Программа по москвоведению для учащихся школ VIII вида
календарно-тематическое планирование на тему

Программа по москвоведению для учащихся школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_moskvovedeniyu.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПРОГРАММА ПО МОСКВОВЕДЕНИЮ

5 - 11 классы

         Пояснительная записка

    Данная программа по москвоведению для учащихся с особенностями интеллектуального развития рассчитана на семь лет обучения (5-11 классы) при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год в 5,6,7,8,10,11классах; 33 часа в год в 9 классе).

     Целью изучения предмета «Москвоведение» является формирование у учащихся представления о Москве как главном городе России, городе, в котором они живут. Пробудить интерес к прошлому и настоящему города, приобщить детей к отечественной культуре и истории.

     Содержание программы дополняет и углубляет знания, полученные учащимися на уроках чтения, русского языка, природоведения, географии, истории, социально-бытовой ориентировки.

Задачи курса.

 

  1. Воспитание уважения к делам своих предков, любви к своему городу, желания беречь и охранять природу города, памятники культуры.
  2. Освоение школьниками основных сведений о природе и истории города, его роли в становлении Российского государства, о быте и традициях москвичей, культуре и хозяйственной деятельности.
  3. Раскрытие доступных для понимания учащихся связей, существующих в большом городе – природа и планировка города; местоположение города и его влияние на развитие Москвы; природа и занятия жителей; обычаи и традиции предков; современная культура.
  4. Развитие речи, наблюдательности, общего культурного кругозора.
  5. Научить учащихся безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.

     Задачи курса определяют его содержание и структуру. Задача первого года 

обучения (5 класс) – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Москва – город в котором он живёт – его дом, его родина, что его малая родина Москва – столица большой страны России. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Москвы – одного из крупнейших и древнейших городов мира. Узнают значение имени города, получат представление о размерах древней и современной Москвы, о памятниках Красной площади и Кремля, о многообразии архитектуры города, его жителях, транспорте, природе, культурном богатстве.

     С первых занятий необходимо вовлечь учащихся в мир культурных традиций. Помогут в этом пословицы, поговорки, поэзия. Они не только расширят словарный и понятийный запас ребенка, но и дадут возможность запомнить нужную информацию опосредовано – через образы и эмоции.

     В беседах с детьми необходимо привлекать их личный опыт и полученные знания. Историческая информация должна быть дозирована таким образом, чтобы дать ребенку возможность подниматься по лесенке знаний с помощью учителя, и с помощью своих выводов, сделанных на основании полученных сведений. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, столица, родина, гимн, герб. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать.

      На уроках москвоведения в 6 классе учащиеся знакомятся с обликом и жизнью допетровской Москвы, бытом, нравами, традициями москвичей. Школьники узнают, какими были город и его жили в прошлом, как они жили, отмечали праздники, во что верили, что ели – пили, чему и как учили детей.

     Народная культура – это то лучшее, что создано талантом, трудом, творчеством народа. Она является важнейшим средством духовного, нравственного, эстетического воспитания, богатым источником для познавательного развития детей. С приобщения к истокам отечественной культуры и истории начинается любовь к своей Родине и народу.

     Содержание этой части программы позволяет не только заглянуть в дома москвичей и царские палаты, но и попытаться понять заботы, радости, узнать о гостеприимстве, трудолюбии жителей города.

     «Путешествие в прошлое Москвы» предполагает использование на уроках выполнение разнообразных творчески заданий: рисование, лепку, шитьё и вышивание, приготовление простейших блюд русской кухни.

      Изучая темы программы 7 класса, школьники узнают о первых планах Москвы; о московских реках и прудах, полях и лугах; познакомятся с традиционными московскими ремеслами; перелистают славные героические страницы истории Москвы и России; поймут по-новому смысл названий улиц города.

     Для работы с этой частью программы учащимся понадобятся планы Москвы. На планах можно отмечать улицы и переулки, о которых идёт речь на уроке.

     Изучая москвоведение в 8 классе, школьники познакомятся с «визитной карточкой» города, в которой отражены самые главные сведения о нём: просторы Москвы; из каких материалов возводят дома, познакомятся с особенностями архитектуры жилых домов и школьных зданий.

     При изучении темы «Кто заботится о нас?» учащиеся узнают, что такое городское хозяйство. Как в наши дома подается вода, газ, электричество, тепло. Кто следит за безопасностью и здоровьем горожан; за тем, чтобы наш дом не сгорел, а город был чистым.

     В теме «Москва и Подмосковье» раскрывается неразрывная связь столицы и Подмосковья.

