допущено более 2-х ошибок при выполнении задания. |
12 | 1 балл, если ученик выбрал ответ: когда человек на добрые слова других людей сердится, отвечает резко, старается обидеть своего собеседника. 0 баллов любые другие варианты. |
13 а) | 2 балла, если ученик разобрал слово так: окончание – ое, корень – бел и снеж, суффикс – н, буква «о» – соединительная гласная, часть речи – имя прилагательное. 1 балл, если ученик допустил 1 ошибку при разборе слова или разбор проведен верно, но часть речи не указана или указана неверно. 0 баллов, если ошибок при разбое допущено более одной. |
13 б) | 1 балл, если ученик верно подобрал слово такой же структуры другой части речи (например существительное, мясорубка, газонокосилка и др.) 0 баллов, если при выполнении допущены ошибки в структуре слова или определении части речи. |
13 в) | 1 балл, если ученик верно составляет предложение, используя слово, которое он подобрал в предыдущем задании. 0 балов, если предложение составлено неверно или в предложении отсутствует слово, подобранное учеником ранее. |
14 | 1 балл, если ученик выбрал: кактус видел людей и открыл им свою душу. 0 баллов любые другие варианты. |
15 а) | 1 балл, если выбран ответ «да» 0 баллов любые другие варианты. |
15 б) | 1балл, если выбран ответ: в его благоухающих цветах. 0 баллов любые другие варианты. |
Итого | 29 баллов максимальный результат (100%) |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА | Страница | |
1 | Требования к ведению и заполнению журнала | ….2 |
2 | Сводная таблица комплексной оценки достижения новых образовательных результатов | …3 |
3 | Содержание курса русского языка в 5 классе | …5 |
4 | Оценка предметных результатов | …6 |
5 | Оценочные листы | |
6 | Сводный лист оценки предметных результатов | …7 |
7 | Диагностика | …16 |
8 | Стартовая диагностическая работа (демонстрационный вариант) | …17 |
9 | Оценочный лист | …19 |
10 | Диагностическая работа за I полугодие (демонстрационный вариант) | …20 |
11 | Оценочный лист | …21 |
12 | Итоговая диагностическая работа (демонстрационный вариант) | …23 |
13 | Оценочный лист | …28 |
14 | УУД | …29 |
15 | Материалы для сравнения УУД, формируемых в начальной школе и основной школе | …30 |
16 | Уровневые познавательные показатели УУД | …36 |
17 | Уровневые регулятивные показатели УУУ | …40 |
18 | Уровневые коммуникативные показатели УУД | …43 |
19 | Итоговая комплексная работа на межмпредметной основе (русский язык, естествознание, литература, УУД) | …45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.
Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых...
система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС
"Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой)....
Система оценивания результатов обучения по математике в 5 классе в соответствии с ФГОС
Данный материал содержит тезисы и презентацию. Возможно именно ВАМ он поможет разобраться, чем отличается система оценивания результатов обучения по математике в соответствии с ФГОС, от традиционного ...
Рабочий журнал учителя истории ФГОС 5-7 класс
Рабочий журнал для отслеживания формирования УУД по истории России и Всеобщей истории ( по Примерной программе) 5-6 классах....
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС
данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...
"Формирование метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО", статья, написанная в соавторстве
В статье поднимается проблема формирования метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО. Обосновываются требования общества к образованию с позиции его трансформирования в сторону пре...
"Формирование метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО", статья, написанная в соавторстве
В статье поднимается проблема формирования метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО. Обосновываются требования общества к образованию с позиции его трансформирования в сторону пре...