Квест как средство воспитания и организации посетителей школьного музея
методическая разработка на тему

В данной статье представлен опыт из работы школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luzan_galina_vladimirovna.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лузан Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 города Бердска

Квест как средство воспитания и организации посетителей школьного музея

Современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания методами воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность вос-питанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка. Например, И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания — это совокуп-ность способов и приёмов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствовании.

К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства

(игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, бе-седа на этическую и другую тему, конференция учеников и т. д. — это фор-мы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы сре-ди методов и средств: беседа, дискуссия, конференция отнесены к методам убеждения, направленным на формирование знаний и взглядов воспитан-ников1.

Популярными методами и средствами организации досуга в последнее время стал квест. Что же означает это слово? Заглянем в вездесущую теперь «Википедию» и узнаем, что «Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком»2.

Игра интересна и взрослым, и детям. А уж тем более приключенческая! Чтобы организовать посетителей школьного музея, а это в основном дети, избавить их от стандартного повествования лектора об истории школы и тому подобного, я прибегла к игре. А в игре есть определённые средства, которые активизируют деятельность школьников. Игра стимулирует рост познавательной активности, и тогда усваивается большее количество информации. Игра формирует опыт нравственного выбора, предусматривает неформальное отношение между членами команды, позволяет раскрыть личностные качества, повышает самооценку. При игре происходит и социализация учащихся, так как их можно объединить в разные группы.

В последнее время появилась новая педагогическая технология – проведение игр в музее. Но литературы, описывающей проведение музейных квестов, крайне мало. В основном это web-квесты. Что же такое web-квест?

В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск3.

Впервые термин был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

Веб-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки. Все это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Для проведения квеста нужна образовательная среда, насыщенная информацией. Я решила, что для этого, как нельзя кстати, подойдёт полувековая история нашей школы. Квест получил название «Знатоки школьной истории».

Далее мной были определены основные этапы подготовки музейного квеста:

1. Постановка цели: при помощи игровой технологии погрузить учащихся в основные события МБОУ СОШ №8 города Бердска

2. Предполагаемый результат: 1) познакомить с историей школы; 2) воспитывать чувство гордости за выдающихся учителей и учеников школы и значимые события; 3) помочь осознать роль сохранения памяти к родной истории.

3. Создание квеста: отбор значимого материала, написание сценария, обдумывание маршрута.

4. Выбор ресурсов: использование материалов по истории школы, экспонатов школьного музея.

5. Подготовка к реализации квеста: подготовка лекторской группы по истории школы; социализация учащихся, объединение их в разные группы по цвету входных билетов в музей; объяснение правил прохождения квеста; информация о пространстве и времени прохождения квеста.

6. Проведение квеста

7. Рефлексия. Награждение победителей

Обобщение и выводы

Квест – уникальное средство воспитания и организации посетителей школьного музея. Здесь сочетаются игра и познавательный процесс. В нашем случае предусмотрена десятиминутная лекция, но большинство информации участники команд получают не от экскурсоводов, а в ходе квеста, при самостоятельной работе с основными экспозициями музея. Мотивация растёт в ходе соревнования, так как каждая команда должна быстрее других найти пакет с заданием и получить фрагмент карты за его правильное выполнение. В ходе игры учащиеся получают яркие

эмоциональные переживания, потому что форма проведения квеста добавляет в ход мероприятия азарт. Технология квеста влияет не только на эмоциональную сферу, но и на интеллектуальную составляющую. А руководитель школьного музея получает возможность нестандартно подойти к музейным урокам. Да здравствуют квесты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Школьный музей -  ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у ...

Воспитание патриотизма у учащихся средствами школьного музея

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.  Здесь  представлены  подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие  расширить границы уроков, разно...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...