     Программа курса построена по принципу спирали: в каждом классе даются сведения из истории, географии, хозяйственной деятельности, культуры, быта и традиций москвичей. От класса к классу сведения углубляются и расширяются.

     Части программы, написанные для 9 и 10 классов, составлены таким образом, чтобы учащиеся, знакомясь с историей Отечества с древнейших времён до XIX века, могли подробнее узнать о тех событиях, которые происходили в Москве в этот период. В 9 классе изучаются темы, отражающие основные этапы постройки московского Кремля (деревянный, белокаменный, краснокирпичный). Учащиеся продолжают знакомиться с наиболее значительными сооружениями в Кремле, с территориальным ростом Москвы (Китай-город, Белый и Земляной город), с некоторыми событиями из истории России, связанными с Москвой. Изучается период от начала Москвы до того времени, когда она стала центром борьбы за сохранение и возрождение России (народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского).

     В 10 классе продолжается изучение некоторых исторических событий, связанных с Москвой в XVII – XVIII вв. Возрождение столицы после Смуты. Образ Москвы XVII века. Москва в эпоху Петра Великого. Москва, ставшая второй столицей. Москва в окружении «дворянских гнёзд» - прекрасных загородных усадеб Кусково, Останкино, Архангельское и других. Приезд монархов в Москву и коронации в Успенском соборе Кремля.

     Программа курса определяет оптимальный объём знаний по предмету, который доступен большинству учащихся школы. В 2014 – 2015 учебном году 11 класс составляют учащиеся, занимающиеся по сниженной программе. Учитывая особенности этой группы школьников, данная программа для 11 класса упрощена, чтобы облегчить усвоение материала. Учащимся дается возможность повторить и закрепить знания о древней Москве, быте москвичей, истории города в названиях улиц. Изучая тему «Москва просветительская», они вспомнят о развитии книгопечатания в Москве, создании Московского университета, возникновении Третьяковской галереи. Отечественная война 1812 года и ВОВ, роль Москвы в годы лихолетья, отражена в теме «Москва – город-герой». Изучая тему «Путешествие продолжается», учащиеся познакомятся с современной Москвой.

     Разнообразие содержания курса предполагает использование разнообразных форм, методов и средств обучения. Формы обучения различны – это уроки, экскурсии (по своей улице, в библиотеку, музеи, парки, скверы, на выставки). Важно, чтобы школьники наглядно увидели природные, культурные и хозяйственные объекты города. Наряду с традиционными методами, следует использовать игры – путешествия по городу, работу с планом города, наблюдение городских объектов. Важна самостоятельная работа учащихся с литературой о Москве и её достопримечательностях.

     Формирование представлений о прошлом и настоящем столицы невозможно без средств обучения, поэтому при проведении уроков необходимо широко использовать компьютерные презентации, учебные фильмы, репродукции картин, художественную литературу.

     В конце курса учащиеся должны знать:

  1. Понятия «страна», «город», «столица».
  2. Символику Москвы.
  3. Счёт лет в истории.
  4. Важнейшие исторические события, происходившие в Москве.
  5. Выдающихся московских правителей и народных героев.
  6. Основные этапы территориального роста Москвы (Кремль, Китай-город, Белый и Земляной город).
  7. Отличие исторической карты от географической.

Учащиеся должны уметь:

 

  1. Ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника.
  2. Пересказать материал с опорой на наглядность.
  3. Пересказать содержание изученного материала близко к тексту.
  4. Разгадывать простые кроссворды, ребусы, анаграммы.
  5. Пользоваться «лентой времени».

     

     

 

       

     

                     

                                                              ЛИТЕРАТУРА

        

     В связи с отсутствием общепризнанной программы курса «Москвоведение» для

учащихся с особенностями интеллектуального развития, при составлении данной программы использовалась следующая литература:

1). Н.А. Горелова, Г.С. Игонина.   Москввдение в начальной школе. Книга для учителя.

 Москва АНО Издательский центр «Москвоведение» 2002        

2). Н.А. Горелова, Г.С. Игонина. Москвоведение Здравствуй, Москва!

АНО Издательский центр «Москвоведение», АО «Московские учебники» Москва, 1999

3). С.И. Козленко, А.И. Алексеев. Москвоведение Наш город

АНО Издательский центр «Москвоведение», АО «Московские учебники» Москва 1999

4). О.В. Жунина .  Москвоведение Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 1997                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство коррекции письменной речи учащихся школы VIII вида (статья)

В данной статье  изучаются проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями письменной  речи.В разделе  «Компьютерные технологии в специальном образ...

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Портфолио индивидуального сопровождения учащихся школы VIII вида

  В Портфолио представлены примерные образцы документов для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с психическим недоразвитием и задержанным психическим разв...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)

Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...