Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по естествознанию (7 класс) на тему
Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_estestvoznanie_7_kl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы
Протокол № ____ от ______________ 2013 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей старших классов
протокол № ____ от 2013г.
Председатель МО учителей старших классов
И. А. Терехова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по естествознанию
7 КЛАСС
Составитель:
учитель первой категории
Колесникова Татьяна Сергеевна
Москва, 2014 г
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по естествознанию в 7 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010г.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: З.А.Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008 г.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Многообразие растений
- Растения леса
- Комнатные растения.
- Цветочно-декоративные растения
- Растения поля
- Овощные растения
- Растения сада
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение; - личностно-ориентированное обучение.
В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениям.
Содержание рабочей программы по естествознанию 7 «А» класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Введение | Многообразие растений, цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана. (2ч.) | Проверить знания о растениях, их роли в жизни животных и человека. | Уточнить знания о растениях, их роли в жизни животных и человека. | Работа в тетрадях, практические работы, устные ответы. | Знает и называет различные растения, может рассказать о роли растений в жизни животных и человека. | с минимальной помощью учителя называет различные растения, может рассказать о роли растений в жизни животных и человека | С помощью учителя показывает различные растения на картинках |
Многообразие растений | Культурные и дикорастущие растения. Подземные и наземные органы растения: корень (строение, образование корней, виды корней, корневые волоски, их значение; значение корня в жизни растения, видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень)); Стебель (разнообразие стеблей, положение стебля в пространстве, строение древесного стебля, значение стебля в жизни растений, образование стебля, побег); лист (внешнее строение листа, простые и сложные листья, расположение листьев на стебле, жилкование листа, значение листьев жизни растения, дыхание растений, обмен веществ у растений, листопад и его значение); цветок (строение цветка, понятие о соцветиях, опыление цветков, образование плодов и семян, распространение плодов и семян); строение семени. (16 ч) | Уточнить понятия культурные и дикорастущие растения. Познакомить с подземными и наземными частями растения (корень, стебель, лист, цветок, строение семени). | Систематизировать знания о культурные и дикорастущие растения, познакомиться с подземными и наземными частями растений. | Работа в тетрадях, практические работы, устные ответы. | Из предложенных растений выбирает культурные и дикорастущие растения, называет и показывает части растений, может рассказать об их значении для растения. | С минимальной помощью учителя из предложенных растений выбирает культурные и дикорастущие растения, называет и показывает части растений. | С помощью учителя показывает различные части растений. |
Растения леса | Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина. Хвойные деревья: ель, сосна. Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород. Лесные кустарники: особенности внешнего вида, их отличие от деревьев. Бузина, лещина (орешник), шиповник. Отличительные признаки съедобных и ядовитых ягод. Ягодные кустарники: черника, брусника, сравнительная характеристика, лекарственное значение ягод. Травы: ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, их практическое значение. Грибы: строение грибов, съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлении грибами. Охрана леса.(14 ч.) | Познакомить с лиственными и хвойными деревьями, лесными и ягодными кустарниками, травами, грибами: с особенностями их внешнего вида, их практическим значением. | Познакомиться с лиственными и хвойными деревьями, лесными и ягодными кустарниками, травами, грибами: с особенностями их внешнего вида, их практическим значением. | Устный опрос, работа в тетрадях, тестовые задания | Различает и называет лиственные и хвойные деревья, может назвать отличительные особенности (самостоятель-но); называет лесные и ягодные кустарники, травы; различает съедобные и ядовитые грибы. | С помощью учителя различает и называет лиственные и хвойные деревья, может назвать отличительные особенности, называет лесные и ягодные кустарники, травы; различает съедобные и ядовитые грибы | С максимальной помощью учителя показывает на картинках лиственные и хвойные деревья, травы. |
Комнатные растения | Разнообразие комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые. Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания и размножения. Польза, приносимая комнатными растениями. Фитодизайн. (5 ч.) | Познакомить с разнообразием комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые; особенностями их внешнего вида и биологическими особенностями, особенностями ухода, выращивания и размножения, их пользой. | Ознакомиться с разнообразием комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые; особенностями их внешнего вида и биологическими особенностями, особенностями ухода, выращивания и размножения, их пользой. | Устные опросы, практические и тестовые задания | Называет по 1 растению , относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения и ухода за ними. | С помощью учителя называет по 1 растению , относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения и ухода за ними. | С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями. |
