Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
проект
Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению прошлого и настоящего школы, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностных духовно-нравственных установок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа | 46.89 КБ |
карта инновационного проекта | 110 КБ |
инновационный проект | 110.5 КБ |
презентация | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Забайкальский образовательный форум - 2019
Инновационный проект
Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
Жаргалова Бальжима Дугаржаповна
учитель истории МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»
89963122420, balzhima.radnaeva@mail.ru
п.Агинское
2019г.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………... 3-4
Актуальность и исходное состояние проблемы……………….5-7
Цели и задачи проекта………………………………………….7
Механизм реализации проекта………………………………...8
Содержание и технологическое обеспечение проекта
Описание источников необходимых ресурсов
Поэтапный план реализации проекта
Ожидаемые результаты
Критерии оценки результативности проекта
Перспективы деятельности музея
Основные риски проекта и пути их минимизации
Литература
Паспорт проекта
Проект «Виртуальный школьный музей» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории школы, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности, патриотизма и формирование ценностных духовно-нравственных установок.
Наименование проекта | «Виртуальный школьный музей как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся Агинской средней школы №2» |
Разработчик проекта | Жаргалова Бальжима Дугаржаповна |
Тип проекта: | по виду деятельности - творческий; по типу предметно - содержательной области - межпредметный; по количеству участников - коллективный, разновозрастной; по продолжительности проведения - долгосрочный. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: Формирование современной образовательной среды, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию, повышению интереса учащихся к краеведческой работе, применения информационных технологий посредством создания виртуального музейного пространства МОУ «АСОШ№2». Задачи проекта:
|
Сроки реализации проекта | Проект - долгосрочный, рассчитан на 3 года (октябрь 2019г. – октябрь 2022г.) |
Исполнители проекта | Учащиеся школы, родители, учителя, администрация школы. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Результаты-продукты:
Результаты-эффекты:
Социальные эффекты от реализации проекта: Благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:
|
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта | Указаны в пункте «Описание источников необходимых ресурсов» |
Обоснование актуальности проекта
В основных политико-правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной в области воспитания подрастающего поколения. Сегодня, очевидно, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в образовательных учреждениях является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музея.
Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения истории своего учебного заведения и поселка, как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе формирования личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, что позволяет не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Школьный музей, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школы. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, поселка, школы независимо от того, какую тему они изучают.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
Виртуализация школьного музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности через краеведческую работу и функционирование школьного музея. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой, исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования новых современных форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Виртуальный музей школы».
Идея создания виртуального музея школы связана с использованием Интернет-технологий, а именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и учителя. Использование электронного формата дает возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными, позволяет заинтересовать широкий круг людей, он основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Новизна проекта
Виртуальный музей - это дополнительный канал по пополнению краеведческих материалов. За время существования МОУ «АСОШ№2», это 135 лет, накопилось очень много материала. Этот материал требует систематизации. Школьное здание МОУ «АСОШ№2» не располагает помещениями для размещения накопленного материала. Виртуальный музей никак не связан с реальным помещением, он существует в глобальной сети, которая значительно расширяет рамки традиционного школьного музея.
Виртуальный музей будет содействовать патриотическому воспитанию учащихся, обеспечит доступ к информации об истории школы всем заинтересованным лицам, а также будет служить в качестве дополнительного канала по пополнению краеведческих материалов. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Формирование современной образовательной среды, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию, повышению интереса учащихся к краеведческой работе, применения информационных технологий посредством создания виртуального музейного пространства МОУ «АСОШ№2».
Задачи проекта:
- Создать рабочую группу по созданию виртуального музея, распределить обязанности;
- Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Создать веб-сайт школьного музея посредством использования интернет-технологий, разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;
- Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала, систематизировать исторический и другой материал по разделам будущего сайта и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами;
- Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;
- Опубликовать информацию о работе виртуального сайта музея в сети интернет на сайте МОУ «АСОШ№2», через социальные сети.
Целевая аудитория проекта:
Данный проект вовлекает в исследовательскую, поисковую деятельность учащихся на всех этапах обучения в школе, также родителей, учителей школы, общественности. Совместный труд школьников, учителей, родителей, общественности способствует формированию духовно- нравственных, патриотических ориентиров молодежи, активной гражданской позиции.
