Особые дети в школе или немного об инклюзии
статья на тему
Сегодня мы всё чаще слышим словосочетание, которое ещё недавно было для большинства непонятным и странным – инклюзивное образование. Когда люди впервые слышат, его на лицах возникает недоумение и следует резонный вопрос: «А что это?». Услышав же ответ, вопрос не иссякает, а недоумение и непонимание только усиливается. Сразу следуют вопросы: «а зачем?», «а как это можно реализовать практически?», «а не повредит ли это «нормальным» детям?». Об этом и поговорим в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пацановская Светлана Владимировна
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 277
Особые дети в школе или немного об инклюзии.
Сегодня мы всё чаще слышим словосочетание, которое ещё недавно было для большинства непонятным и странным – инклюзивное образование. Когда люди впервые слышат, его на лицах возникает недоумение и следует резонный вопрос: «А что это?». Услышав же ответ, вопрос не иссякает, а недоумение и непонимание только усиливается. Сразу следуют вопросы: «а зачем?», «а как это можно реализовать практически?», «а не повредит ли это «нормальным» детям?».
Чаще всего все эти вопросы возникают из-за недостатка информации или неправильной её интерпретации. И хорошо если дело только в этом. Страшно если дело в нежелании принять и понять, что дети с ограниченными возможностями здоровья тоже нормальные и имеют все те же права, что и дети без таких ограничений, только не могут их реализовать. И одна из главных задач современного общества сделать, так чтобы эти дети не были ущемлены в своих возможностях.
Под инклюзией как раз и понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. [2].
Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению[3].
Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
На кого же направлена программа инклюзивного образования, кого относят людям с ограниченными возможностями здоровья. Это люди:
- с аутизмом
- с хроническими заболеваниями (ДЦП, бронхиальной астмой, рассеянным склерозом, эпилепсией, раком, сахарным диабетом, пороком сердца и т.д.)
- слабослышащие или глухие люди
- с ограниченными возможностями умственного здоровья
- с нарушениями способностей к обучению (проблемы с чтением, речью, письмом и способностью рассуждать, гиперактивностью и невнимательностью)
- с амнезией
- с психическими заболеваниями
- с ограниченными физическими возможностями
- с речевыми и языковыми расстройствами
- слабовидящие или слепые люди[4].
Именно такие особенные дети уже находятся в обычных общеобразовательных классах нашей страны или появятся в них в скором будущем. И среди моих учеников есть такие необычные дети. В этом учебном году в 10 класс пришёл слабослышащий ребёнок. Это не могло не вызвать огромное количество затруднений при ведении уроков. Начать с того, что Даниил читает по губам, а, следовательно, у вас должна быть хорошая мимика, громкая внятная и не слишком быстрая речь. И это не считая дискомфорта от того, что кто-то постоянно смотрит вам в рот. Есть трудности и с использованием видео- и аудио- источников информации – вместо звука он слышит шум. Если мы используем на уроке такие источники информации, то ему необходимо дать напечатанный текст с его содержанием. Как вы понимаете, это требует серьёзной дополнительной подготовки. Не сможет он принять участие и в некоторых предметных олимпиадах, например по мировой художественной культуре, так как задания содержат аудио файлы и они не адаптированы для слабослышащих детей.
Глухие и слабослышащие дети, обучающиеся в массовом учреждении, должны одновременно находиться под патронатом специальных служб помощи и поддержки. Эти службы (психолого-медико-педагогические консультации, психолого-педагогические медико-социальные центры, сурдологические центры, консультативные пункты при специальных школах и др.) предоставляют детям коррекционную помощь: коррекция произношения, развитие слухового восприятия, работа над экспрессивной и импрессивной речью. Помощь может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий. Но может также быть эпизодической - по мере обращения родителей или самого ученика (в старших классах). Все зависит от конкретных нужд каждого ребенка[3]. Необходима и очень серьёзная помощь и поддержка со стороны родителей такого ребёнка.
Конечно много ещё предстоит сделать, чтобы такие дети полноценно влились в образовательный процесс. Некоторые скажут, что для таких детей есть специализированные школы, учителя-сурдологи и они должны учиться там. Но пример Даниила доказывает нам обратное. Он прекрасно чувствует себя в коллективе, хорошо учится и совсем не обращает внимания на свои ограниченные возможности. Глядя на него, кажется, что они безграничны.
Вообще тема инклюзии сейчас очень популярна. В этом году во многих школах мира проводился «Самый большой урок в мире», посвящённый как раз инклюзивному образованию. В нашей школе на таком уроке развернулась жаркая дискуссия о целесообразности инклюзивного образования. Некоторые старшеклассники высказали опасения по поводу совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В качестве аргумента приводилось, например увеличение количества браков между людьми с ограничениями и без таковых, что может привести к вырождению рода. Говорилось и о копировании детьми младшего возраста друг друга, и где гарантия того, что ребёнок не привыкнет говорить или делать неправильно. Спор вызвал и вопрос можно ли считать детей с ограниченными возможностями здоровья здоровыми, как предлагают нам авторы инклюзии. Далеко не все были согласны с этим утверждением.
Все эти противоречия только ещё раз доказывают, что у людей ещё недостаточно информации об инклюзии, что их надо готовить к слиянию в одном коллективе. И для этого недостаточно только сделать доступную образовательную среду или ввести систему тьюторства.
Когда детей переводят из специального образования в массовое, то должны быть взвешены все «за» и «против». Зачастую ребенок в условиях интеграции не может получить все необходимое для обучения и коррекции. Специальные школы имеют специальное оборудование и аппаратуру, определенный уровень специальных (коррекционных) технологий, специально подготовленных педагогов, медиков, психологов, плюс ко всему этому имеется постоянный контроль со стороны обслуживающего персонала. Многое из этого не может быть перенесено в массовую школу. Поэтому не всегда следует рассматривать интеграцию как наиболее лучшую перспективу в обучении ребенка с проблемами в развитии по сравнению со специальной школой.
Список литературы:
- "Интеграция в общество", Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005. "Научно-популярное издание. РОИ "Перспектива", М., 2000.
- http://www.russika.ru/t.php?t=3401
- http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/349/document5108.shtml
- https://www.lds.org/topics/disability/list?lang=rus
- Программа "Темпус", Проект "Движение". Теория и практика обучения инвалидов. Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, С-Пб, 2000.
- Проект "Физическая реабилитация в образовательных учреждениях СПб", 2002-2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...
Особые дети - особое общение
В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...
Особые дети - особый подход
В статье освещены вопросы развития, воспитания, обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК. Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-раз...
Уроки музыки и движения в школе для особых детей.
Статья описывает основные принципы построения урока музыки в классах для детей с ОВЗ....
Выступление на педагогическом совете. Проект программы развития школы "Особые дети"
Методическая разработка...