Организационно-методические особенности функционирования электронных образовательных ресурсов
статья

Электронные образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. В характере деятельности участников учебного процесса в условиях современной информационной образовательной среды, построенной на основе электронных образовательных ресурсов, происходят изменения в направлении увеличения доли самостоятельной, исследовательской, творческой и продуктивной работы обучающихся [1]. Разработка собственных электронных образовательных ресурсов позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность – как индивидуальную, так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей [2].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-методические особенности функционирования электронных образовательных ресурсов

ВВЕДЕНИЕ

Электронные образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. В характере деятельности участников учебного процесса в условиях современной информационной образовательной среды, построенной на основе электронных образовательных ресурсов, происходят изменения в направлении увеличения доли самостоятельной, исследовательской, творческой и продуктивной работы обучающихся [1]. Разработка собственных электронных образовательных ресурсов позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность – как индивидуальную, так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей [2].

Отличительной чертой современного специалиста является не только наличие фундаментальных знаний в профессиональной деятельности, но и необходимость владения совокупностью программных средств, которые помогут ему ориентироваться в информационном пространстве [4]. Таким образом, задача преподавателя высшего учебного заведения – воспитать профессионала с активной жизненной позицией, компетентного в своей сфере деятельности, с умением ориентироваться в изменяющихся условиях, готового решать профессиональные задачи, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации [1]. Средствами, способными помочь в осуществлении данной задачи становятся электронные ресурсы, функционирующие на базе новых информационных технологий и составляющие основу для становления современной медиасреды [3].

Мультимедиа представляет собой быстро развивающуюся информационную технологию, которую отличают: интеграция в одном программном продукте различных видов информации, работа в режиме реального времени, а также новый уровень интегрированного общения «человек - компьютер» [2]. Информационные технологии позволяют создавать такие электронные средства обучения, которые интегрируют свойства практически всех традиционных средств, использовать, корректировать и сохранять опыт, содержащий в информационных средах, обмениваться им, сочетать достижения педагогических и информационных технологий, минимизировать расходы на обучение [1]. 

В условиях перехода к разным инновационным моделям и методам обучения, общие принципы и подходы в организации образовательного процесса повышают свою эффективность в профессионально-практической подготовке студентов [2].

Внедрение инновационных технологий в условиях тотальной информатизации образования считается в настоящее время прогрессивным шагом, повышает мотивацию обучения и способствует интенсификации учебной деятельности [3]. Для повышения качества образовательного процесса преподаватель в своей работе может использовать электронные образовательные ресурсы, такие как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курс, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и другие. Каждый тип электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в качестве вспомогательного материала в образовательном процессе с традиционными педагогическими технологиями и в сочетании друг с другом [1].


  1. Определение «электронный образовательный ресурс»

Понятие электронных (или иначе – цифровых) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием в терминологической базе информационных технологий образования. На основании достаточно понятных и широко употребляемых терминов построим определение интересующего нас понятия [4].

Цифровой – представленный в виде последовательности цифр( чисел ). В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др [3].

Основной отличительной характеристикой электронных образовательных ресурсов и является их цифровой характер, т. е. они должны быть представлены в цифровом виде. Образовательный – направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования. Ресурс, по определению толкового словаря, – средство, к которому обращаются в необходимом случае. Следовательно, образовательный ресурс можно определить как: средство, к которому обращаются с целью получения образования; ресурс, содержащий информацию образовательного характера [5].

Получим отсюда необходимое нам определение. Итак, электронный (цифровой) образовательный ресурс (ЭОР) – это учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде [4].

2. Основные направления использования электронно образовательных ресурсов в образовательном процессе

Основными направлениями использования электронно образовательных ресурсов в образовательном процессе являются:

  1. контроль знаний учащихся;
  2. самообразование как учащихся, так и педагогов;
  3. иллюстративное сопровождение элементами процесса электронно образовательных ресурсов объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
  4. возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;
  5. возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям рефератов;
  6. увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов;
  7. обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д [5].

Для педагога электронно образовательные ресурсы являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты планирования учебного материала, модели учебных занятий, примеры учебных ситуаций [2]. Электронно образовательные ресурсы способствует автоматизации трудоемкой работы, а именно:

  1. демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них;
  2. сведения и обработки результатов обучения, подготовки отчетов [4].