Механизм реализации проекта
Проект будет реализовываться под руководством учителя истории Жаргаловой Бальжимы Дугаржаповны, при участии инициативной группы учащихся и администрации школы. Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и учащиеся школы, их родители и родственники, представители общественности.
Из учащихся, заинтересованных в данном виде деятельности создается группа-актив музея, внутри актива предполагается распределение обязанностей по направлениям. Актив музея в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экскурсий.
Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические интерактивные экскурсии:
1. История школы (фотогалерея, История школы)
3.Выпуски разных лет (фотогалерея)
4.Школьные праздники (День Победы, новогодние утренники, школьные выпускные и т.д.)
5.Гордость школы (фотогалерея)
6.Зал Боевой славы (Герои Войны, герои-выпускники, воспоминания Ветеранов Вов (видео-раздел) и т.д.)
7. Учителями славится Россия (фотогалерея, воспоминания)
На сайте кроме этого будет содержаться:
Карта, ссылки на социальные сети, форум, обратная связь, гостевая книга.
Содержание и технологическое обеспечение проекта
Цели и задачи проекта предполагает активное участие школьников в работе музея. С целью достижения планируемых результатов работа музея строится на использовании следующих педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании:
Технология | Описание | Достигаемые результаты |
Метод проектов | Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Метапредметные результаты, личностные |
Технология исследовательского обучения | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технологии развития критического мышления | Умение размышлять над тем, как получить знания; развивать аналитическое мышление и творческое мышление; определять своё личное отношение к информации; умение ставить и решать проблемы. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технология проблемного обучения | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. | Учебные, личностные результаты |
Кейс-технологии | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология проектирования содержания образования при построении учебных тем | Даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Учебные результаты |
Технологии организации группового взаимодействия | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология «Пишем историю сами» | Развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Описание источников необходимых ресурсов
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы:
- Руководитель проекта Жаргалова Б.Д., учитель истории
- Системный администратор Жигжитова Б.Б., учитель информатики
- Модераторы сайта – учащиеся школы, родители, выпускники
- Учителя школы, прошедшие подготовку по ИКТ-технологиям
Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):
- Технические средства: компьютерный класс (10 ПК), проектор, экран, принтер цветной, сканер, цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера, микрофон; оборудование компьютерной сети, подключение к сети Интернет;
- программное обеспечение, антивирусное программное обеспечение;
Материально-технические ресурсы (необходимое):
1. ноутбук
2. обслуживание редактора сайта на платформе wix.com
Информационные ресурсы:
1. Архив школьного музея, исследовательские работы учащихся;
2. Умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы: поиска и отбора информации, обработки собранного материала, систематизации, умения работать в различных программах;
3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: интервьюирования, технология создания сайта и основы web-дизайна.
Финансирование проекта – бюджетное и внебюджетное
Данный проект является инновационным, так как решение проблемы достигается незначительными затратами. Наиболее затратные статьи расходов на материально техническое обеспечение и их обслуживание. Смета расходов составляет 47 000 рублей.
Поэтапный план реализации проекта
Проект - долгосрочный, рассчитан на 3 года (октябрь 2019г. – октябрь 2022г.)
