Воспитательный час по здоровьесберегающим технологиям
методическая разработка на тему

Преловская Лариса Геннадьевна

Воспитательный час по здоровьесберегающим технологиям "Профилактика зрения. Влияние цвета на организм человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОКУ «Центр «Перспектива»

Воспитательный час по здоровьесберегающим технологиям.

Профилактика зрения. Влияние цвета на организм человека.

Составитель: Преловская Л.Г.

п. Новоандросово

2018

Влияние цвета на организм. Профилактика зрения.

Цель: донести до учащихся информацию о здоровьесберегающих технологиях.

Задачи;

  • показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного обдуманного выбора;
  • влияние цвета на организм;
  • профилактика зрения.

Мы живем в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гёте писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - умиротворяет, синий - вызывает грусть. Цвет имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

     Русские гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зелёный и жёлтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно.

Однако жёлтое окружение не всегда полезно. Английские психологи заметили, что желтая кабина самолёта вызывает приступ морской болезни даже у самых опытных пилотов.

Длительное действие красного создаёт цветовую усталость. Особо тонкая чувствительность к красному должна быть у сталелитейщика. Зелёный цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызываемые

красным цветом. Ежедневное восприятие «зелени» - важный гигиенический фактор.

Важно правильно сочетать цвет и освещенность в обстановке трудовой

деятельности человека. Темные краски поглощают 98% света.

Гигиенисты доказали, что светлые тона школьной мебели повышают освещённость в классе, благоприятно влияют на работоспособность.

УЧЁТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Цвет

Вверху

Боковые

поверхности

или

перспективы

Внизу

Красный

Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воздействие

Возбуждает

Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Ощущение лёгкости, счастья

Чувство нежности

Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Способствует концентрации внимания

Ощущение тепла,

способствует

релаксации

Эффект

«принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно

Жёлтый

Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует релаксации

Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения

Эффект

«приподнятости», иногда парения

Зелёный

Воспринимается

неестественно

Успокаивает

Успокаивает, «охлаждает»,может оказывать

снотворное действие

Голубой

Ощущение лёгкости, способствует релаксации

«Охлаждает»,

вызывает

отчуждение

«Охлаждает» (более выражено, чем зелёный)

Синий

Вызывает тревожность, беспокойство

Отчуждение в группе

Тревога, «холод», ощущение бездны

Коричневый

Чувство тяжести, давления

Угнетает, усиливает

ипохондрическую

настроенность

Ощущение

уверенности,

твёрдости

Причины ослабления зрения, профилактика

Никто не знает наверняка, когда изобрели очки. В 1266 году Роджер Бэкон, английский монах, нашёл способ увеличения букв в книге, чтобы их было легче читать.

В Западной Европе XVI века очковые линзы уже не являлись диковинкой. Их делали в больших количествах в Северной Италии и Южной Германии.

В Россию очки попали в начале XVII века. Их привезли из Германии и Голландии. Они стоили дорого, но всё равно пользовались большим спросом. В 1784году Бенджамин Франклин изобрёл бифокальные очки, которые представляют собой два различных вида линз в одной и той же оправе.

У некоторых людей глазное яблоко немного вытянуто спереди назад: у других глазное яблоко слишком короткое и хрусталик не может фокусировать чёткое изображение на сетчатку. Очки как бы дают глазу дополнительный хрусталик, корректирующий работу хрусталика глаза так, что на сетчатку фокусируется чёткое изображение. И вы видите лучше!

К сожалению, на современном этапе жизнедеятельности, в связи с компьютеризацией, наличием мобильных связей, телевидения, компьютерных игр, наблюдается резкое падение зрения, причем эта тенденция распространяется на молодое поколение, особенно на подростков. Так, исследовав классные журналы (лист здоровья),60 учащихся из 439 человек имеют заболевания, связанные с глазами, это составляет 14%,

Для того чтобы сохранить свое зрение, следует соблюдать «Гигиену зрения», особые правила, которых нужно придерживаться.


Гигиена зрения для детей

           Гигиена зрения детей предусматривает рациональное освещение рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учебных занятий. Во время зрительной работы рабочее место должно быть равномерно и достаточно хорошо освещено. В вечернее время нужно пользоваться искусственным освещением—настольной лампой в 60 ватт с непрозрачным колпаком. Поставить ее на стол надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30—35см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть, не наклоняясь.

     Если высота стола не соответствует росту ребенка, то на стул нужно подложить кусок толстой доски, а под ноги поставить скамеечку. При правильной посадке нога ребенка стоит всей подошвой на скамеечке, а бедро почти во всю длину лежит на стуле. Передний край стула на 3—5 см необходимо задвинуть под стол.

Ребенок не должен сутулиться, а голова должна находиться дочти в прямом положении, предплечья свободно опираются на крышку парты. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего можно приспособить специальную подставку.

Домашние занятия учащихся I и II классов должны продолжаться не более 1,5—2часов, учащихся III и IV классов— не более. 2 часов, старших школьников—не более 3—4 часов. При этом очень важно периодически давать глазам отдых. Через каждые 30—40 минут занятий необходим 10-минутный перерыв. Очень важно, чтобы учащиеся в течение дня находились на воздухе не менее 2—3 часов.

         Нельзя читать при плохом, освещении, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Рекомендуется смотреть (только детские телепрограммы на расстоянии от экрана телевизора не менее 2.5 м.

        Профилактика близорукости способствует укреплению организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физкультурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний, прежде всего рахита, ревматизма, тонзиллита и туберкулеза. Я бы хотела предложить следующие упражнения для снятия утомления глаз.

Упражнение для снятия утомления глаз (выполнять, сняв очки).

  1. Упр. «Пальминг» (по англ. palm - ладонь).

Сложить обе ладони «ковшичком» и прикрыть ими глаза. При этом локти опираются на стол, глаза прикрыты, между пальцами рук не должно быть щелей. Плечи расслаблены, поза покоя. Держать 2 мин. Веки опущены.

  1. Направить взгляд вдаль - за окно на дальний предмет, или на метку на оконном стекле. Держать 15 сек., затем перевести взор на лежащий предмет на столе на 5-10 сек., так повторить 3-4 раза.
  2. Большой палец правой руки держать на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. в течение 10 сек., пристально глядя на него. Затем медленно отвести его в сторону, провожая взглядом, пока палец не скроется из глаз (голову не поворачивать). Вернуть взор вперед, поднять перед глазами палец левой руки и повторить упражнение в другую сторону. По 2-3 раза в каждую сторону. Будьте здоровы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образова...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...