Все это возможно при условии тщательного подбора электронно образовательного ресурса в соответствии с целями и задачами обучения и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

Вместе с тем использование электронно образовательных ресурсов в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя [6].

Учебное занятие представляет собой целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих обучаемых, педагогов, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию. Такие учебные занятия должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для конкретного состава обучаемых, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения [3].

2.1. Методические функции электронно образовательных ресурсов в рамках традиционной линейной модели обучения.

Выделение в электронно образовательных ресурсах электронных учебных модулей трех типов (И – информационных, П – практических, К – контрольных) позволяет определить методические функции каждого из трех типов [5].

Информационные модули отвечают за введение новой информации, которое может обеспечиваться за счет использования различных средств:

  • интерактивных лекций;
  • виртуальных экскурсий;
  • пошагового объяснения и т. д [7].

Интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном темпе, очередности и форме. Интерактивная лекция представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом [8].

Преимущества интерактивной лекции для студента:

  • положительный эмоциональный настрой для восприятия информации за счет возможности руководить процессом подачи информации;
  • возможность отслеживать построение объектов и их преобразование;
  • возможность усвоения материала в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз;
  • развитие навыков устной речи: возможность усвоения правильного произношения названия терминов, используемых в соответствующей науке;
  • снижение утомляемости за счет смены видов представления информации [6].

Интерактивная лекция позволяет преподавателю:

  • провести лекцию с использованием материала со звуком или без, с подстрочным текстом или без него;
  • организовать эвристическую беседу (учитель отключает звук и использует отдельные части лекции, встраивая их в беседу);
  • организовать на уроке проблемную беседу, используя фрагменты интерактивной лекции со звуком или без звука;
  • включить студента в процесс активного познания, например, предложив группе учеников изучить самостоятельно материал интерактивной лекции и подготовить комментарии для всего класса. В этом случае отвечать на вопросы на следующем уроке будет не учитель, а группа учащихся, готовивших данный материал [5].

Виртуальная экскурсия обладает следующими преимуществами:

  • минимальные временные затраты;
  • доступ к экспонатам любого музея мира;
  • мгновенное получение необходимой информации об экспонате;
  • большое количество экспонатов.

Модули данного вида позволяют ученику развить образное мышление, художественный вкус и стиль, расширить свой кругозор, а также подробно изучить отдельные объекты, удаленные от него [8].

Пошаговое объяснение позволяет включить студента в активную познавательную деятельность. При работе с данными модулями переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения обучающимися предыдущего действия. Таким образом, процесс введения новой информации происходит при непосредственном активном участии учащегося [4].

Использование пошагового объяснения в модулях Информационного-типа позволяет студенту:

  • работать в своем темпе и несколько раз просмотреть наиболее сложные для него части теоретического или практического материала;
  • развивать мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, абстрагирование;

Преподаватель при использовании пошагового объяснения получает возможность:

  • при изучении нового материала создать проблемную ситуацию: студенту предлагается новое задание, и посредством наводящих и пошаговых подсказок он самостоятельно осваивает новые знания или новые способы деятельности;
  • предметно формировать общеучебные умения: умение составлять план, контролировать и оценивать свою деятельность за счет того, что пошаговое объяснение материала разбито на логически завершенные части;

Основная цель практических модулей – формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью, соответствующей тому или иному предметному содержанию [7].

Практические модули, создаваемые в соответствии со спецификой учебной деятельности, характерной для того или иного учебного предмета, могут быть следующих видов:

  • виртуальные лаборатории;
  • конструкторы формул;
  • моделирование работы отдельных объектов или систем;
  • игровые и творческие задания и т. п.

Виртуальные лаборатории и конструкторы формул, более характерные для таких учебных дисциплин, как химия, биология, физика, обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности [9].

Рассматривая виртуальную лабораторную работу в качестве одной из форм организации деятельности учащихся на основе электронно образовательных ресурсов, можно выделить такие ее преимущества:

  • безопасность;
  • отсутствие необходимости в сложном лабораторном оборудовании;
  • возможность индивидуализации деятельности студентов (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия);

Безопасность обеспечивается за счет тренировки учащихся перед выполнением лабораторной работы в реальных условиях, а также за счет имитации опасных лабораторных экспериментов. В ходе тренировки отрабатываются все действия, которые необходимо выполнить студенту, что снижает риск выполнения неверной операции [6].