Этап реализации проекта | Мероприятие деятельность | Срок проведения | Краткое описание мероприятия, деятельности |
Подготовительный этап | Изучение литературы, подготовка и работа над проектом | Октябрь 2019г. | Готовый проект |
Анкетирование среди учащихся, учителей и родителей | Октябрь 2019г. | ||
Составление сметы расходов | Ноябрь 2019г. | ||
Создание рабочей группы | Ноябрь 2019г. | Разработка плана действий | |
Работа с архивом школы, выявление материалов, необходимых для подготовки будущих экспозиций | Декабрь 2019г.- май 2020г. | Собранные для работы материалы | |
Организация поисковой деятельности школьников | Собеседования с участниками проекта | ||
Основной этап Создание сайта | Сбор материала для сайта | Июнь 2020г.- декабрь 2020г. | |
Оцифровка вещественных и документальных материалов для экспозиций | Январь 2021г. – март 2021г. | Оцифрованы необходимые материалы | |
Комплектование электронного архива по материалам экспозиций | Апрель 2021г.- июнь 2021г. | Скомплектованы папки электронного архива | |
Подготовка мультимедиа, видео, презентации школьного виртуального музея | Июнь 2021г. – ноябрь 2021г. | Создан материал для виртуального музея | |
Оформление электронного варианта экспозиций музея | |||
Создание виртуальных экспозиций | |||
Составление поясняющих текстов для экспозиций | |||
Выбор типа сайта | Ноябрь –декабрь 2021г. | Выбран тип сайта | |
Регистрация домена | Зарегистрирован домен | ||
Получение аккаунта | Получено место | ||
Публикация экспозиции | Январь 2022г. – апрель 2022г. | Экспозиции опубликованы | |
Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы | Май 2022г. | ||
Завершающий этап | Организация презентации школьного интерактивного музея | Июнь 2022г. | |
Обобщение опыта работы Анализ результатов и корректировка недочетов проекта | Сентябрь – октябрь 2022г. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Результаты-продукты:
- Создан виртуальный музей истории школы МОУ «АСОШ№2» п.Агинское;
- Созданы виртуальные коллекции, выставки, обзоры фондов музея школы и экспонатов;
- Создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий и уроков истории;
Результаты-эффекты:
- Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы;
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка, края, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея;
- Повышение ИКТ компетентности участников проекта;
- Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея;
Социальные эффекты от реализации проекта:
Благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:
- Сохранена память об истории школы поселка;
- Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Школьный музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей;
Перспективы развития проекта:
- Доступность и мобильность выставок и тематических экскурсий при использовании электронного формата, позволит заинтересовать и познакомить с ним широкий круг людей;
- Данный проект может быть реализован не только в нашем образовательном учреждении, но и в любом другом.
- Пополнение материалов при сетевом взаимодействии с организациями п.Агинское (районная библиотека, краевая библиотека им.Жамцарано, краеведческий музей им.Г.Цыбикова, государственный архив)
Критерии оценки результативности проекта
- Рост интереса учащихся к изучению истории родного края, проявление чувства патриотизма к своей стране посредством активного участия в создании виртуального музея школы;
- Рост числа учащихся, получающих возможность для самопрезентации своей деятельности. Это будет отслеживаться количеством участия в конференциях различного уровня, публикации своих работ в разных источниках.
- Рост количества учителей, использующих возможности виртуального музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера. Следствие этого проявление патриотизма учащихся, гражданского воспитания, активной жизненной позиции.
- Общественное признание образовательного и воспитательного виртуального музея школы через проведение анкетирования и опроса учащихся и родителей.
Основные риски проекта и пути их минимизации
№ | Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1. | Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении каких- либо конкретных вопросов. | Повышение уровня, компетенции за счет проведения семинаров, консультаций педагогов школы, так и взаимопомощь самих участников. Использование групповых методов работы. Сотрудничество с другими образовательными организациями. |
2. | Низкая мотивация педагогов и учащихся образовательного учреждения по теме проекта | Повышать мотивацию к взаимодействию совместно с администрацией школы. Проведение пропаганды через Internet, проведение конкурсов, соревнований, фотовыставок и т.д. |
3. | Отсутствие финансовых средств для реализации проекта | Привлечение спонсорской помощи. |
Предварительный просмотр:
Карта инновационного проекта
1. Организация: МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»
2. Населенный пункт: п.Агинское ГО «Поселок Агинское»
3. Название проекта: Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
4. Автор проекта: Жаргалова Бальжима Дугаржаповна
5. Контакт. тел., e-mail: 89963122420, balzhima.radnaeva@mail.ru
6. Аннотация проекта:
Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению прошлого и настоящего школы, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностных духовно-нравственных установок.
7. Целевая аудитория проекта:
Данный проект вовлекает в исследовательскую, поисковую деятельность учащихся на всех этапах обучения в школе, также родителей, учителей школы, общественности. Совместный труд школьников, учителей, родителей, общественности способствует формированию духовно- нравственных, патриотических ориентиров молодежи, активной гражданской позиции.
8. Обоснование актуальности проекта:
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной в области воспитания подрастающего поколения. Сегодня, очевидно, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в образовательных учреждениях является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.
При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности через краеведческую работу и функционирование школьного музея. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой, исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования новых современных форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Виртуальный музей школы».