Цветочно-декоративные растения | Однолетние растения: настурция, астра, петунья, календула, особенности внешнего строения, особенности выращивания, размещение в цветнике. Виды цветников. Двулетние растения: мальва, анютины глазки, маргаритки, особенности внешнего строения и выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних растений. Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины- особенности строения, выращивания, размещение в цветнике. Цветы в жизни человека. (5 ч.) | Познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями, особенностями их строения, выращивания, размещения в цветнике. | Познакомиться с однолетними, двулетними и многолетними растениями, особенностями их строения, выращивания, размещения в цветнике | Устные опросы, практические и самостоятельные работы. | Называет по 1 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего вида и ухода за ними. | С помощью учителя называет по 1 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения и ухода за ними. | С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями. |
Растения поля | Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза. Труд хлебороба. Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник. Особенности внешнего строения, их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка. Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда. Внешний вид. Борьба с сорными растениями. (9 ч.) | Познакомить с растениями полей: злаковыми культурами, техническими культурами, особенностями внешнего строения и биологическими особенностями, особенностями их выращивания, использования в народном хозяйстве; Дать представления о сорных растениях и борьбе с ними. | Познакомиться с растениями полей: злаковыми культурами, техническими культурами, особенностями внешнего строения и биологическими особенностями, особенностями их выращивания, использования в народном хозяйстве; сорными растениями и борьбе с ними. | Устные опросы, практические и самостоятельные работы | Называет по 1-2 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения, их выращивания. | С помощью учителя называет по 1- 2 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения, их выращивания | С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями. |
Овощные растения | Однолетние овощные растения: огурец, помидор, горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп. Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка. Многолетние растения: лук. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени. Польза овощных растения. Овощи – источник здоровья (витамины). Использование человеком. (8 ч.) | Познакомить с овощными растениями: однолетними, двулетними и многолетними, особенностями внешнего строения, выращивания, пользой овощных растений и использовании человеком. | Познакомиться с овощными растениями: однолетними, двулетними и многолетними, особенностями внешнего строения, выращивания, пользой овощных растений и использовании человеком. | Устные опросы, практические и самостоятельные работы | Называет изученные овощные культуры, особенности внешнего вида и выращивания. | Называет изученные овощные культуры, с помощью учителя перечисляет особенности внешнего вида растений. | Называет овощные растения: огурец, помидор, лук, перец, морковь, свекла, капуста. |
Растения сада | Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника. Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму. (8 ч.) | Познакомить с растениями сада и их биологическими особенностями выращивания, вредителями сада и способами борьбы с ними, пользой фруктов и ягод. | Познакомиться с растениями сада и их биологическими особенностями выращивания, вредителями сада и способами борьбы с ними, пользой фруктов и ягод | Устные опросы, практические и самостоятельные работы | Называет изученные растения сада, особенности внешнего вида и выращивания. | Называет изученные растения сада, с помощью учителя перечисляет особенности внешнего вида растений. | Называет растения сада: яблоня, груша, вишня, смородина. |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
Теория | Контрольные работы | ||
1 | Введение | 2 | |
2 | Многообразие растений | 15 | 1 |
3 | Растения леса | 13 | 1 |
4 | Комнатные растения. | 5 | |
5 | Цветочно-декоративные растения | 5 | |
6 | Растения поля | 8 | 1 |
7 | Овощные растения | 7 | 1 |
8 | Растения сада | 7 | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса, сада;
Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
Признаки сходства и различий между растениями;
Особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Обучающиеся должны уметь:
Узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
Различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, цветкам, плодам и семенам;
Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
Осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
Работать с ручным сельско - хозяйственным инвентарем.
Литература:
- З.А.Клепинина
Биология: растения, бактерии, грибы. - Учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2008 г.
- З.А.Клепинина
Биология: растения, бактерии, грибы. – рабочая тетрадь для 7 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2010 г.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...