Лабораторная работа может быть продемонстрирована преподавателем либо выполнена учащимися самостоятельно. Лабораторный практикум и конструкторы позволяют добиться развития активно-деятельностной формы обучения.

Использование лабораторных практикумов и конструкторов позволяет ученику:

  • включиться в новый вид деятельности в аудитории и дома;
  • включиться в изучение свойств объекта не путем эксперимента: студент взаимодействует с моделями и влияет на них, убеждается в справедливости свойств и утверждений на практике;
  • повысить интерес к выполнению домашнего задания: имеется уникальная возможность проводить различные действия (двигать, перемещать, растягивать, сжимать) с объектами, избегая изучения материала в традиционной форме [8].

Преподаватель при использовании лабораторных практикумов и конструкторов получает возможность:

  • работать в аудитории, используя при этом интерактивную доску или проектор;
  • организовывать продуктивную работу учащихся по получению субъективно нового знания;
  • включать практикумы в изучение нового материала, создавая проблемную ситуацию;
  • показывать решение наиболее сложных задач по этапам;

Модели позволяют наглядно продемонстрировать учащемуся особенности работы отдельных объектов или систем, без чего невозможно целостное восприятие учебного материала [10].

Использование моделей, включенных в содержание модулей, позволяет ученику:

  • решать задачу столько раз, сколько нужно, так как задание параметризировано: можно решать, пока не усвоишь;
  • отрабатывать устойчивые навыки в решении типовых задач, в этом ученику всегда придут на помощь наводящие и пошаговые подсказки, развернутые решения с ответом;
  • не отвлекаться на поиск необходимой для решения информации: автономность учебного модуля заключается в том, что всю необходимую информацию (определения, формулы, метод решения и т. п.) ученик может получить внутри данного модуля.

Преподаватель при использовании моделей получает возможность контролировать процесс формирования базовых умений по теме каждого ученика, оказывать своевременную помощь каждому учащемуся[7]. При использовании электронно образовательных ресурсов не нужно «разрываться» между сильными и слабыми учениками, ведь в модулях предусмотрены подсказки и развернутые решения с ответом, при этом всегда есть дополнительный материал, который можно предложить для изучения сильным студентам [3].

При подготовке к паре преподаватель имеет возможность использовать готовый комплекс упражнений, в зависимости от особенностей класса проектировать различные практикумы, а именно:

  • разобрать задание для всей аудитории, с помощью проектора или интерактивной доски, а затем, учитывая параметризированность заданий, предложить студентам выполнить задание самостоятельно;
  • организовать работу в группах;
  • определить задания для самостоятельной работы, а также для совместного с учителем изучения;

Использование преподавателем моделей будет способствовать реализации личностно-ориентированного подхода в учебном процессе [7].

Игровые и творческие задания способствуют повышению уровня мотивации и развитию интереса к изучению предметного содержания.

Данные модули позволяют студенту:

  • применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • развивать способность анализировать и выделять главное;
  • формировать навыки поэтапного выполнения поставленной задачи;
  • развивать художественный вкус и стиль.

Контрольные модули создавались с целью обеспечить контроль степени усвоения учащимися знаний, уровня сформированности умений и навыков по всем темам учебных курсов [5].

При создании контрольных модулей используются тестовые задания следующих типов:

  • с однозначным выбором ответа;
  • с множественным выбором;
  • на установление соответствия;
  • на указание и перемещение объектов;
  • на подписывание фрагментов рисунка;

Электронно образовательные ресурсы имеют большие возможности для организации деятельности и преподавателя, и студентов при проведении традиционных уроков. При этом следует учитывать, что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и деятельность учащихся [10].

Особенно существенное значение имеет применение электронно образовательных ресурсов для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В то же время использование электронно образовательные ресурсы влияет и на процесс реализации и распространения инновационных педагогических технологий, с одной стороны, повышая эффективность их применения в условиях образовательной системы, с другой стороны, инициируя появление новых форм, методов, технологий [8].

Анализируя особенности электронно образовательных ресурсов, можно сделать вывод о том, что целесообразно рассматривать следующие направления их использования в учебном процессе:

  • В условиях образовательной системы.
  • В условиях реализации инновационных педагогических технологий.
  • В условиях перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.

При этом первое направление может быть рассмотрено в рамках традиционной линейной модели обучения, второе и третье направления – направления, реализуемые в условиях нелинейной модели обучения [9].