Идея создания виртуального музея школы связана с использованием Интернет-технологий, а именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и учителя. Использование электронного формата дает возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными, позволяет заинтересовать широкий круг людей, он основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Виртуальный музей - это дополнительный канал по пополнению краеведческих материалов. За время существования МОУ «АСОШ№2», это 135 лет, накопилось очень много материала. Этот материал требует систематизации. Школьное здание МОУ «АСОШ№2» не располагает помещениями для размещения накопленного материала. Виртуальный музей никак не связан с реальным помещением, он существует в глобальной сети, которая значительно расширяет рамки традиционного школьного музея.
Виртуальный музей будет содействовать патриотическому воспитанию учащихся, обеспечит доступ к информации об истории школы всем заинтересованным лицам, а также будет служить в качестве дополнительного канала по пополнению краеведческих материалов. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
9. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Формирование современной образовательной среды, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию, повышению интереса учащихся к краеведческой работе, применения информационных технологий посредством создания виртуального музейного пространства МОУ «АСОШ№2».
Задачи проекта:
- Создать рабочую группу по созданию виртуального музея, распределить обязанности;
- Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Создать веб-сайт школьного музея посредством использования интернет-технологий, разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;
- Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала, систематизировать исторический и другой материал по разделам будущего сайта и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами;
- Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;
- Опубликовать информацию о работе виртуального сайта музея в сети интернет на сайте МОУ «АСОШ№2», через социальные сети.
10. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Результаты-продукты:
- Создан виртуальный музей истории школы МОУ «АСОШ№2» п.Агинское;
- Созданы виртуальные коллекции, выставки, обзоры фондов музея школы и экспонатов;
- Создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий и уроков истории;
Результаты-эффекты:
- Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы;
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка, края, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея;
- Повышение ИКТ компетентности участников проекта;
- Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея;
Критерии оценки результативности проекта
- Рост интереса учащихся к изучению истории родного края, проявление чувства патриотизма к своей стране посредством активного участия в создании виртуального музея школы;
- Рост числа учащихся, получающих возможность для самопрезентации своей деятельности. Это будет отслеживаться количеством участия в конференциях различного уровня, публикации своих работ в разных источниках.
- Рост количества учителей, использующих возможности виртуального музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера. Следствие этого проявление патриотизма учащихся, гражданского воспитания, активной жизненной позиции.
- Общественное признание образовательного и воспитательного виртуального музея школы через проведение анкетирования и опроса учащихся и родителей.
11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:
Цели и задачи проекта предполагает активное участие школьников в работе музея. С целью достижения планируемых результатов работа музея строится на использовании следующих педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании:
Технология | Описание | Достигаемые результаты |
Метод проектов | Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Метапредметные результаты, личностные |
Технология исследовательского обучения | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технологии развития критического мышления | Умение размышлять над тем, как получить знания; развивать аналитическое мышление и творческое мышление; определять своё личное отношение к информации; умение ставить и решать проблемы. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технология проблемного обучения | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. | Учебные, личностные результаты |
Кейс-технологии | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология проектирования содержания образования при построении учебных тем | Даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Учебные результаты |
Технологии организации группового взаимодействия | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология «Пишем историю сами» | Развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
12. Социальные эффекты от реализации проекта:
Благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:
- Сохранена память об истории школы поселка;
- Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Школьный музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей;
13. Перспективы развития проекта:
- Доступность и мобильность выставок и тематических экскурсий при использовании электронного формата, позволит заинтересовать и познакомить с ним широкий круг людей;
- Данный проект может быть реализован не только в нашем образовательном учреждении, но и в любом другом.
- Пополнение материалов при сетевом взаимодействии с организациями п.Агинское (районная библиотека, краевая библиотека им.Жамцарано, краеведческий музей им.Г.Цыбикова, государственный архив)
14. Описание источников необходимых ресурсов
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы:
- Руководитель проекта Жаргалова Б.Д., учитель истории
- Системный администратор Жигжитова Б.Б., учитель информатики
- Модераторы сайта – учащиеся школы, родители, выпускники
- Учителя школы, прошедшие подготовку по ИКТ-технологиям
Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):
- Технические средства: компьютерный класс (10 ПК), проектор, экран, принтер цветной, сканер, цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера, микрофон; оборудование компьютерной сети, подключение к сети Интернет;
- программное обеспечение, антивирусное программное обеспечение;
Материально-технические ресурсы (необходимое):
1. ноутбук
2. обслуживание редактора сайта на платформе wix.com
Информационные ресурсы:
1. Архив школьного музея, исследовательские работы учащихся;
2. Умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы: поиска и отбора информации, обработки собранного материала, систематизации, умения работать в различных программах;
3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: интервьюирования, технология создания сайта и основы web-дизайна.
