Рабочая программа по устной речи
рабочая программа (9 класс) на тему
Пояснительная записка
Программа по предмету «Устная речь» предназначена для учащихся 9 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
69 часов в год, 2 часа в неделю.
Задачей предмета «Устная речь» для 9 « А » класса является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.
На уроках «Устная речь» уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи. Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Формирование грамматического строя речи является сложным видом интеллектуальной
деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения.
Программа составлена по концентрическому принципу. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, которые побуждают его к самостоятельному высказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.
Дети с системным недоразвитием речи (неречевые дети) могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению невербальных форм коммуникации, дает основание для оптимизма в педагогической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech.docx | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ____ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по устной речи
для 9-а класса
Автор-составитель:
учитель 9-а класса
Фролова Анна Павловна
Москва, 2014
Пояснительная записка
Программа по предмету «Устная речь» предназначена для учащихся 9 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
69 часов в год, 2 часа в неделю.
Задачей предмета «Устная речь» для 9 « А » класса является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.
На уроках «Устная речь» уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи. Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Формирование грамматического строя речи является сложным видом интеллектуальной
деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения.
Программа составлена по концентрическому принципу. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, которые побуждают его к самостоятельному высказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.
Дети с системным недоразвитием речи (неречевые дети) могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению невербальных форм коммуникации, дает основание для оптимизма в педагогической работе.
Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.
Цель предмета:
Формирование у обучающихся 9 «А» класса элементарных предпосылок к овладению устной речи, активизация познавательной деятельности и создание необходимых условий для социальной адаптации учащихся.
Задачи предмета:
- Формировать у детей вербальные и невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.
- Создавать у неговорящих детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности этой категории учащихся.
- Воспитывать у говорящих детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, интерес к игрушкам и предметам, манипуляциям с ними и обозначению действий словом.
- Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам и предметам.
- Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
- Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
- Формировать умение соотносить прочитанный учителем текст с иллюстрацией или серией сюжетных картинок.
- Формировать умение составлять предложения по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке и с опорой на личный опыт.
- Расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения доступных средств коммуникации.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и к вещам, окружающим нас.
Содержание программы учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов, тем программы |
1 | Мы ученики.
|
2 | Время года - лето.
|
3 | Моя Москва.
«Моя Москва», «День города» «Моя улица». |
4 | Время года – осень.
|
5 | Овощи, фрукты, ягоды.
|
6 | Дикие животные
|
7 | Время года – зима.
|
8 | Домашние животные
|
9 | Зимующие птицы
|
10 | Общественные праздники
|
Время года – весна.
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Условно (по уровню усвоения учебного материала) учащуюся 9 «А» класса надомного обучения можно отнести к низкому уровню: 1 человек Фурсова Екатерина
Низкий уровень усвоения ЗУН
Учащиеся с помощью учителя должны уметь:
- понимать обращённую речь;
- выполнять простые инструкции;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- проявлять интерес к окружающему (людям, манипуляциям с игрушками и предметами);
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям;
- отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении;
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
2 ч/нед. 18 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I. | Праздники | 2 | ||
«Здравствуй, школа». | 1 | |||
«Первый день календаря (С. Маршак)... | 1 | |||
II. | Москва - столица России | 2 | ||
«День города» Работа с иллюстрациями. | 1 | |||
«Моя Москва» Работа с иллюстрациями. | 1 | |||
III. | Время года – лето | 4 | ||
«Приметы и признаки лета». | 1 | |||
«Я и лето» Работа с иллюстрациями. | 1 | |||
«Труд людей летом» | 2 | |||
IV. | Овощи, фрукты, ягоды | 5 | ||
Овощи (обобщающее понятие). | 2 | |||
Фрукты (обобщающее понятие). | 2 | |||
Ягоды (обобщающее понятие). | 1 | |||
V. | Время года – осень | 5 | ||
Осенние месяцы. | 1 | |||
Приметы и признаки осени. | 1 | |||
«Золотая осень». Характерные признаки. | 1 | |||