2.2. Методические функции электронно образовательных ресурсов в рамках нелинейной модели обучения

Реализация нелинейной системы обучения предполагает индивидуальную форму обучения, которая применяется в обучении в открытых студиях, дистанционном,  когда занятия ведутся в общем потоке и в малых группах или по индивидуальным образовательным маршрутам, предоставляя возможность выбора формы обучения и учебных дисциплин [10].

Информационно-образовательная среда представляет собой систему применяемых образовательных технологий, внеучебной работы, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами [11].

Для нелинейной модели обучения характерны преимущественно индивидуальные и групповые формы работы, ей соответствуют такие технологии обучения, которые могут реализовать эти формы на практике [12].

Принципы открытости и вариативности, заложенные в концепции проектирования, предполагают свободное взаимодействие пользователей, что создает условия для изменения их роли в данном взаимодействии:

  • преподаватель может выступать соавтором учебного курса;
  • для учащегося существенно расширятся возможности создания индивидуального образовательного маршрута и учета личностных особенностей в процессе обучения [10].

Данные принципы обеспечивают столь важную задачу современного образования – смены традиционного линейного обучения на нелинейное [12].

Заключение

Компьютерные инновационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. 

Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение не должно превращаться в самоцель.

Внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов будет способствовать решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов лишь при условии грамотного их использования, которое предполагает правильное сочетание электронных образовательных ресурсов с традиционными или инновационными средствами обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Практическая значимость заключается в том, что электронные образовательные ресурсы при обучении построению диаграмм и графиков, представленные в виде презентации, могут быть использованы в учебном процессе в основной школе и во внеурочной деятельности с целью повышения образовательных результатов учащихся за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Чупрова, Л. В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе/Л. В. Чупрова//Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2015. № 23. С.32–35. 
  2. Чупрова, Л. В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе/Л. В. Чупрова//Педагогика и современность, 2016. № 1. С.63–67
  3. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 23. № 4. С. 92-95.
  4. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [электронный ресурс] 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка. - Омск, 2017.
  5. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев. - М.: Педагогика, 2014. – 558 c.
  6. Бабенко К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических факультетов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Б. Бабенко. – Одесса, 2016. – 20 с.
  7. Бабичев, Ю.Е. Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы / Ю.Е. Бабичев, В.Л. Петров // Высшее образование в России. – 2018. – № 6. – С. 26 – 41.
  8. Белл Д., Грядущее индустриальное общество: Опыт социального прогнозирования /Даниел Белл, В.Л. Иноземцев. - М.: Academia, 2015. -783 с.
  9. Беляева А.В. Управление самостоятельной работой студентов / А.В. Беляева // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 105–109.
  10. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования / Я.А. Ваграменко // Системы и средства информатики. – 2014. – вып. 8 – с. 27-38.
  11. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) / Я.А. Ваграменко, С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2018. – № 3. – с. 67-84.
  12. Винник В.К. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-organizatsiisamostoyatelnoy-raboty-studentov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer  
  13. Волик О.Н., Сулейманова Е. А. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования / О.Н Волик, Е.А. Сулейманова // Образовательные технологии и общество. — 2019. — №4. — с.409-419.
  14. Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности: методическое пособие / А.И. Евсеев, А.Н. Савкин, Ю.В. Евсикова. – Издательство МЭИ, 2017 г – 116 с.
  15. Ибрагимова Jl. А., Скобелева И.E. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена / Л.А. Ибрагимова, И.Е. Скобелева // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 16-
  16. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: науч.-метод. материалы/ Федер. агентство по образованию, ГОУВПО «Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена» — СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. — 31с.
  17. Капилина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие результат в системе НПО/СПО / С.Е. Капилина //Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — С.111-114
  18. Кутузов А.В. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема / А.В. Кутузов // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kakpedagogicheskaya-problema
  19. Лапшина С.Н., Романовская Е.М., Вишнякова А.Ю. Актуальность применения электронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании / С.Н. Лапшина, Е.М. Романовская, А.Ю. Вишнякова // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе : материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2020). — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — C. 92-97.
  20. Методические инструкции по разработке электронных образовательных ресурсов. ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». – Екатеринбург: УрФУ, – 2014. – 343 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования...

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов

Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

1. Семинар-совещание по теме  «Завершение текущего учебного года. Подготовка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к новому учебному году. Реализация краткосрочных про...