Финансирование проекта – бюджетное и внебюджетное
Данный проект является инновационным, так как решение проблемы достигается незначительными затратами. Наиболее затратные статьи расходов на материально техническое обеспечение и их обслуживание. Смета расходов составляет 47 000 рублей.
№ п/п | Статья расходов | Требует/не требует финансирования | Сумма |
Кадровые ресурсы | Не требует, будет оплачиваться (финансирование школы) | - | |
Материально-технические ресурсы | Не требует (имеется на базе школы) | - | |
Ноутбук | Требует | 30 000 руб. | |
Информационные ресурсы | Не требует | - | |
| Обслуживание редактора сайта на платформе wix.com | Требует | 10 000 руб. |
| Разное (канцтовары, оформление буклетов) | Требует | 5 000 руб. |
| Дипломы, грамоты, благодарности участникам проекта | Требует | 2000 руб. |
ИТОГО | 47 000 руб. |
15. Поэтапный план реализации проекта:
Проект - долгосрочный, рассчитан на 3 года (октябрь 2019г. – октябрь 2022г.)
Этап реализации проекта | Мероприятие деятельность | Срок проведения | Краткое описание мероприятия, деятельности |
Подготовительный этап | Изучение литературы, подготовка и работа над проектом | Октябрь 2019г. | Готовый проект |
Анкетирование среди учащихся, учителей и родителей | Октябрь 2019г. | ||
Составление сметы расходов | Ноябрь 2019г. | ||
Создание рабочей группы | Ноябрь 2019г. | Разработка плана действий | |
Работа с архивом школы, выявление материалов, необходимых для подготовки будущих экспозиций | Декабрь 2019г.- май 2020г. | Собранные для работы материалы | |
Организация поисковой деятельности школьников | Собеседования с участниками проекта | ||
Основной этап Создание сайта | Сбор материала для сайта | Июнь 2020г.- декабрь 2020г. | |
Оцифровка вещественных и документальных материалов для экспозиций | Январь 2021г. – март 2021г. | Оцифрованы необходимые материалы | |
Комплектование электронного архива по материалам экспозиций | Апрель 2021г.- июнь 2021г. | Скомплектованы папки электронного архива | |
Подготовка мультимедиа, видео, презентации школьного виртуального музея | Июнь 2021г. – ноябрь 2021г. | Создан материал для виртуального музея | |
Оформление электронного варианта экспозиций музея | |||
Создание виртуальных экспозиций | |||
Составление поясняющих текстов для экспозиций | |||
Выбор типа сайта | Ноябрь –декабрь 2021г. | Выбран тип сайта | |
Регистрация домена | Зарегистрирован домен | ||
Получение аккаунта | Получено место | ||
Публикация экспозиции | Январь 2022г. – апрель 2022г. | Экспозиции опубликованы | |
Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы | Май 2022г. | ||
Завершающий этап | Организация презентации школьного интерактивного музея | Июнь 2022г. | |
Обобщение опыта работы Анализ результатов и корректировка недочетов проекта | Сентябрь – октябрь 2022г. |
Предварительный просмотр:
Забайкальский образовательный форум - 2019
Инновационный проект
Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
Жаргалова Бальжима Дугаржаповна
учитель истории МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»
89963122420, balzhima.radnaeva@mail.ru
п.Агинское
2019г.
Аннотация проекта:
Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению прошлого и настоящего школы, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностных духовно-нравственных установок.
Целевая аудитория проекта:
Данный проект вовлекает в исследовательскую, поисковую деятельность учащихся на всех этапах обучения в школе, также родителей, учителей школы, общественности. Совместный труд школьников, учителей, родителей, общественности способствует формированию духовно- нравственных, патриотических ориентиров молодежи, активной гражданской позиции.