Урок-экскурсия. «В гости к осени». | 1 | |||
Опрос по пройденной теме. | 1 | |||
2 четверть
2 ч/нед. 14 час
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I. | Время года - осень | 5 | ||
«Осенние каникулы» | 1 | |||
«Поздняя осень». Признаки поздней осени. | 2 | |||
Урок-экскурсия. «Поздняя осень». | 1 | |||
«Три осенних месяца» Урок обобщения знаний по теме | 1 | |||
II. | Дикие животные | 5 | ||
«Дикие животные осенью» | 1 | |||
«Ёж» /внешний вид, распознавание/ | 1 | |||
«Волк» /внешний вид, распознавание/ | 1 | |||
«Лиса» /внешний вид, распознавание/ | 1 | |||
«Дикие животные» Урок обобщения знаний по теме. | 1 | |||
III. | Время года - зима. | 2 | ||
«Зима в городе» Нахождение признаков зимы:морозы, метели, снег, снежинки. | 1 | |||
Зимой на улице. Составление простых предложений-ответов на наводящие вопросы учителя. | ||||
IV. | Праздники | 2 | ||
«Новый год» | 1 | |||
Опрос по пройденным темам. | 1 |
3 четверть
2 ч/нед. 20 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I. | Время года - зима | 6 | ||
«Новогодние каникулы» | 1 | |||
«Зимние забавы детей» | 1 | |||
«Труд людей зимой» | 1 | |||
Урок-экскурсия. «Зима в городе». | 1 | |||
Стихи о зиме. «Выпал беленький снежок…» | 1 | |||
«Зима». Урок обобщения знаний по теме. | 1 | |||
II. | Зимующие птицы | 6 | ||
«Зимующие птицы». Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме. | 3 | |||
«Забота людей о птицах». | 2 | |||
«Кормушка». Рассказ по серии сюжетных картинок | 1 | |||
III. | Праздники | 2 | ||
«День Защитника Отечества» | 1 | |||
Стихи о Армии и службе….. | 1 | |||
IV. | Время года – весна | 6 | ||
«Март – начало весны» | 1 | |||
Первый праздник весны -«8 Марта» | 1 | |||
«Мамин день» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/ | 1 | |||
«Бабушка» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/ | 1 | |||
Урок-экскурсия. «Ранняя весна» | 1 | |||
Опрос по пройденной теме. | 1 |
4 четверть
2 ч/нед. 18 час
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I. | Время года - весна | 4 | ||
«Весенние каникулы» | 1 | |||
«Ещё дуют холодные ветры….» (А.С. Пушкин) Заучивание стихотворения. | 1 | |||
«Уходи зима, седая…» (Аполон Майков). Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/ | 1 | |||
«Труд людей весной» | 1 | |||
II. | Перелётные птицы | 4 | ||
Перелетные птицы. Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме. | 2 | |||
Ласточка. Внешний вид, образ жизни, польза. | 1 | |||
«Мы друзья птиц!» | 1 | |||
III. | Праздники | 3 | ||
1 Мая. «Праздник весны и труда» | 1 | |||
День Победы. «Никто не забыт, ничто не забыто!». | 1 | |||
«День Победы». Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/ | 1 | |||
IV. | Домашние животные | 3 | ||
«Домашние животные». Обобщающие понятия, активизация знаний учащихся по теме. | 1 | |||
«Коза» /внешний вид, распознавание, польза для человека/ | 2 | |||
«Далеко, далеко» Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/. | 1 | |||
V. | Время года - лето | 3 | ||
«Лето красное пришло». Чтение стихотворения /сопряженно с учителем/ | 1 | |||
«Летние каникулы». | 1 | |||
Опрос по пройденным темам | 1 |
Формы и средства контроля
за уровнем знаний, умений и навыков учащихся
Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Задания выполняются самостоятельно, с частичной или с непосредственной помощью учителя.
По своему содержанию устные опросы могут быть:
- только опросы;
- опросы с заданиями;
- рассказывание заученных стихотворений.
Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.
Критерии оценивания
знаний и умений учащихся по устной речи
• Оценка "5" ставится, если всё задание выполнено учащимся самостоятельно;
• Оценка "4" ставится, если при выполнении задания учитель 2-3 раза исправлял ученика или помогал ему выполнить то, или иное задание;
• Оценка "3" ставится, если выполнение задания проводилось совместно с учителем, т.е. сопряжено и непосредственно с его помощью.
Учебно-методические средства обучения
- альбомы по развитию устной речи;
- иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой и социальный опыт детей;
- плакаты: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Москва», «Мой класс»;
- плакаты к красным датам календаря;
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- сказки и рассказы доступного содержания;
- мультимедийные средства: обучающие диски по темам; презентации учителя:
- «Осень»
- «Осенний лес»
- «Во саду ли в огороде»
- «Зима в лесу»
- «Как звери готовятся к зиме»
- «Весна»
- «Весенний лес»
- «Наши праздники»
Основная литература:
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.
Дополнительная литература:
- Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2-й класс. Часть 1 и 2. - М., Просвещение, 2002.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2-й класс. - М., Просвещение, 1998.
- Ю.Худенко Е. Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.:
Арктик, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта
Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа по устной речи, 6 класс.
Рабочая программа по устной речи, 6 класс....
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
Рабочая программа "Искусство устной и письменной речи"
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" для 10-11 классов...
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...