Обоснование актуальности проекта:
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной в области воспитания подрастающего поколения. Сегодня, очевидно, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в образовательных учреждениях является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.
При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности через краеведческую работу и функционирование школьного музея. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой, исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования новых современных форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Виртуальный музей школы».
Идея создания виртуального музея школы связана с использованием Интернет-технологий, а именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и учителя. Использование электронного формата дает возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными, позволяет заинтересовать широкий круг людей, он основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Виртуальный музей - это дополнительный канал по пополнению краеведческих материалов. За время существования МОУ «АСОШ№2», это 135 лет, накопилось очень много материала. Этот материал требует систематизации. Школьное здание МОУ «АСОШ№2» не располагает помещениями для размещения накопленного материала. Виртуальный музей никак не связан с реальным помещением, он существует в глобальной сети, которая значительно расширяет рамки традиционного школьного музея.
Виртуальный музей будет содействовать патриотическому воспитанию учащихся, обеспечит доступ к информации об истории школы всем заинтересованным лицам, а также будет служить в качестве дополнительного канала по пополнению краеведческих материалов. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Формирование современной образовательной среды, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию, повышению интереса учащихся к краеведческой работе, применения информационных технологий посредством создания виртуального музейного пространства МОУ «АСОШ№2».
Задачи проекта:
- Создать рабочую группу по созданию виртуального музея, распределить обязанности;
- Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Создать веб-сайт школьного музея посредством использования интернет-технологий, разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;
- Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала, систематизировать исторический и другой материал по разделам будущего сайта и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами;
- Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;
- Опубликовать информацию о работе виртуального сайта музея в сети интернет на сайте МОУ «АСОШ№2», через социальные сети.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Результаты-продукты:
- Создан виртуальный музей истории школы МОУ «АСОШ№2» п.Агинское;
- Созданы виртуальные коллекции, выставки, обзоры фондов музея школы и экспонатов;
- Создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий и уроков истории;
Результаты-эффекты:
- Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы;
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка, края, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея;
- Повышение ИКТ компетентности участников проекта;
- Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея;
Социальные эффекты от реализации проекта:
Благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:
- Сохранена память об истории школы поселка;
- Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Школьный музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей;
Перспективы развития проекта:
- Доступность и мобильность выставок и тематических экскурсий при использовании электронного формата, позволит заинтересовать и познакомить с ним широкий круг людей;
- Данный проект может быть реализован не только в нашем образовательном учреждении, но и в любом другом.
- Пополнение материалов при сетевом взаимодействии с организациями п.Агинское (районная библиотека, краевая библиотека им.Жамцарано, краеведческий музей им.Г.Цыбикова, государственный архив)
Критерии оценки результативности проекта
- Рост интереса учащихся к изучению истории родного края, проявление чувства патриотизма к своей стране посредством активного участия в создании виртуального музея школы;
- Рост числа учащихся, получающих возможность для самопрезентации своей деятельности. Это будет отслеживаться количеством участия в конференциях различного уровня, публикации своих работ в разных источниках.
- Рост количества учителей, использующих возможности виртуального музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера. Следствие этого проявление патриотизма учащихся, гражданского воспитания, активной жизненной позиции.
- Общественное признание образовательного и воспитательного виртуального музея школы через проведение анкетирования и опроса учащихся и родителей.
Содержание и технологическое обеспечение проекта:
Цели и задачи проекта предполагает активное участие школьников в работе музея. С целью достижения планируемых результатов работа музея строится на использовании следующих педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании:
Технология | Описание | Достигаемые результаты |
Метод проектов | Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Метапредметные результаты, личностные |
Технология исследовательского обучения | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технологии развития критического мышления | Умение размышлять над тем, как получить знания; развивать аналитическое мышление и творческое мышление; определять своё личное отношение к информации; умение ставить и решать проблемы. | Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие |
Технология проблемного обучения | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. | Учебные, личностные результаты |
Кейс-технологии | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология проектирования содержания образования при построении учебных тем | Даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | Учебные результаты |
Технологии организации группового взаимодействия | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Технология «Пишем историю сами» | Развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие |
Описание источников необходимых ресурсов
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы:
- Руководитель проекта Жаргалова Б.Д., учитель истории
- Системный администратор Жигжитова Б.Б., учитель информатики
- Модераторы сайта – учащиеся школы, родители, выпускники
- Учителя школы, прошедшие подготовку по ИКТ-технологиям
Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):
- Технические средства: компьютерный класс (10 ПК), проектор, экран, принтер цветной, сканер, цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера, микрофон; оборудование компьютерной сети, подключение к сети Интернет;
- программное обеспечение, антивирусное программное обеспечение;
Материально-технические ресурсы (необходимое):
1. ноутбук
2. обслуживание редактора сайта на платформе wix.com
Информационные ресурсы:
1. Архив школьного музея, исследовательские работы учащихся;
2. Умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы: поиска и отбора информации, обработки собранного материала, систематизации, умения работать в различных программах;
3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: интервьюирования, технология создания сайта и основы web-дизайна.
Финансирование проекта – бюджетное и внебюджетное
Данный проект является инновационным, так как решение проблемы достигается незначительными затратами. Наиболее затратные статьи расходов на материально техническое обеспечение и их обслуживание. Смета расходов составляет 47 000 рублей.
№ п/п | Статья расходов | Требует/не требует финансирования | Сумма |
Кадровые ресурсы | Не требует, будет оплачиваться (финансирование школы) | - | |
Материально-технические ресурсы | Не требует (имеется на базе школы) | - | |
Ноутбук | Требует | 30 000 руб. | |
Информационные ресурсы | Не требует | - | |
| Обслуживание редактора сайта на платформе wix.com | Требует | 10 000 руб. |
| Разное (канцтовары, оформление буклетов) | Требует | 5 000 руб. |
| Дипломы, грамоты, благодарности участникам проекта | Требует | 2000 руб. |
ИТОГО | 47 000 руб. |
Поэтапный план реализации проекта:
Проект - долгосрочный, рассчитан на 3 года (октябрь 2019г. – октябрь 2022г.)
Этап реализации проекта | Мероприятие деятельность | Срок проведения | Краткое описание мероприятия, деятельности |
Подготовительный этап | Изучение литературы, подготовка и работа над проектом | Октябрь 2019г. | Готовый проект |
Анкетирование среди учащихся, учителей и родителей | Октябрь 2019г. | ||
Составление сметы расходов | Ноябрь 2019г. | ||
Создание рабочей группы | Ноябрь 2019г. | Разработка плана действий | |
Работа с архивом школы, выявление материалов, необходимых для подготовки будущих экспозиций | Декабрь 2019г.- май 2020г. | Собранные для работы материалы | |
Организация поисковой деятельности школьников | Собеседования с участниками проекта | ||
Основной этап Создание сайта | Сбор материала для сайта | Июнь 2020г.- декабрь 2020г. | |
Оцифровка вещественных и документальных материалов для экспозиций | Январь 2021г. – март 2021г. | Оцифрованы необходимые материалы | |
Комплектование электронного архива по материалам экспозиций | Апрель 2021г.- июнь 2021г. | Скомплектованы папки электронного архива | |
Подготовка мультимедиа, видео, презентации школьного виртуального музея | Июнь 2021г. – ноябрь 2021г. | Создан материал для виртуального музея | |
Оформление электронного варианта экспозиций музея | |||
Создание виртуальных экспозиций | |||
Составление поясняющих текстов для экспозиций | |||
Выбор типа сайта | Ноябрь –декабрь 2021г. | Выбран тип сайта | |
Регистрация домена | Зарегистрирован домен | ||
Получение аккаунта | Получено место | ||
Публикация экспозиции | Январь 2022г. – апрель 2022г. | Экспозиции опубликованы | |
Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы | Май 2022г. | ||
Завершающий этап | Организация презентации школьного интерактивного музея | Июнь 2022г. | |
Обобщение опыта работы Анализ результатов и корректировка недочетов проекта | Сентябрь – октябрь 2022г. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьный музей Виртуальный школьный музей воспитание гражданственности воспитание патриотизма социализация личности развитие личности
Участники проекта Учащиеся Родители Учителя Общественность
Ожидаемые результаты проекта Результаты - продукты Результаты - эффекты Социальные эффекты
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся
Доклад представлен на педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов рабо...
педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»
Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов пед...
Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения
Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...
Образовательный проект «Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»
Образовательный проект«Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»...